В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти ряда субъектов Российской Федерации, Российской Академии наук, неправительственных научных и образовательных учреждений, специализированных организаций в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, общественных организаций, средств массовой информации.
Вступительное слово произнес С.Ю.Осадчий, член Комитета председательствующий на "круглом столе". С докладами выступили: Сапожникова В.А. (Ростехнадзор России), Гаврилов В.В.(Минэкономразвития России), Захаров С.А. Депутат Московской Областной Думы, Соловьянов А.А. Заместитель председателя комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии и другие.
Участниками "круглого стола" в процессе обсуждения вопросов законодательного обеспечения обращения с отходами, было отмечено следующее.
Согласно официальным данным из Государственного доклада "Об экологической ситуации и охране окружающей среды в Российской Федерации", за прошедшие пять лет, в области обращения с отходами наблюдается ежегодный прирост массы отходов производства и потребления, поступающих в окружающую среду в количестве 2,5 миллиарда тонн, в составе которых прирост только твердых бытовых отходов (ТБО) составляет 160 млн.куб.метров в год, что в весовом отношении оценивается в 40 млн.тонн. В разных регионах упаковочные отходы составляют примерно от 30 до 60% объема ТБО. Под полигоны и свалки ТБО ежегодно отчуждается до 10 тысяч гектаров земель, включая земли сельскохозяйственного назначения. В настоящее время под полигонами ТБО занято около 110 тысяч гектаров земель, расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов и мест рекреации, что и является источником реальной и потенциальной экологической опасности и нестабильности.
В связи с этим весьма актуальной становится задача по предотвращению и снижению опасности экологической ситуации в стране интенсификацией развития экономики. Рынок упаковочных материалов и услуг по упаковке товаров и производимой продукции динамично развивается. По экспертным данным в настоящее время объем этого рынка составляет от 2 до 3 млрд.долларов в год при темпах роста - 5-6 % в год. Согласно среднестатистическим данным по России в год на каждого человека образуется около 50 кг. упаковочных отходов.В крупных городах этот показатель значительно выше.
В течение последних 15 лет в структуре ТБО существенно возросла доля тары и упаковки из синтетических материалов. В тоже время, мощности по переработке и утилизации отходов, которые были созданы 20 лет назад, оказались не готовы к переработке новых, особых типов отходов из полимерных материалов, содержащих токсичные вещества. Кроме того, совершенствование упаковочной продукции осуществляется в направлении усложнения ее дизайна, предполагающего одновременное использование полимеров, фольги, целлюлозы и т.д., что обусловливает удорожание процессов ее переработки и утилизации. Стоимость технологических и операционных затрат, необходимых для создания условий безопасной утилизации органических отходов возросла более чем в 30 раз. Требуется применение специальных технологий по сжиганию таких отходов в высокотемпературной плазме, по их гранулированию с целью последующего использования в строительном комплексе, по бактериальной дезактивации и другим методам.
Концептуальные основы формирования правоотношений в области обращения с отходами производства и потребления заложены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Базовым законом в указанной области, является Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998г. No 89-ФЗ, направленный на правовое регулирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. И, хотя, непосредственное отношение к этой области имеет и ряд других законов и подзаконных актов Правительства РФ, в том числе, санитарные и строительные нормы и правила, анализ правовой базы в этой сфере показывает наличие пробела в области экономического регулирования и применения фискальных и стимулирующих инструментов, эффективность которых выше по сравнению с мерами административного регулирования.
В настоящее время все более активно обсуждается целесообразность разработки и принятия специальных законов в области тары и упаковки, вторичных материальных ресурсов, специального технического регламента "Об упаковке и упаковочных отходах".
По итогам заседания участники "круглого стола" в целях эффективного решения проблемы упаковочных отходов предложили:
- Федеральному Собранию:
Оказать содействие по устранению пробелов в законодательстве, препятствующих эффективной деятельности в сфере обращения отходов;
ускорить принятие федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и других законопроектов, направленных на формирование экономико-правового механизма природоохранной деятельности;
ввести в законодательную систему инструментарий эколого-экономических индикаторов, отражающих глубину переработки отходов, соответствующую конкретному уровню социально-экономического развития регионов России.
- Правительству Российской Федерации:
Рассмотреть вопрос об освобождении на 5 лет от уплаты налога на прибыль организаций, осуществляющих сбор, сортировку и переработку отходов;
создать межведомственный координирующий орган для широкомасштабного запуска и поддержки развития индустрии по переработке отходов, в том числе упаковочных отходов.
- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
Установить в законодательном порядке региональные уровни переработки отходов;
оказывать содействие деятельности по сбору, сортировке и переработке отходов;
в части региональных налогов предусмотреть льготы для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, сортировке и переработке отходов.
http://www.lebedeva-m.ru/