Эксклюзив
Щемелинин Константин Сергеевич
03 августа 2017
1320

Социальное вхождение во взрослую жизнь

Main sh

Главная цель школьного образования – обучить  молодого человека  выбранной им специальности.

Цель школьного образования – дать не знания, а умения!

Такие профессии как: продавец, водитель, токарь, слесарь, бетонщик, сварщик, плотник, строительный рабочий, сельскохозяйственный работник, переводчик, бухгалтер, журналист, филолог, офис-менеджер, медсестра, младший офицер, священнослужитель начального ранга, спортсмен, программист начального уровня и так далее, – вполне можно и нужно получать в специализированном школьном учреждении.

Вторичные цели школьного образования – научить читать и писать на государственном языке (в России – это русский язык), вырастить патриота своей страны, укрепить здоровье молодого человека и выявить его творческие способности.

Целями школьного образования не являются: получение как можно большего количества знаний, подготовка к вступлению в ВУЗ, а также сдача выпускных экзаменов в школе.

Таким образом, всего у школы должно быть пять целей – вырастить здорового, духовного свободного, творчески развитого, патриотично настроенного специалиста.

Такая схема, построенная на главном принципе – получение профессии в школе – позволяют обществу сэкономить деньги, нервы и время, а школьниками получить не только качественные знания, но и практические умения.

Младшая школа (начальная школа)

Большинство детей должны учиться в ней 4 года - с 7 до 11 лет.

Цели младшей школы: научить детей читать, писать и считать; дать самые общие знания (типа того, что Земля круглая), а также укрепить здоровье малышей.

Главные предметы: чтение, письмо, математика, природоведение и физкультура.

От любых второстепенных предметов (рисование и так далее) семья может отказаться, а значит, их ребенок получает право не посещать занятия по данным предметам. Можно отказаться учиться на всех второстепенных предметах, но отказаться учиться ни от одного главного предмета нельзя.

Оценок в числовой или иной форме в младшей школе быть не должно, разрешается только устная оценка типа «хорошо-плохо».

Никаких экзаменов (вступительных, выпускных или текущих) в младшей школе быть не должно.

Средняя школа

Большинство подростков должны учиться в ней 4 года - с 11 до 15 лет.

Так как в младшей школе выпускных экзаменов не проводилось, значит и вступительных экзаменов в среднюю школу быть не должно.

Цели средней школы: получение широкого спектра знаний ограниченного объема по разным областям с целью выбора специальности, закладывание основы для развития патриотизма и навыков социальной коммуникации, а также укрепление здоровья.

С целью наиболее полного выявления творческого потенциала каждого подростка предметы в средней школе должны быть максимально узкими. Такой принцип обучения поможет подросткам найти себя и не потеряться в море избыточной информации.

В качестве примеров излишне широких для школы предметов можно привести литературу и биологию.

Литературы как единого предмета быть не должно, а должны изучаться отдельно родная литература, мировая литература, журналистика, стихосложение и так далее.

Биологии как единого предмета также быть не должно, а должны изучаться отдельно растениеводство, животноводство, комнатное цветоводство, общая биология, зоология, анатомия человека и так далее.

Ученики в средней школе должны иметь возможность пройти курс обучения изобретательству. Подробнее об этом написано в главе «Обучение изобретательству в школе» моей книги «Деньги» http://www.schemelinin.com/money.html.

Кроме того, у подростков должна быть возможность изучать логику, психологию, астрономию, этику, рисование, музыку и прочие специфические предметы.

Единственный предмет, который ни в коем случае нельзя изучать в школе – это философия, ибо она рассматривает устройство мира в целом, а также жизнь и смерть – для молодых людей, только познающих мир, такие вопросы являются слишком сложными.

В итоге получится, что число изучаемых предметов в средней школе окажется порядка 30-40 единиц; но это не проблема, поэтому отдельных предметов вполне может быть свыше 50.

Главные предметы: государственный язык (для РФ – это русский язык), иностранный язык, родная литература (для России – это русская литература), история (для РФ – это история России и мировая история), физкультура, а также несколько предметов по математике и естественным наукам.

Хотя бы несколько второстепенных предметов ребенок должен усвоить вместе с главными, поэтому отказаться от всех второстепенных предметов (как это было возможно сделать в младшей школе) школьник не может.

Подросток должен иметь право выбирать второстепенные предметы, а также уровень сложности, как для главных, так и для второстепенных предметов. Этот выбор, во-первых, делает группы обучающихся разнородными по возрасту, а значит, улучшает социальные навыки общения в группе; во-вторых, позволяет развивать те способности ребенка, которые в нем заложены природой; и, в-третьих, повышает чувство ответственности ребенка за свой выбор. Данная система неплохо реализована на сегодня, в частности, в США.

В качестве примера выбора второстепенных предметов можно привести, например, органическую химию: тот, кто хочет стать переводчиком, скорее всего, откажется изучать ее, а вот тот, кто хочет стать медицинским работником органическую химию будет изучать обязательно.

Оценки в средней школе нужны, экзамены тоже нужны, но экзамены должны не являться самоцелью.

Специальная школа (старшая школа, или специализированная школа, или высшая школа)

Большинство юношей и девушек должны учиться в ней 3 года – с 15 до 18 лет.

Именно в это время у многих обучающихся начинает падать интерес к обучению из-за того, что ученики видят несоответствие между тем, какие знания и умения нужны в реальной жизни, и теми заданиями, которые они получают в школе. Кроме того, биологический возраст требует вступления во взрослую жизнь, для чего нужны деньги, а школа мало что дает в этом направлении. Получение специальности – вот основа для поддержания внутреннего стремления школьника к активному обучению!

Главные цели специальной школы: получение специальности, воспитание патриота, подготовка к жизни в мире денег и укрепление здоровья.

Главные предметы: комплекс предметов по специальности, государственный язык (в России – это русский язык), история данного государства (в РФ – это история России), экономика, физкультура и начальная военная подготовка.

Принципы обучения главным и второстепенным предметам в специальной и средней школе одинаковы, то есть от каких-то второстепенных предметов можно оказаться, плюс должна быть возможность обучаться по обычной или углубленной программе. Предметы по выбранной профессии являются главными, то есть, например, для будущего медработника анатомия человека является главным предметом и не изучать ее нельзя, а для будущего токаря анатомия человека главным предметом не является, поэтому он может отказаться изучать ее.

Профессии, получаемые в специальной школе, являются обычными, широко распространенными, принципиально осваиваемыми большинством людей, поэтому вступительных экзаменов в среднюю специальную школу быть не должно, соответственно, результаты экзаменов в средней школе не имеют иного значения, кроме как для контроля успеваемости.

Старших школ должно быть два типа: 90% школ – для получения специальности и 10% школ – для получения академического образования.

Итогом обучения в специальной школе для 90% школьников является освоение специальности, а для 10% школьников, обучавшихся в школах академического типа, – получение глубоких знаний по научным дисциплинам.

Те выпускники, кто желает продолжить обучение в институтах и университетах, должны сдать государственные экзамены (в России в настоящее время это - ЕГЭ). Те же выпускники, кто желает работать, начинают искать себе работу по выбранной специальности и сдавать государственный экзамен для поступления в ВУЗ им оказывается не нужно.

Преимущества данной схемы школьного обучения:

1) Школьники систематически обучаются государственному языку.

2) Школьники достаточно патриотичны (история и начальная военная подготовка).

3) Выпускники, преимущественно, имеют специальность и уже могут работать и зарабатывать деньги (предметы по выбранной профессии).

4) Выпускники имеют возможность понять денежные отношения (экономика).

5) Школьники имеют возможность укреплять свое физическое здоровье (физкультура).

6) Школьники имеют возможность сохранять свое психическое здоровье от экзаменационного стресса (отсутствие оценок в младшей школе, низкая важность экзаменов в средней школе, возможность не идти в университет и поэтому не сдавать государственные экзамены для поступления в ВУЗы).

7) Школьники имеют возможность развивать свои таланты (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучением предмета).

8) Школьники узнают, что такое право выбора и начинают понимать, что надо нести ответственность за свой выбор (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучение предмета).

9) Школьники получают набор навыков общения в разновозрастных коллективах (выбор между обычным для своего возраста и углубленным – для старшего возраста – изучением предмета).

10) Школьники преодолевают страх выбора и страх сделать ошибку (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучение предмета, отказ от изучения предмета).

11) Школьники, в целом, не должны испытывать отвращения к учебе в процессе обучения (как может не нравится та специальность, которую ты сам добровольно выбрал?).

12) Школа дает реальные знания и умения, которые нужны во взрослой жизни (предметы по специальности).

13) Науки изучают те, кто хочет и кому нужно их изучать (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучением предмета, отказ от изучения предмета, выбор старшей школы академического типа).

14) Разделение школьников по интересам (те, кто хотят быть сварщиками и токарями не должны учиться вместе с будущими медсестрами или офис-менеджерами).

15) Легкая возможность сменить профессию в молодом возрасте (тот, кто получил специальность медика, но передумал, имеет право поступить в любой университет и стать, например, инженером).

Дополнительные принципы для школьного образования в целом:

А) Наилучший вариант для среднего образования – это разнести младшую школу, среднюю школу и специальную школу по разным учебным заведениям, расположенных в разных местах, – этим будет достигнуто разделение разновозрастных школьников с разными интересами в пространстве. Приемлемый вариант – это объединение младшей и средней школы в пределах одного учебного заведения, но специальная школа, безусловно, должна являться другим учебным заведением.

Б) Каждый должен беспокоиться сам о своей жизни, о своей карьере и прочем, поэтому каждый школьник должен сидеть за отдельной партой, чтобы ему не мешал заниматься другой ученик, ибо известен такой факт: если посадить рядом отличника и неуспевающего ученика, то через время отличник станет учиться хуже, а тот, кто учился плохо, учиться лучше не станет.

В) В школах должна быть пятидневная учебная неделя. Нигде никаких шестидневок существовать не должно – ученики должны иметь возможность быть кем-то, кроме как учениками (в частности, помощниками для родителей, а также уделять время своим увлечениям и развлечениям), а для этого у них должно оставаться свободное время.

Г) Младшая школа должна быть обязательной и бесплатной – все должны уметь читать и писать.

Д) Средняя и специальная школы не должны быть обязательными – у родителей обязательно должно быть право выбора в воспитании своих детей, ибо это их дети, а не дети школы и не дети государства! Родители могут самостоятельно давать своим детям широкое домашнее образование (подобное школьному обучению) или давать акцентированное домашнее образование (артистическое, спортивное или другое) или ограничить своих детей одной лишь младшей школой.

Е) Посещение школьных занятий является добровольным делом для ученика и его родителей потому, что средняя и специальная школы не являются обязательными. Уважительными причинами для отсутствия ученика на уроке являются его болезнь или желание родителей (выраженное в форме записки, телефонного звонка или иным способом). Родители имеют право освободить ребенка от школы не только на один день, но также на неделю или больше, без объяснения причин и без последующего наказания для ученика; при этом отсутствие ученика на уроке без уважительной причины должно являться причиной для наказания.

Ж) У руководства школы должна быть возможность отчислить за неуспеваемость или за прогулы любого ученика средней или специальной школы. Если школьник не желает, то это не проблема школы или государства, а проблема именно данного ученика. Однако из младшей школы никто не должен иметь права отчислить ученика, так как начальная школа должна научить всех читать, писать и считать.

З) Средняя и специальная школы должны быть, в большинстве своем, бесплатными (государственными), но также должны существовать и частные учебные заведения, в которые образование, естественно, должно быть платным.

И) Если школьник в течение года учился плохо, но не настолько плохо, чтобы его отчислить, то в средней и специальной школе должна быть возможность оставить такого ученика на второй год – при этом повторное обучение должно являться платным. Так у ученика появится стимул для хорошей учебы в школе: будешь плохо учиться – останешься на второй год, и тебе придется заплатить за повторное обучение (в частной школе, понятное дело, любое обучение уже является платным – хоть первичное, хоть повторное). Чтобы государственная школа не была финансово заинтересована в увеличении количества учеников-второгодников, оплата за обучение должна идти исключительно в доход государства, ибо эта плата является фактически штрафом для родителей, которые плохо занимались воспитанием своего ребенка.

К) Школьник должен иметь право переходить из школы в школы неограниченное количество раз, как в течение учебного года, так и во время каникул.

Л) Структура учебного года должна учитывать климатические особенности региона. Для большинства регионов России учебный год, начинающийся 1 сентября и завершающийся в конце мая (часто – 1 июня), является естественным с точки зрения климата. Но в сельских школах южных регионов страны целесообразно начинать учебный год в середине сентября (или даже с 1 октября), чтобы ученики могли помочь своим родителям на сельскохозяйственных работах. В регионах России с очень холодным климатом целесообразно начинать учебный год в августе, чтобы ученикам можно было сделать длительные зимние каникулы и зимой, на пике холодов, дети меньше простужались бы на улице по пути в школу, а больше времени проводили бы дома в тепле.

М) Июнь должен стать временем дополнительных занятий. Цель июньских занятий – дать знания тем ученикам, кто считает, что в них нуждается. Ученик может не посещать никакие июньские занятия, а может посещать многие (как он захочет). Принципы дополнительных июньских занятий таковы: небольшие размеры групп занимающихся, индивидуальные задания каждому ученику, отсутствие оценок и право выбора предметов учеником с возможностью прервать их изучение в любое время.

Н) В школе должны регулярно проходить ознакомительно-практические занятия для освоения учениками важных аспектов окружающего мира взрослых людей. С этой целью ученики должны посещать воинские части, банки, торговые центры, государственные учреждения и другие общественные места свободного или ограниченного доступа. Чрезвычайно важно, чтобы эти посещения не были бы самоцелью, а носили практический характер, например:

1) В воинской части ученики должны разделиться на группы и каждая из групп должна пробежать определенную дистанцию с автоматом и в каске, причем время для группы должно считаться по последнему бойцу.

2) В банке ученики должны взять программы для срочных вкладов и самостоятельно выбрать наиболее подходящую.

3) В магазине или учреждении общественного питания ученики должны самостоятельно оценить дневную выручку.

4) В государственном учреждении школьники должны научиться самостоятельно заполнять разные реальные бланки заявлений.

В случае определенной надобности (для некоторых или для всех учеников) можно рассмотреть вопрос об ознакомительной экскурсии школьников в тюрьму.

О) Для патриотического воспитания молодежи уроков истории недостаточно – необходимо посещение мест воинской славы, но не только с целью ознакомления, а также и с целью понимания на основе личного опыта, для чего необходима военная игра с разными уровнями погружения в прошлую героическую реальность.

Например, есть холм, на котором установлен памятник в виде пушки и памятной стелы. Легкий уровень погружения – это провести на холме неотлучно определенное время, допустим, несколько часов – так школьники поймут на своем личном опыте как это трудно даже недолго просто находиться на боевой позиции, без Интернета, без развлечений, в любую погоду и, конечно же, без мамы с папой. Более глубокий уровень погружения – это не простое нахождение на боевой позиции, а еще и физический труд (например, переноска тяжестей якобы со снарядами, многократное метание учебных гранат и так далее).

Можно придумать игры с еще более высоким уровнем погружения в прошлую реальность. Для старших юношей (по личному желанию и с согласия родителей) можно провести даже такое серьезное испытание воли и мужества как нахождение в окопе, над которым проедет настоящая боевая бронированная машина, например, танк; кроме того, можно проводить метания боевых гранат, стрельбы из автомата боевыми патронами или нечто подобное.

Именно так школьники поймут, что настоящая война – это не скучное прошлое в виде строчек в учебнике, а тяжелая и часто страшная работа по защите Родины.

П) Высшее образование должно быть независимым от полученной специальности в школе. Для поступления в ВУЗ должно учитываться только одно: какие оценки получил данный конкретный ученик на государственных вступительных экзаменах, а какие у абитуриента были оценки в школе, какие предметы он изучал и какая профессия  была им освоена – это для университета не должно иметь никакого значения. К примеру, если российский школьник сдал ЕГЭ с необходимыми оценками по профильным предметам и получил проходной балл в медицинский ВУЗ, то такой абитуриент должен поступить туда несмотря на то, что в школе получил специальность, например, программиста.

 

После школы бывший ученик может идти на работу, в армию или в ВУЗ.

Трудоустройство

Имеющие профессии молодые люди после окончания специализированной школы (и ВУЗа тоже) оказываются на рынке труда. Именно рынок труда является тем прожектором, который должен высветить хорошие учебные заведения на фоне обычных или даже плохих. Качественное образование должно быть залогом успешного трудоустройства. Оценки, полученные во время освоения специальности – это не главное; важно, чтобы оценки, полученные во время обучения, соответствовали бы требованиям потенциальных работодателей. Например, если молодой программист должен уметь писать определенного типа программы, а он этого делать не может, хотя именно по этому типу программ у него были хорошие оценки, то такой программист не нужен работодателю, а значит и такое учебное заведение не нужно будущему программисту.

Ранжирование специальных школ и ВУЗов

Рынок труда – вот основа для ранжирования учебных заведений, выпускающих специалистов. В гостиничном деле, например, отели разделяются по классам - по так называемому «уровню звездности». Если нечто подобное ввести для специальных школ и ВУЗов, тогда ученикам будет легче принимать решение куда поступать.

Например, учебные заведении можно ранжировать, взяв в качестве главного критерия процент устроившихся на работу по специальности в течение года после выпуска:

1 ранг – свыше 90%,

2 ранг – 80-90%,

3 ранг – 70-80%,

4 ранг – 60-70%,

5 ранг – 50-60%.

Учебные заведения, в которых свыше половины выпускников в течение года не смогли устроиться работать по специальности, подлежат расформированию и закрытию.

Дополнительным критерием для учебного заведения должны служить карьеры его выпускников: если взять социальные успехи школьников или студентов через 20 или 30 лет после выпуска, то можно ясно увидеть, завершение какого учебного заведения благоприятно для карьеры. Максимальный уровень социального успеха – это министры, руководители крупных компаний, выдающиеся ученые, писатели и так далее. Чем больше выпускников данного учебного заведения достигли максимального уровня социального успеха, тем более высокий уровень должен быть присвоен учебному заведению: наивысший уровень – это, например, уровень А, а низший – это, соответственно, уровень Д. Например, если у ВУЗа рейтинг 4Б – это означает, что данный университет или данную специальную школу выбирают люди с сильным карьерным потенциалом, при этом вероятность устроиться на работу по специальности в течение года составляет 60-70%. Элитным же учебным заведением можно назвать только специальную школу или институт с рейтингом 1А.

Может быть так, что у учебного заведения не окажется второй части рейтинга – это означает, что выпускники данного учебного заведения не достигают карьерных высот. Но будущий рост по социальной лестнице не должен являться целью для многих образовательных заведений – в частности, для специальных школ, готовящих школьников к труду по рабочим специальностям, оценка последующего карьерного роста выпускников не является актуальной.

Как видно, такие характеристики как число ученых и их заслуги, физические размеры учебного заведения, обеспеченность учебными пособиями и прочие факторы значения для ранжирования не имеют, так как являются вторичными по отношению к главной задаче старшей школы или ВУЗа – дать качественное образование по специальности, которое будет способствовать успешной карьере.

Армия

Армия должна состоять из двух частей – профессиональной армии, состоящей из военнослужащих, добровольно подписавших армейский контракт, и народного ополчения (подобная структура была присуща Российской империи, только профессионалами становились и добровольцы – дворяне, и по принуждению – рекруты). Наличие добровольной профессиональной армии делает ненужным поступление в ВУЗ с целью избежать службы в армии. Кроме того, содержание небольшой по размерам профессиональная армия обходится государству дешевле, чем оплата содержания огромной армии в условиях сохранения всеобщей воинской обязанности.

Всего существует три разных вида войн, и каждому виду войны наилучшим образом соответствует свой тип армии. Три разных вида войны подробно описаны в таблице «Общее сравнение войн» главы «Виды войн» в моей книге «Деньги» http://www.schemelinin.com/money.html. Для первых двух типов войн – небольшого конфликта и обычной войны – профессиональной армии вполне достаточно: опытные военные смогут достигать поставленных боевых задач гораздо быстрее и с меньшими потерями, чем плохо обученные мобилизованные солдаты. Для третьего типа войны – кровопролитной войны, в которой решается вопрос существования государства, – численность армии является одним из самых важных факторов для достижения итоговой победы, именно поэтому в такого рода войнах (которые обычно происходят не чаще 1-2 раз в столетие) на защиту Родины в помощь профессиональной армии должно собираться народное ополчение.

ВУЗ (университет или институт)

Высшее учебное заведение – это не школа и не продолжение школы.

Высшее учебное заведение – это место, где учиться могут далеко не все, поэтому все школьники страны не должны иметь возможность получить высшее образование. Если число учеников, завершивших обучение во всех школах страны, принять равным 100%, тогда число мест в ВУЗах (всех мест – бесплатных и платных) должно быть примерно равно 20%.

10% мест в ВУЗах – это мало для современного информационного общества, насыщенного наукоемкими технологиями.

30% мест в ВУЗах – это слишком много – кто-то же должен трудиться и на рабочих должностях!

Льготы при поступлении в специальную школу или в ВУЗ

Льготы, которые даются при поступлении в ВУЗ определенным молодым людям, являются воплощением социальной поддержки, направленной на помощь некоторым социально незащищенным категориям граждан для того, чтобы они могли получить специальность.

Как уже было написано выше, в специальную школу школьники должны поступать без экзаменов, поэтому смысла в предоставлении кому-либо льгот нет: все итак поступят туда, куда захотят.

При поступлении в ВУЗ льготы также не имеют смысла, так как выпускники специальной школы уже имеют специальности, то есть могут работать и зарабатывать деньги.

Таким образом, льготы при поступлении в специальную школу и в ВУЗ не имеют смысла.

Например, имеется социально незащищенный молодой человек. Ему нужно освоить какую-либо профессию, чтобы он мог работать – и специальная школа дает ему это без вступительных экзаменов! Здесь нет места льготам. Теперь, допустим, что данный молодой человек (уже имеющий специальность!) решил поступить в ВУЗ. Если у абитуриента достаточно знаний, то пусть поступает, а если знаний недостаточно, то у него уже есть профессия – пусть работает! И в этой ситуации также нет места льготам.

 

Таким образом, полная картина социального вступления во взрослую жизнь выглядит так:

1) Младшая школа учит читать, писать и считать 100% детей.

2) Средняя школа дает возможность узнать и попробовать много нового, чтобы найти себя и свое место в жизни.

3) Специальная (старшая) школа дает профессию 90% учеников, а 10% оставшихся учеников получают знания для поступления в ВУЗы.

4) 20% из числа бывших школьников поступают в ВУЗы.

5) Суммарное время обучения в школе составляет 11 лет: с 7 до 18 лет.

5) Армия является добровольной и профессиональной.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован