Эксклюзив
Савойский Александр Геннадьевич
14 августа 2015
33677

Современная теория экономической дипломатии

Аннотация: Данная статья посвящена основам, зарождению, эволюции и периодизации экономической дипломатии. В ней раскрыты специфика и классификация многочисленных видов экономической дипломатии, описаны её средства и методы. Экономическая дипломатия представлена при этом как научная дисциплина, средство внешней политики и искусство принятия политических решений.

Статья раскрывает причины глобального кризиса на планете и определяет экономическую дипломатию как основную Повестку дня мирового сообщества.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, научная теория, мировой кризис.

MODERN THEORY of the ECONOMIC DIPLOMACY

Alexander G. SAVOYSKY

Expert of the Russian Government Delegation to the 69th session of the United Nations General Assembly, Ph.D. (Pol.Sc.) of the Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO RAN), Doctorate School of the Russian University of Friendship of the People (RUFP)

E-mail: asavoysky@gmail.com

Annotation : This article is devoted to the bases, origin, evolution, and а periodization of the economic diplomacy. In it the specifics and classification of numerous types of the economic diplomacy are opened, its means and methods are described. The economic diplomacy is presented thus as a scientific discipline, means of foreign policy, and art of an adoption of the political decisions.

The article opens the reasons of the global crisis on a planet and defines the economic diplomacy as the main Agenda of the world community.

Keywords : economic diplomacy, scientific theory, world crisis.

Основа экономической дипломатии

Экономическая дипломатия основана на традиционной или классической дипломатии. Само слово «дипломатия» имеет греческое происхождение и свидетельствует о зарождении мирового порядка ещё до нашей эры. В Древней Греции словом diplõma называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами. Это был прототип современных верительных грамот и других документов, которые посланник передавал по прибытию на место назначения, подтверждая свои полномочия.

Дипломатия как явление прошла эволюционный путь развития от «примитивной» ещё до нашей эры на Востоке и в Египте – до дипломатии античной Греции, Древнего Рима и средневековой Византии, оказавшей влияние на другие государства, особенно города–республики на Апеннинах (Венеция, Генуя, Милан, Рим, Флоренция) и на Савойю.

Первые основополагающие труды:

– Готфрид Лейбниц «Свод дипломатического права» (Германия, 1693);

– Франсуа де Кальер «О способах договариваться с государями, ведении переговоров, выборе послов и посланников и о качествах, необходимых для успешного осуществления этих занятий» (Франция, 1716);

– Антуан Пеке «Рассуждение об искусстве переговоров или Прекрасный посол» (Франция, 1737);

– Гарольд Николсон «Дипломатическое искусство» (Великобритания, 1962);

Современные труды по дипломатии, заслуживающие внимания:

– Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика (Россия, 2000)[1];

– Вопросы мировой политики (Канада, 2009)[2];

– Словарь международных отношений. Направления – Понятия – Доктрины. (Франция, 2012)[3].

Слово «дипломатия» стали употреблять ещё в начале XVII века. Классическая дипломатия соответствует итальянской модели развития. Она сформировалась на основе торговли между государствами после подписания мирного договора и создания Вестфальской системы международных отношений (Вестфалия, историческая область Германской империи; 1648).

Со временем, сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчётливости и обмана – до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее – до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом.[4]

Экономическая дипломатия также возникла не сразу. В своей исторической ретроспективе она обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, государства, политики и системы международных отношений. Колыбелью экономической дипломатии стала Европа, благодаря первым постоянным посольствам в итальянских городах–государствах, имевшим между собой тесные экономические связи. Внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

Установление единой системы мер и весов и развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению политической экономии к 1615 году. В XVIII веке она сформировалась в самостоятельную науку, благодаря шотландскому экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. Это были первые заложенные камни к обозначению теоретических проблем экономической дипломатии в международной жизни.

Зарождение экономической дипломатии

В 1-й половине XVIII века военные конфликты полностью опустошили государственную казну европейских монархий. Наступил момент, когда необходимо было действовать. Знаковый сигнал подали представители эпохи Просвещения. С середины XVIII столетия среди французских философов, экономистов и общественных деятелей распространилось убеждение, что торгово-экономические связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, с одной стороны, и Францией и Испанией, с другой стороны, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе. Это дало толчок к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский.

Мир на Земле является естественным следствием коммерции, поскольку два государства, занимающиеся совместным прибыльным делом, слишком зависят друг от друга, чтобы воевать (Шарль Монтескье, 18 век). XVIII столетие, особенно его 2-я половина, стали веком торговли. Для России это был ещё и «золотой» век развития[5]. Благодаря Екатерине II Великой (1762–1796) и союзу России с мировыми державами, произошло изменение глобального мышления. Это привело, в свою очередь, к новому подходу в международной политике, где на 1-е место выдвинулись экономические интересы, а не война и пиратство на воде. Даже Англия была вынуждена прислушаться к требованиям международного сообщества.

Прообразом «примитивной экономической дипломатии» явилось слияние экономических и политических интересов государства на фоне быстрого развития мировой экономики, стремительного роста капиталистических отношений и колониального противоборства европейских стран с середины XVIII века.

Зарождению экономической дипломатии в Европе способствовал ряд объективных причин. Одной из них стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали торф в качестве энергетического сырья. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьём оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту.[6]

Традиционные методы производства больше не удовлетворяли потребности внутреннего рынка, из-за их дороговизны и нерентабельности. К 1750-м годам проявили себя последствия «мягкой» индустриализации (без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество). Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграли и другие факторы: «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Именно в тот период произошло изменение общественно-политического мышления в сторону экономического развития. Экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности, в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.[7]

Эволюция экономической дипломатии

С периода зарождения экономической дипломатии по наши дни глобально и качественно менялась международная среда, как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал её средств и методов, расширялась её ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала всё более сложные задачи.

В Европе создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных завоеваний, за войсками колонизаторов сразу шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме соглашений или договоров на концессию,[8] как исключительное право пользования на определённый срок или без его указания.

В тот период началось реформирование внешнеполитических структур отдельных государств. Так, впервые в мировой истории в Сардинском королевстве Дома Савойских в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела, коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединённой Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии ещё в конце XVIII века пришло Министерство коммерции.

К 70-м годам XIX века политические границы в Европе почти полностью совпадали с экономическими границами. Стихийное развитие мирового рынка, где товары, услуги, деньги, капиталы, люди перемещались, несмотря на расстояния и границы, сделало необходимым влияние государства на внешнеэкономические связи. На правительство государств возлагалась обязанность обеспечить безопасность торговых путей, завоевание и удержание колоний, поскольку экономическая экспансия и колониальная торговля рассматривались, как свидетельство национального величия. Правительству вменялось в обязанность создание или расширение сфер экономического влияния, на него возлагалось заключение торговых соглашений и активная поддержка собственных предпринимателей.[9]

Рубежом в развитии старой и новой дипломатии считают Первую мировую войну. Если до 1914 года, благодаря торговле и капиталовложениям, в мире наблюдался экономический прогресс, то период между Первой и Второй мировыми войнами стал настоящим крахом экономических взаимоотношений между государствами. Достаточно наглядным, например, явилось развитие торгово-экономических связей между СССР и США на неофициальной основе. При полном отсутствии дипломатических отношений между двумя странами до ноября 1933 года, объём американского экспорта в СССР сократился в 1932 году со 103,7 млн. долл. до 12,6 млн. долл., а в 1933 году достиг ещё меньших размеров – всего около 9 млн. долларов.[10] Этому во многом способствовала и начавшаяся в Америке Великая депрессия. Но главными причинами были низкий уровень экономической дипломатии и политика энергетических монополий.

На первый план мирового экономического развития вышли проблемы, связанные с осознанием важности сырьевых ресурсов на планете. Нефть стала геостратегическим сырьём. Нестабильность и дезорганизация мировых энергетических рынков, когда цена на нефть то повышалась, то понижалась, привели к образованию в 1928 году картеля «Семь сестёр», члены которого заключили Соглашение о правилах конкуренции и ценовом режиме. К англо-американским нефтяным компаниям Royal Dutch / Shell, Standard Oil of New Jersey / Exxon (Chevron), Anglo-Persian Oil Company / British Petroleum (BP) позднее присоединились другие монополисты: Standard Oil of California (Chevron), Standard Oil of New York / Mobil (Exxon), Texas Company / Texaco (Chevron), Gulf Oil, а также PetroChina и China Petroleum-Sinopec. Они до сих пор предоставляют друг другу танкеры, трубопроводы и рынки сбыта.
Если правительство нефтяных стран отказывалось от сделки с картелем, вводились экономические и политические санкции: приостановка экспорта нефти, перекрытие нефтепроводов, прекращение приёма нефти на перерабатывающие заводы и прочее, что уже было продемонстрировано неоднократно в Иране, Ираке, Ливии, Сирии, Венесуэле и других странах.
Правительство Англии и США выступили в качестве акционеров нефтяных компаний, в некоторых из них приобрели контрольный пакет акций.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставка продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов государств, прежде всего, воюющих стран: немецко-фашистских войск и их союзников против Советской Армии, освободившей не только свою территорию, но и половину Европы, завершив 2 сентября 1945 года Вторую мировую войну на Дальнем Востоке против Японии, как союзника фашистской Германии. Определённый вклад в общую победу над захватчиками внёс и Военный альянс союзных войск США, Англии, Франции и Канады. В тот период международная политика резко экономизировалась.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путём участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами или дипломатия международных организаций.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политическому противостоянию. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего, Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций. Расширение состава членов Совета Безопасности на непостоянной основе без права вето с 6 до 10 стран с 1966 года, а также создание 20 декабря 2005 года Комиссии ООН по миростроительству в качестве консультативного и вспомогательного органа Организации Объединённых Наций, не решает проблему глобального кризиса на планете.

 

Периодизация экономической дипломатии

Таким образом, с середины XVIII века по середину 2-го десятилетия XXI столетия экономическая дипломатия прошла в своём развитии через ряд этапов:

(а) влияние острейшего энергетического кризиса в середине XVIII века, способствовавшего бурному развитию промышленности в Западной Европе и слиянию экономических интересов государств с политическими интересами, развитию банковской системы, рыночной конкуренции, всё более глубокой переработке сырьевых товаров, колониальной торговле, появлению и росту инвестиционных потоков;

(б) волна глобализации в последней четверти XIX века, породившая формирование мощного торгово-финансового комплекса, деятельность которого была связана не с ритмами национальной экономики, а с циклами товарной конъюнктуры;

(в) период с 1890-х по 1914 год, когда в результате доминирования политики «империализма» мир оказался поделённым между 13 крупными державами, интернациональные картели контролировали бóльшую часть мировой экономики, а глобализация и взаимозависимость стран снова усилились; стремление англо-американской финансово-политической элиты, а также немецкой и австро-венгерской империй к переделу мира способствовали глобальному кризису и необратимым последствиям;

(г) период с 1914 по 1970-е гг., когда две мировые войны привели к распаду всех прежних империй, революциям начала века и Великой депрессии 1929–1933 гг., в результате чего мир радикально изменился, произошло существенное обновление экономических и политических институтов, а участие в работе международных организаций стало необходимым условием успешной реализации внешнеэкономической политики средствами дипломатии;

(д) период после 1970-х гг., когда по мере ослабления напряжённости «холодной войны» (периоды потепления и разрядки международной напряжённости сменялись очередным витком гонки вооружений), а также после определённых успехов Запада и бурного развития транснациональных корпораций, возникли условия для современной волны глобализации, сменившейся острейшим мировым энергетическим, экономическим и финансовым кризисом с 2008 года;

(е) в период с 2008 года в мировой истории наблюдается крупномасштабный кризис, охвативший все стороны жизни: политическую, экономическую, социальную, публичную, экологическую, духовно-нравственную, религиозную, культурную и спортивную.

Сам по себе кризис не становится переходом к обновлению. В отличие от Космоса и Природы, Общество не является самоорганизующейся и самовосстанавливающейся системой. Необходимы активные усилия всего международного сообщества для позитивного преобразования Общества.

Три фундаментальных блока экономической дипломатии

Экономическая дипломатия опирается на три фундаментальных блока:

I – государственный и международный опыт, а также арсенал приёмов, средств и методов традиционной дипломатии;

II – материальные, финансовые и научно-технические ресурсы государства, без которых участие в экономической дипломатии невозможно;

III – институты и инфраструктура внешнеэкономической деятельности в стране и за рубежом.

Только при активном использовании всех трёх фундаментальных блоков можно добиться положительного эффекта экономической дипломатии. Поскольку современная международная жизнь развивается в условиях всё более глобализирующегося мира, интеграции национальных экономик в геоэкономическую деятельность в условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке, кризиса международной финансовой системы и мировой экономической нестабильности, всё это создаёт определённые трудности в достижении сравнительно быстрых и позитивных результатов экономической дипломатии. Многое зависит также от политической воли и мотивации международного сообщества к выбору исключительно мирных, гуманных и рациональных средств внешней политики.

 

Специфика и определение экономической дипломатии

На современном этапе политика оказывает существенное влияние на дипломатию своего государства (дипломатия силы, конфронтации, противоборства или дипломатия без применения силы, дипломатия сотрудничества). Дипломатия обслуживает интересы политики и чётко следует той линии (политической и экономической), которую выбрала страна. Политика (внутренняя и внешняя) – это один из инструментов современного общества, сфера деятельности государства с использованием механизмов управления внутри страны и за её пределами. Государство включает в себя систему или механизм управления: правительство, министерские и другие ведомства, загранпредставительства (посольства, консульства, миссии, торговые и иные представительства).

Дипломатия является средством осуществления внешней политики государства в выражении национальных интересов, ценностей, принципов и приоритетов, являясь её инструментом в области международных отношений. Дипломатия отражает и всеми доступными ей средствами утверждает и обеспечивает официальную позицию власти и страны, в целом.

Ещё совсем недавний тезис о том, что дипломатия не оказывает достаточно сильного влияния на формирование политики внутри своей страны, на современном этапе дискутируется экспертами международных отношений. Во всяком случае, современная дипломатия призвана принимать в этом участие (например, в формировании государственного бюджета для внешнеэкономической деятельности; в валютной, торговой, налоговой, миграционной, туристической политике и прочее).

Экономическая дипломатия – это не количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве одной страны с другой.

Экономическая дипломатия – это важнейшее средство внешней политики государства с использованием возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей.

Экономическая дипломатия определяет оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В отстаивании своих экономических интересов в стране и за рубежом государство использует свои внутренние ресурсы, традиционные приёмы и методы дипломатии, её инфраструктуру и инструментарий, а также современные информационные средства путём публикаций и выступлений. Эмоциональная среда способствует усилению чувствительности у властных структур и даже народов различных государств и вызывает реакцию другой стороны или международного сообщества.

Таким образом, экономическая дипломатия объединяет в себе сразу несколько понятий. Экономическая дипломатия – это

– средство внешней политики (в кратком изложении и широком смысле);

– научная общественная дисциплина, изучающая особый вид дипломатии, находящийся в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса государства и геоэкономической деятельности, её приёмы, средства, методы и механизмы;

– методы и механизмы использования возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества (банкиров, промышленников и предпринимателей крупного бизнеса) в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей; короче говоря, это методы и механизмы вовлечения государства, капитала и бизнеса в достижение внешнеэкономических целей средствами дипломатии;

– искусство принятия рациональных политических решений в экономических и стратегических целях страны.

Иными словами, экономическая дипломатия – это принятие мудрых дипломатических решений, создание работоспособных государственных и международных структур и постоянное осуществление разумной внешнеэкономической деятельности, направленной на достижение позитивных экономических результатов государства. Только решения, структуры и экономическая деятельность дают в сумме положительный результат. (Решения + Структуры + Деятельность = Результат.)

Классификация видов экономической дипломатии

Экономическая дипломатия многогранна. Она включает в себя ряд видов или отраслевых составляющих компонентов. Различие между ними состоит в профессиональных сферах приложения, характере и содержании решаемых задач, а также в специфике средств и методов дипломатического воздействия, других экономических признаках и особых чертах. Авиационная; арктическая; атомная (гелиевая); военная (в том числе, военно-морская); гуманитарная; космическая; монетарная или валютная (дипломатия фунта стерлингов, доллара, евро, юаня и прочее); морская (в том числе, рыбная); почтовая (воздушная, сухопутная, водная, электронная);  продовольственная (безконсервантная, генетически не модифицированная, диетическая, ресторанная, свеженатуральная, экологически чистая); промышленная (алмазная, горнорудная, меховая, сталеплавильная, текстильная, технологическая и прочее); сельскохозяйственная; торговая или коммерческая; таможенная; транспортная (автомобильная, железнодорожная, судоходная); туристическая; финансовая (в том числе, долговая, инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная); экологическая; энергетическая (в том числе, нефтяная, газовая, нефтегазовая, ресурсная, углеводородная, энергоресурсная) дипломатия – всё это и есть специализированные сферы приложения экономической дипломатии, её виды.[11]

Следует заметить, что торговая или коммерческая дипломатия является лишь составной частью экономической дипломатии и входит в неё так же, как и другие многочисленные виды, а среди всех важных видов экономической дипломатии особое значение на современном этапе приобретают энергоресурсная и арктическая дипломатия.

 

Средства и методы экономической дипломатии

Экономическая дипломатия является приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приёмов, средств и методов.

К приёмам дипломатии, как правило, относят:

– дипломатическую связь (телеграфная, факсимильная, прямая связь, в том числе с использованием спутниковых систем связи);

– дипломатическую переписку (шифрованная, секретная, открытая);

– дипломатическую почту (курьерская);

– дипломатические привилегии (иммунитет, неприкосновенность дипломатического персонала, помещений, имущества, связи);

– признание посла в стране пребывания (вручение послом Верительной грамоты главе принимающего государства или отказ в агремане – одобрении кандидатуры посла и его аккредитации).

Средствами экономической дипломатии, как и самой традиционной дипломатии, являются организационные и практические методы осуществления международной деятельности. К организационным методам относят: беседу, брифинг, визит, встречу, заседание, интервью, консультацию, конференцию, Круглый стол, переговоры, саммит, семинар, сессию, симпозиум, слушание, форум и прочее.

Приёмы, средства и методы дипломатической деятельности представляют собой инструмент в осуществлении экономической дипломатии как средства внешней политики государства. Набор таких различных инструментов составляет дипломатический инструментарий, включая институты государства по продвижению своих внешнеполитических и экономических интересов за рубежом (министерство иностранных дел, загранпредставительства и многие другие структуры, имеющие непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности).

Осуществление экономической дипломатии происходит, благодаря многообразию форм инфраструктуры. Связующим звеном между развитием национальной и мировой экономики выступают организации и учреждения (государственные, государственно-частные, частные, общественные, международные) по решению конфликтных вопросов, мирному разрешению споров на дипломатическом уровне. В данный перечень входят соответствующие министерства, департаменты; ассоциации, комиссии, палаты, представительства, советы, союзы, фонды; региональные структуры по международному сотрудничеству; различные международные политические и экономические организации и прочее. Важную роль в осуществлении экономической дипломатии играют различного рода программы и нормативно-правовые документы, регулирующие международные, в том числе экономические, отношения, а именно: декларации, дипломатические ноты, договоры, заключительные или генеральные акты, заявления, коммерческие контракты, конвенции, меморандумы, протоколы, соглашения, хартии и другие межправительственные документы.

Среди практических методов экономической дипломатии следует отметить создание организационной структуры, экономического органа; заседание комиссии, рабочей группы; обмен делегациями, разработку и запуск экономического проекта, в том числе совместного; ввод в эксплуатацию объектов, основание фонда, завершение коммерческой сделки; возврат государству режима наиболее благоприятствующей нации в торговле, принятие экономического решения; деловую поездку; издание или пересмотр действующих законов по внешнеэкономической деятельности, принятие закона, касающегося экономических отношений; возобновление закона, принятие или отмену поправок к закону (например, Поправка Джексона–Вэника); ратификацию соглашений; регулярный обмен мнениями по актуальным вопросам сотрудничества через послания, посредством личной беседы по телефону; проявление дипломатической этики в сфере экономики; приобретение государственных облигаций и акций компаний; повышение/понижение таможенных пошлин на ввозимые/вывозимые товары; отмену квот и запретов в торгово-экономическом сотрудничестве; возобновление поставок товаров и услуг; начало и прекращение антидемпингового расследования; экономические инициативы; проведение международных экономических форумов (например, в Давосе, Швейцария; Санкт-Петербурге, Россия), опубликование научных статей и докладов по экономическим вопросам; инвестирование; предоставление займов и кредитов; гуманитарную и техническую помощь; экономический лоббизм или лоббирование национальных интересов за рубежом; метод давления на потенциальных иностранных партнёров, включая информационный; использование бизнеса в качестве политического рычага на государственном уровне; экономическую блокаду, экономический бойкот, введение эмбарго, запрет на ввоз товаров и другие различного рода санкции; введение единой международной валюты.

Довольно часто в наши дни экономическую дипломатию подменяют понятием лоббизм или лоббирование на дипломатическом уровне. Лоббизм является лишь одним, но довольно эффективным методом экономической дипломатии на практике. Это своеобразный инструмент осуществления государственной политики в международных отношениях, с целью получения определённых политических и экономических преимуществ.

 

Экономическая дипломатия на Повестке дня

международного сообщества

Экономическая дипломатия претерпела значительную эволюцию в своём развитии. Раньше в мире шла борьба за раздел территорий и рынков сбыта или захват колоний со всеми их природными ресурсами. Период торговли и инвестиций, двусторонних межгосударственных отношений явился основой для начала постепенного создания многосторонних международных отношений, конференционной дипломатии, глобализации, транснационального бизнеса, дипломатии путём участия в международных организациях.

На современном этапе один из видов экономической дипломатии – энергетическая дипломатия – уже выходит за рамки двусторонних торгово-экономических связей и всё чаще становится инструментом международных отношений. Крупнейшие в мире газонефтяные монополии России, обеспечивающие энергоносителями Евразию и частично Северную Америку, зарекомендовали себя исключительно надёжными партнёрами на мировом экономическом рынке сырья, товаров и услуг.

В наши дни мировая финансовая олигархия политиков и банкиров, осуществляющих другой вид экономической дипломатии – валютную дипломатию – завела международные торгово-экономические отношения в тупик. Евросоюз находится в глубоком кризисе. Соединённые Штаты Америки стоят на пороге дефолта и ощущают значительные трудности с возвратом своих триллионных долгов. Россия до сих пор находится в процессе создания условий для устойчивого роста экономики государства. Выход из сложившейся ситуации лишь один – пересмотр политики государств мира и всей системы мирового порядка, введение единой международной валюты и осуществление промышленной революции на основе передовых научных технологий.

Ситуация в мире такова, что необходимую цивилизации промышленную революцию с научными инновационными технологиями, новыми рабочими местами и прогрессом во всех сферах жизни подменили виртуальной информационно-технологической революцией. В настоящее время технологии совершенствуются, в основном, только в сфере информационно-коммуникативного программирования и искусственного интеллекта. В масштабах планеты это преподносится в мультимедиа, как высшая стадия развития цивилизации. При отсутствии современной индустрии, производство одних товаров резко сокращается из-за дороговизны и нерентабельности. Изобилие других товаров не может быть приобретено, из-за отсутствия необходимой денежной массы у подавляющего большинства населения планеты. Большая часть предприятий в странах мира закрылась, возросла массовая безработица, за исключением Китая, куда перенесено основное промышленное производство США и отдельных государств Евросоюза. Главным товаром в международных отношениях стала валюта фунта стерлингов, доллара, евро. К ним присоединились также долговые бумаги Правительства США, не подкреплённые натуральным эквивалентом, и акции, виртуально обращающиеся (или подконтрольно перемещающиеся из одного временного пояса в другой по чётко разработанной схеме) на международных финансовых биржах в Гонконге, Йоханнесбурге (ЮАР), Лондоне, Мумбаи (Индия), Мюнхене, Нью-Йорке, Пекине, Сан-Паулу (Бразилия), Сиднее, Сингапуре, Токио, Торонто, Франкфурте, Эдинбурге и других городах. Данный механизм функционирования миропорядка привёл систему международных отношений к глобальному финансово-экономическому кризису и явился его главной причиной.

Отсутствие у мировой политической элиты 1990-х – 2000-х годов чётко разработанных планов по выходу из глобального кризиса способствовало распространению на планете хаоса и привело лишь к структурному углублению самого кризиса. Единственной положительной чертой мирового кризиса является его констатация о необходимости обновления политико-экономических взаимоотношений внутри государств и создание новой системы международных отношений, соответствующей необходимым требованиям эволюции современной планетарной цивилизации.

 

Практическая направленность экономической дипломатии

Современная экономическая дипломатия, как явление международной жизни, призвана помочь международному сообществу усилиями экспертов и политиков:

– обозначить проблемы глобального кризиса,

– разработать конкретный проект или «дорожную карту» по его разрешению,

– призвать всё здравомыслящее население планеты осознать степень серьёзности сложившейся ситуации, в которой находится сейчас мир в отсутствии покоя, согласия, экономической стабильности и прогресса,

– определить инициатора среди государств как центр мира и экономической дипломатии (например, Москва),

– предложить всем странам включиться в обсуждение проблемы о необходимости создания нового мирового устройства,

– призвать глав государств и правительств представить в ближайшие годы проектные варианты выхода из глобального кризиса собственных стран и всех народов планеты;

– созвать специальную международную конференцию (примерная тематика: «Выход из глобального кризиса и совершенствование миропорядка»).

Выход из кризиса международной монетарной системы

Глобальный финансовый и экономический кризис – это бесспорный предвестник обновления на планете. Его основной причиной стала подмена научной, технической, технологической и промышленной революций одной единственной – информационной. Демографическая революция человечества тоже не в состоянии произойти из-за непрекращающегося производства, распространения и употребления наркотиков, бесконечных войн и вооружённых столкновений, падения моральных нравов и человеческих ценностей в большинстве регионов планеты, а также из-за отсутствия надлежащих для этого условий современной жизни.

Свою негативную роль сыграла и несостоятельная в наши дни монетарная система мировых валют (фунт стерлингов – доллар США – евро) и их цикличный многоразовый повтор, основанный на бесконтрольном запуске печатного станка, отсутствии природного эквивалента и свободном, чаще виртуальном обращении товаров, услуг, валюты и ценных бумаг в межбанковском и межбиржевом виртуальном пространстве.

Во избежание углубления мирового финансово-экономического и социального кризисов, представляется целесообразным введение на планете ЕДИНОЙ мировой валюты. Такой международной валютой вполне мог бы стать ГЕОСАГАС – GEOSAGAS, сокращённо сагас – sagas, подкреплённый натуральным эквивалентом (золото, серебро, газ, нефть, хлопок, кофе, прочее) и понятный на всех языках мира; с обозначением в виде знака бесконечности [∞] и денежной купюрой зелёного цвета, как символом живой и вечной природы. Сагас – это уникальный, зеркально отражённый термин: с-а-г-а-с или 19+1+4+1+19, где каждая цифра соответствует букве алфавита. В сумме они дают цифру 8, означающую благодать: энергию, стабильность, порядок, процветание, бесконечность. Перевод вертикального положения цифры 8 в её горизонтальное положение даёт знак бесконечности ∞ для обозначения новой, единой международной денежной единицы, в сравнении с другими, отжившими себя валютами: $ (доллар) и € (евро), которые привели систему международных отношений к глобальному кризису. Необходимо только отделить нефть и газ от доллара, евро, юаня, а в целом – от фунта стерлингов.

 

Заключение

Таким образом, современная экономическая дипломатия – это феномен международной жизни, имеющий исторические корни. Представляя собой сложное сплетение понятий и процессов, экономическая дипломатия направлена на стабилизацию и укрепление международной обстановки исключительно средствами внешней политики. Экономические санкции и двойные стандарты политиков отживают свой век, демонстрируя наличие в современном обществе информационных, экономических и финансовых войн, нарушение международных договорённостей, несоблюдение международного права, несостоятельность современного уровня мировой экономики и основополагающих принципов демократии.

Ровно 4 века тому назад, к 1615 году, формирование основ нового международного порядка было связано с зарождением политической экономии: установлением единой системы мер и весов, развитием товарно-денежных отношений, установлением правил безопасности пересечения сухопутных и морских границ, доступностью рынков. Немаловажную роль при этом в Европе сыграла политика заключения торговых сделок и переход дипломатии от хитрости, расчётливости и обмана – к искусству вести доверительные переговоры и выполнять коммерческие договорённости.

Четыре века развития цивилизации подошли к своему логическому завершению. Хаос в мировой экономике приобрёл современные структурные черты. Исчерпан потенциал Всемирной Торговой Организации (ВТО), Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) ООН. Серьёзный кризис переживает в наши дни Международный Валютный Фонд (МВФ) и другие международные экономические организации. Теперь, в период нескончаемых глобальных кризисов, на Повестке дня мирового сообщества стоит экономическая дипломатия, как средство внешней политики и искусство принятия решений компетентными представителями мировой политической элиты.

Введение единой международной валюты (например, геосагас) – это один из конструктивных подходов и объективная необходимость избежать дальнейшего углубления геополитического и экономического кризисов со всеми вытекающими последствиями.

Современный кризис в отношениях между Россией и Западом наглядно демонстрирует, что именно экономическая взаимозависимость делает любое государство уязвимым, сдерживает от конфронтации и служит стабилизирующим фактором на международной арене.[12] Объединение Москвой усилий всех заинтересованных сторон и способность направить международное сообщество к новому мировому порядку могут означать только одно – возврат России её истинного предназначения великой, созидательной державы мира.

Миссия США, Евросоюза, Китая и других государств мира заключается в адекватном осознании тупиковой кризисной ситуации всей международной системы, в проявлении политической воли не мешать её позитивному развитию и участии в создании современной архитектуры миропорядка, утверждении единых для всех критериев международного права.

Только параллельный процесс прогрессивного развития каждого государства мира и всей планеты в целом способен вывести цивилизацию на новый современный уровень. Экономическая дипломатия призвана сыграть в этом решающую роль.

 

Опубликовано: Савойский А. Современная теория экономической дипломатии // Дипломатическая служба. 2015, № 4. С. 47 – 58.

 

[1] Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть I: Дипломатия – наука и искусство / ДА МИД РФ. – М., 2000.

[2] La politique internationale en questions (par les professeurs de science politique de l’Université de Montréal). – Montréal, 2009.

[3] Dictionnaire des relations internationales. Approches – Concepts – Doctrines. 3e édition. – Paris, 2012.

[4] Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединённых Штатов Америки: 1992 – 2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ… канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2009. С. 10.

[5] Савойский А.Г. Женщины в истории XVIII–XXI веков. Екатерина II Великая – Дашкова – Адамс – Аргуэлльо – Кеннеди – Рейган – Горбачева – Олбрайт – Путина – Буш – Райс – Клинтон – Медведева – Обама. Российско-американские отношения: Монография. – М. – Пятигорск, 2011. С. 7; Carrère d’Encosse H. Catherine II, Un âge d’Or pour la Russie. – Paris, 2004.

[6] A la découverte de l’Europe. – Luxemburg, 2008. P. 25.

[7] Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России на международной арене: Монография. – 2-е изд. – Москва – Пятигорск, 2011. С. 36 – 39.

[8] Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985. C. 3.

[9] Зонова Т.В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6 (18).

[10] Савойский А.Г. Россия – США: 200 лет экономической дипломатии (1807–2007): Монография. 2-е изд. с доп. – Москва – Пятигорск, 2011. С. 193; Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII–XX века / Автор и составитель проф. Э.А.Иванян. При участии канд. ист. наук В.И.Батюка, М.А.Литвиновой, д-ра ист. наук В.О.Печатнова. – М., 2001. С. 544.

[11] Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединённых Штатов Америки: 1992 – 2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ… канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2009. С. 9.

[12] Ребро О. Россия и США: санкции и сотрудничество [Интернет-ресурс] // Внешняя политика – http://www.foreignpolicy.ru/analyses/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-rf-i-ssha. Дата публикации – 4.04.2013 г.

Александр Геннадьевич САВОЙСКИЙ

Эксперт российской правительственной делегации на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, кандидат политических наук (ИМЭМО РАН), докторант Российского университета Дружбы народов (РУДН)

Электронная почта: asavoysky@gmail.com

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован