Эксклюзив
572

СОВЕРШЕНСТОВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВЫХ ФОРМ

 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СЕКЦИЯ 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.854
СОВЕРШЕНСТОВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВЫХ ФОРМ
образование с двумя профилями подготовки (профиль химия и биология)», И.Н. Усачева, научный руководитель, к.п.н., доц., ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец
   Аннотация: В статье исследуется проблема
 совершенствования контроля учебной деятельности школьников за счет использования тестовых форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Определена роль контрольно-оценочной системы деятельности школьников и требования к ней. Показаны разновидности и формы тестовых заданий, условия их применения. Приводятся примеры типичных тестовых заданий разного уровня сложности. Констатируется, что именно использование тестовых
 заданий повышает качество образовательного процесса.
 Ключевые слова: контроль, учебная деятельность
 школьников, химия, тестовые задания, обучение, совершенствование,
 методы, формы, значение
 Ни для кого не секрет, что одним из условий роста
 эффективности образовательного процесса служит регулярное получение преподавателем объективной информации о течение учебно-познавательной деятельности школьников. Такие сведения
 МЕЖДУНАРОДНАЯНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ | НИЦВЕСТНИКНАУКИ
~ 143 ~
К.П. Корнукова,
 студент 4 курса, напр. «Педагогическое

 SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN WORLD: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
 учитель получает при осуществлении контроля и оценки качества
 знаний, умений и навыков учащихся.
 В методической литературе под термином «контроль»
 понимается процедура оценочной деятельности, которая включает в себя действия, использующие различные педагогические методы по получению информации о протекании и результатах образовательного
 процесса.
 Оценка и контроль – это неотъемлемая составляющая
 процесса обучения. Дисциплина, формирование познавательного интереса, положительного отношения к учебе, трудолюбие, самостоятельность, инициативность – все это реализуется благодаря
 вышесказанному.
 Контроль учебно-познавательной деятельности школьника в
 первую очередь направлен на достижение целей образовательного процесса: формирование естественнонаучной картины мира, познание химических основ, развитие гигиенического и экологического воспитания, серьезного отношения к учебе, выявление индивидуальных особенностей подростков, использование дифференцированного подхода в образовательном процессе, демонстрирование объективной картины достижений и, конечно же,
 становление всесторонне развитой личности ребенка.
 В настоящее время система школьного образования обязуется
 выполнить все необходимые условия для благополучной социализации учащихся в процессе обучения, а также реализацию их основных возможностей, способностей и интересов. Немаловажная проблема образовательного процесса заключается в создании системы контроля и оценки знаний, умений и навыков школьников с целью
 повышения качества образования.
 Согласно с требованиями ФГОС по химии преподаватель при
 контроле и оценке деятельности учащихся должен ориентироваться на
 нижеперечисленные уровни:
 Репродуктивный (первый) уровень – основывается на памяти
 учеников и предполагает:
 знание названий химических элементов, веществ, реакций;
 понимание значения и использования различных химических веществ;
  INTERNATIONALSCIENTIFICANDPRACTICALCONFERENCE | WWW.PERVIY-VESTNIK.RU
~ 144 ~

 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 способность устно и письменно описывать химические явления, факты, понятия;
 знать строение классических химических приборов, уметь их собирать.
  Продуктивный уровень – подразумевает:
 умение устанавливать связи между составом, строением и свойствами химических веществ, проводить расчеты и химический эксперимент;
 понимать химические определения, законы, теории.
  Творческий (третий) уровень – основывается на:
 понимание химических факторов;
 умение предсказывать свойства на основе знаний о составе и строение химических веществ;
 устанавливать источники нужной информации, получая и анализируя ее;
 проводить химический эксперимент, проектировать, анализировать и фиксировать его результаты.
  Многие методисты говорят о том, что идеальная система
 проверки обязана быть не только качественной, количественной, но и полной, объективной, своевременной. Так каким же должен быть
 контроль над деятельностью учащихся?!
 Для решения проблемы оптимального обучения нужно
 применять систематический контроль над деятельностью школьников, который заключается в дисциплинировании учеников, воспитании их
 воли, упорстве, настойчивости, побуждении готовиться к уроку.
 Последние десятилетия обладают весомыми изменениями в
 образовательной системе, нацеленными на увеличение объективности оценки результатов обучения. Такая модернизация настаивает на совершенствовании оценочной системы путем приобретения учащимися навыка решения тестовых заданий, представляющих собой процесс перехода от интуитивно-субъективных оценок к объективным
 методам проверки результатов образования.
 Но этот шаг должен опираться на выводы и итоги научных
 исследований и педагогических экспериментов, т.е. базироваться только на научной основе. Тестирование должно дополнять, а не заменять традиционные методы и формы педагогического контроля. Благодаря этому будет осуществляться подготовка школьников к
 МЕЖДУНАРОДНАЯНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ | НИЦВЕСТНИКНАУКИ
~ 145 ~

 SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN WORLD: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
 единому государственному экзамену, а также предоставляться возможность учащимся отечественных школ поступать в заграничные
 учебные заведения.
 Итак, тест – система разноуровневых стандартизированных
 заданий, позволяющих оценить качество и уровень химических знаний и предметных умений, а также выявить нереализованный интеллектуальный потенциал личности. Являясь продуктивной формой текущего и итогового контроля деятельности школьников, он применим для любой темы школьного курса химии. Чаще всего на практике применяются три вида тестового контроля: текущий,
 тематический, итоговый.
 В ходе проведения промежуточной проверки знаний ученика
 по химии в основном используют небольшие по объему тесты. Как правило, при такой форме контроля учащиеся обладают правом выбора, который реализуется в трех вариантах заданий различного уровня сложности. Все это обеспечивает не только развитие целеполагания и оценку собственной учебной деятельности школьников, но и контроль понимания и воспроизведения химический
 понятий, определений, законов, правил и т.д.
 Тематический контроль по химии применим на
 заключительном этапе прохождения темы, определяет качество усвоения изученного материала. Итоговая проверка завершается
 оценкой знаний и умений ребенка по всему курсу.
 На практике в школьном курсе химии используются тесты
 открытого и закрытого типа. В тестовых заданиях открытого типа нет готовых вариантов ответов, поэтому учащемуся необходимо сформулировать его самому. Они бывают двух видов: тестовые задания свободного изложения и дополнения. В тестовых заданиях дополнения, которые используются чаще других, тестируемый обязан решить задачу, выполнить химическую реакцию, расставить коэффициенты и вписать ответ рядом с номером задания в бланке [1]. Например, «масса раствора бензойной кислоты с массовой долей 30 %, которую добавляют к 400 г воды для получения раствора с
 массовой долей бензойной кислоты 10 % равна______».
 На уроках химии учитель обычно использует тестовые
 задания, соответствующие трех уровням сложности [2]. Первый – выполняет диагностическую функцию, требуя фактического знания
 INTERNATIONALSCIENTIFICANDPRACTICALCONFERENCE | WWW.PERVIY-VESTNIK.RU
~ 146 ~

 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 законов и понятий. Ответы на задания такой степени школьники с легкостью могут найти в учебнике или любой научной литературе. Например, в теме «Строение вещества» применяют следующие
 тестовые задания закрытой формы.
 Ионный тип связи характерен для соединения:
 1. H2S. 2. SF6. 3. BaF2. 4. CF4.
 Второй уровень предусматривает использование школьниками
 полученных знаний для выполнения тестов, реализующих формирующую функцию и требующих более глубокого осмысления, а также осуществления простейших расчетов [3]. В частности, тестовое
 задание второго уровня по вышеприведенной теме:
 Ковалентную связь имеет каждое из веществ, указанных в
 ряду:
 1. C3H4, NO, Na2O.
2. CO, CH3Cl, PBr3.
3. P2O3, NaHSO3, Cu. 4. C6H5NO2, NaF, CCl4.
 Повышенный или третий уровень тестовых заданий
 базируется на умении учеников обобщать, анализировать, прогнозировать свойства веществ, решать сложные расчетные задачи, применять дополнительную литературу, проявлять творческие способности при выполнении. Например, полярность связи в ряду
 веществ ВF3 → СF4 → NF3 → ОF2 → F2:
 усиливается;
 не изменяется;
 ослабевает;
 изменяйся периодически.
  Тестовые задания, соответствующие первому уровню,
 применяются с целью закрепления материала, как правило, в конце урока. Второй и повышенный – для контроля выполнения домашнего задания ребенком, позволяющего углубить и закрепить изученное [4, 5]. Такие тесты учитель может применить для реализации итоговой
 контрольной работы по модулю или одной теме.
 МЕЖДУНАРОДНАЯНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ | НИЦВЕСТНИКНАУКИ
~ 147 ~

 [1] [2]
[3] [4] [5]
SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN WORLD: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
 Хочется отметить, что именно сегодня применение в
 преподавании химии тестовых заданий имеет огромное значение, обеспечивая не только контроль большого количества учеников, но и минимальные затраты времени, усилий на проверку тестовых заданий, экономию времени при ответе, предотвращение запоминания школьниками ошибочных вариантов ответа, выявление персонального темпа обучения каждого ребенка. Результаты тестовых опросов направлены на установление уровня или степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, т.е. характеризуют их учебную
 деятельность, выявляя качество обучения, повышают его.
Список литературы
 Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий / / В.С. Аванесов
 / Химия в школе. – 1993. – No1. – С. 24-28.
 Аванесов В. С. Методологические и теоретические основы
 тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов – Санкт-
 Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1994 г. – 32 с.
 Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний
 / В.С. Аванесов – Москва: Исслед. центр пробл. кач. подгот. спец.
 (ИЦПКПС), 1994 г. – 135 с.
 Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического
 контроля в высшей школе / В.С. Аванесов – Москва: МИСИС, 1989 г.
 – 167 с.
 Аванесов В. С. Содержание тестов – теоретический анализ /
 В.С. Аванесов // Химия в школе. – 1994. – No 2. – С. 30-34.
© К.П. Корнукова, 2020
 INTERNATIONALSCIENTIFICANDPRACTICALCONFERENCE
| WWW.PERVIY-VESTNIK.RU
~ 148 ~

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован