В Вюнсдорфе - небольшом городке к юго-востоку от Берлина, открылся Музей истории советских вооруженных сил. Событие было приурочено к 15-й годовщине вывода наших войск из ГДР.
Этот тихий, почти курортный населенный пункт для организации музея выбран неспроста. Полтора десятка лет назад именно здесь располагался штаб ГСВГ (Группы советских войск в Германии) - самого крупного и наиболее сильного воинского контингента бывшего СССР. Случись что, ее частям и соединениям пришлось бы брать первый огонь на себя. Сегодня здесь тихо и спокойно. Лишь заброшенные и полуразрушенные здания напоминают о некогда кипучей жизни закрытого го-рода. Экспозиция музея повествует о событиях тех времен.
На стендах внимание привлекает большое количество фотографий. Вот общий вид главного наблюдательного центра штаба воздушной ар-мии. На огромных во всю сте-ну экранах отображена воздушная обстановка. Передвигающиеся светящиеся точки обозначают движение находящихся в воздухе самолетов - или, на военном языке, "це-лей". Под контуром электронной карты легко угадывается очертание "другой Германии" - Западной. Значит, "цели" чу-жие. Напряженные лица операторов, пристально вглядывающихся в экраны, хорошо передают атмосферу пребывания советских военнослужащих на территории Германии: любой инцидент может привести к войне, а войска НАТО от этого места стояли всего в 250 километрах к западу.
Вообще боевая подготовка была основным элементом и особенностью службы в ГСВГ. Канонада на полигонах и стрельбищах здесь не затихала почти никогда. Отстрелялось одно подразделение - приходило другое. На фотографиях усталые, но довольные лица солдат и офицеров, запечатленных во время привалов после изнурительных занятий, марш-бросков, стрельб или вылетов. Было нелегко, но именно здесь многие становились счастливыми, чувствуя истинный вкус профессии военного.
Экспонатами выставки ста-ли предметы, собранные местными жителями после ухода советских войск. Они детально рассказывают о быте и жизни солдат и офицеров в те годы: солдатские кровати, табуретки и тумбочки, гимнастерки и сапоги, табличка "Казарма", нарукавная повязка "Дежурный по роте", уцелевшая посуда с солдатской кухни, продукты из Военторга, столб с надписью "Граница поста". Не хватает, пожалуй, таблички с вагона пассажирского поезда Москва - Вюнс-дорф, который регулярно курсировал в те времена по этому маршруту.
"Это просто замечательно, что подобная экспозиция создана", - заявил "Трибуне" председатель правления Германо-российского общества, курирующего музей, Александр Фурс. "Жаль только, что за ее реализацию первыми взялись не мы, а немцы, - продолжал он. - Идея родилась после снятого документального фильма, когда стало ясно, что немецкие граждане уже создали небольшой музей. Стало неловко и стыдно. Нам осталось лишь присоединиться и расширить начатое, в том числе при помощи спонсорской поддержки".
На открытии музея побывал последний командующий ГСВГ Матвей Бурлаков. Именно ему пришлось руководить беспрецедентной в военной истории операцией по выводу огромной (500 тысяч военнослужащих и членов их семей) группы войск в сжатые сроки. "Мы уходили с чувством выполненного долга и чувством скорби, потому как группировка - это огромный и сложный механизм, который отлаживался десятилетиями, а рушился буквально в одночасье", - с печалью в голосе рассказывал он.
Чувствуется, что бывший командующий знал свою вотчину очень хорошо и до сих пор помнит все закоулки Вюнсдорфа. "Здесь у нас находились вещевые склады, здесь клуб, здесь офицерская столовая, - показывает генерал-полковник. - Мой штаб в полутора километрах отсюда". "Ну а что располагалось в здании нынешнего музея", - спрашиваю. Матвей Прокопьевич смеется и отвечает: "Конюшни. Но согласитесь, убрали все так чисто, что никогда и не подумаешь".
У немцев вывод советских войск оставил двоякие ощущения. Были такие, кто советских военных ненавидел и радовался их уходу. Помнится, как один из членов земельного правительства Саксонии так "разоткровенничался" на совместной российско-германской конференции в Дрездене, что переводчику пришлось опускать целые фразы из его выступления. Однако другие, кто жил по соседству с советскими воинскими частями и чаще общался с офицерами, помнят и другие моменты: теплое общение, взаимное радушие и помощь, которую советские военные оказывали восточным немцам. Фотографии тех дней, представленные на выставке, показывают, как тепло провожали немцы последние уходящие на восток эшелоны, расставаясь со своими "друзьями из Советского Союза".
Впрочем, как было отмечено в выступлениях на открытии, этот музей создан отнюдь не из-за ностальгии бывших военнослужащих ГСВГ по своему прошлому. Большой интерес выставка представляет и для самих немцев, которые хотят поближе познакомиться с некогда закрытым советским военным городком. Ведь пребывание ГСВГ в Германии - это значимая часть и их истории.
www.tribuna.ru
05.08.2009