Конкурс литературного творчества школьников «Земля. Природа. Родина. Будущее».
Весной 2015 года Московское общество испытателей природы (МОИП) и движение «В защиту детства» (ДЗД) подвели итоги проводимого этими организациями 14-го конкурса литературного творчества школьников «Земля. Природа. Родина. Будущее».
Конкурс «Земля. Природа. Родина. Будущее» впервые был проведен в 2001-2002 учебном году. Его главная цель – вдохновить подростков на то, чтобы задуматься об острых проблемах современного мира. Проблемах самых разных: социальных, экономических, природоохранных и т.д.
Казалось бы, для достижения этой цели больше подходит конкурс теоретических рефератов. Но мы решили, что мышление в художественных образах для подрастающего юношества более полезно, чем абстрактные размышления. Ибо для того, чтобы создать яркий художественный образ, нужно не только понять проблему, но и по-настоящему прочувствовать её.
До Второй мировой войны к литературному творчеству мало кто относился всерьез. Хотя юных авторов похлопывали по плечу и желали им дальнейших творческих успехов. Однако это отношение изменилось после появление в 1940-х годах трех выдающихся художественных произведений, написанных юными авторами.
Первое произведение – песня «Besa me mucho», слова и музыку которой в 1940 году написала 15-летняя мексиканская девочка Консуэло Веласкес Торрес (1924-2005). Эта прекрасная песня о любви завоевала всю планету и до сих пор не потеряла своей популярности.
Второе произведение – «Дневник Анны Франк». Его автор, погибшая в концлагере еврейская девочка Анна Франк (1929 - 1945), рассказала о своей жизни и жизни своих близких в оккупированной фашистами Голландии.
И третье произведение – блокадный дневник ленинградской девочки Тани Савичевой (1930-1944). Вообще говоря, это не художественное произведение, это всего лишь несколько дневниковых записей, завершающихся словами «Все умерли. Осталась одна Таня…». Но эти записи потрясли мир.
В послевоенном СССР и в современной России стали широко известными несколько очень талантливых подростков, ярко проявивших себя в художественном творчестве. Среди них юные литераторы Леонид Киселев (1946 - 1968), Михаил Гринин (1948 - 66), Владимир Полетаев (1951 - 1970), Оля Лебедушкина (род. 1966), Лена Бобровникова (1967 - 1996), Ника Турбина (1974 - 2002), Вика Ветрова (род. 1978), Катя Приходовская (род. 1984), Наргиза Нагдиева (род. 1991). В эту же группу можно включить и юную художницу Надю Рушеву (1952 - 1969), юную киноактрису Наташу Гусеву (род. 1972) и юного певца Сергея Парамонова (1961 - 1998).
Более половины этих авторов прожили очень короткую жизнь. Двое - покончили с собой, двое – погибли в результате несчастного случая, трое – умерли от болезни. Что это, случайность или закономерность? Ответа на этот вопрос нет.
Центром творчества практически всех этих юных авторов была философская лирика. Создается впечатление, что литературное творчество было для них способом осмысления жизни и её проблем. То же самое мы видим и в работах, представленных на наш конкурс.
В конкурсе «Земля. Природа. Родина. Будущее» 2014-2015 учебного года приняло участие более 600 школьников из России и из других стран, возникших на территории бывшего СССР (Донецкая народная республика, Крым, Беларусь, Казахстан). В конкурсе приняли участие не только русские школьники, но и (судя по именам и фамилиям) подростки, принадлежащие к другим национальностям. Каких-то заметных различий во владении русским литературным языком у русских и нерусских участников конкурса мы не увидели.
Итоги конкурса подводились в 4-х номинациях: художественная проза, поэзия, публицистика, рассказы о родном крае. При оценке работ члены жюри конкурса не связывали себя какими-то формальными показателями: критерий оценки был один: нравится или не нравится.
Московскому обществу испытателей природы и движению «В защиту детства» удалось сформировать сильное жюри конкурса. В его состав входят главный редактор журнала «Искусство в школе» А. А. Мелик-Пашаев, психолог и поэт З. Н. Новлянская, инженер и писатель В. Озеров (это псевдоним), написавший великолепный роман «Плутишкина сказка», в котором рассказывается о событиях, происходивших после распада Соединенного Сказочного Королевства, поэт и драматург Н.К. Кочубей, победительница одного из наших первых конкурсов Настя Николенко, выпустившая под псевдонимом Николь Воскресная несколько сборников стихов, и ряд других товарищей. Одно время в оценке конкурсных работ принимала участие одна из наиболее талантливых юных поэтов начала 1980-х годов Ольга Петровна Лебедушкина.
При оценке конкурсных работ Жюри конкурса относилось достаточно терпимо к разнообразию политических взглядов юных авторов. Хотя отдельные произведения, содержащие явно экстремистские призывы, не поощрялись. Авторам таких произведений обычно направлялось письмо, в тактичной форме объясняющее ошибочность их взглядов. К письму обычно прилагалась поучительная книга и/или интернет-ссылки.
Многие подростки, представившие на конкурс свои работы, критически относятся к современной российской действительности и думают о том, как изменить её к лучшему. Хотя и не всегда понимают, как это можно сделать.
Терпимо относится Жюри конкурса и к разнообразию религиозных взглядов. Среди участников конкурса были как глубоко верующие подростки, так и подростки, придерживающиеся атеистических взглядов. Кстати, верующих школьников среди участников конкурса довольно много.
В отличии от конкурсов прошлых лет, 14-й конкурс проходил в совершенно новой политической ситуации, связанной с войной в Донбассе. На конкурс впервые стали поступать произведения, написанные «под пулями». В этом году первые места в номинации «Публицистика» были присуждены трем одиннадцатиклассникам из Донбасса: Маше Василенко из Горловки, Дмитрия Колотенко из Донецка и Оксане Куликовой из Макеевки. Очерк Оксаны Куликовой «Долгое лето 2014 года» был перепечатан рядом российских газет.
О войне пишут юные авторы не только из Донбасса. Открытием конкурса этого года стала девятилетняя школьница из поселка Уральский Пермского края Александрина Прокофьева, получившая первое место в номинации «Поэзия». Свое стихотворение «Кавказ. Бессмысленная война» она посвятила своему папе, воевавшему в Чечне. Стихотворение заканчивается словами
Пока эти парни друг в друга стреляют,
Сея ненависть, боль и страх,
На облаках о детях рыдают,
Обнявши друг друга Христос и Аллах.
Несмотря на свой юный возраст Александрина – вполне современный и продвинутый ребенок. У неё есть собственный сайт в Интернете, куда она вывешивает свои произведения (http://grafomanam.net/users/19655).
Немало произведений посвящено социальным проблемам современной России: низкому жизненному уровню значительной части населения, социальному неравенству, духовной и интеллектуальной деградации. Эта тематика была стабильно представлена на конкурсе за все время его существования. Социальная ситуация, сложившаяся в нашей стране, вызывает у подростков глубокую обеспокоенность.
Широко представлена на конкурсе и природоохранная тематика (которую обычно и научно-неграмотно называют «экологической»). Об охране природы пишут и младшие и старшие школьники. Популярной формой природоохранных произведений является сказка, в которой описывается реакция разных зверей на деятельность человека. Довольно много и рефератов на природоохранные темы, которые рассматриваются в номинации «Публицистика». Однако такие рефераты в большинстве случаев малохудожественны и не слишком интересны.
На конкурс поступает немало произведений о природе и истории родного края. На конкурсе 2014-2015 года эти произведения было решено выделить в отдельную номинацию – краеведение.
Представлена на конкурсе и историческая тематика. Подростки много пишут о Великой Отечественной войне, об истории своей семьи, своего села, своего города.
В прошлые годы на наш литературный конкурс поступало немало произведений в жанре научной фантастики. Характерно, что сплошь и рядом эти произведения выходили на социальную тематику. Так, на конкурсе 2008 года Первое место было присуждено Даше Столяровой из Братска за фантастический рассказ «Большие птицы». В нем говорилось о людях, защитивших Землю от инопланетной агрессии и после Победы оказавшимися ненужными своей планете. За этим рассказом явно стоит судьба многих ветеранов Афганской и Чеченской войн.
В последнее время число научно-фантастических произведений, подаваемых на конкурс, снизилось. Возможно, это связано с общим снижением интереса к науке.
По традиции, каждый конкурс посвящается какому-нибудь литературному юбилею, приходящемуся на этот учебный год. Конкурс 2014-2015 года был посвящен 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. И неудивительно, что на конкурс был представлен ряд нетривиальных работ, посвященных жизни и творчеству великого русского поэта. Так Настя Морозова из школы-интерната для детей-инвалидов в Томске в своем стихотворении попыталась взглянуть на Лермонтова глазами его бабушки. А Аня Логинова из детского дома в Казахстане рассказала, как она лично встречалась с Михаилом Юрьевичем. Было ли это во сне, или при каких-то иных обстоятельствах, девочка не уточнила.
Участники конкурса награждаются призами и грамотами. Грамоты участникам, занявшим Первые места, наряду с руководителями МОИП и ДЗД подписывает Первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, председатель движения «Образование для всех» Олег Николаевич Смолин. Традиционным призом, который получают школьники, занявшие Первые места, является роман В. Озерова «Плутишкина сказка».
В литературном конкурсе участвуют школьники разного возраста – от первоклассников, до одиннадцатиклассников. Был случай, когда в конкурсе принял участие воспитанник старшей группы детского сада. Его произведение, было, разумеется, незрелым, но мальчик все равно получил специальный приз «Самому юному участнику».
Школьников из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионеры) среди участников конкурса относительно немного. В основном в конкурсе участвуют подростки из средних и малых городов. Довольно много участников из сельской местности.
Среди участников есть дети-инвалиды, в том числе и достаточно тяжелые. Активное участие в конкурсе принимает школа-интернат для детей-инвалидов «Басандайская жемчужина» в Томске, ученики которой присылают интересные работы. Так, воспитанница этого интерната Аня Корсунова прислала сказку про бабу Ягу и деда ЕГЭ, критикующую политику российского правительства в области образования. Эта сказка была послана первому заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олегу Николаевичу Смолину и, по дошедщим до нас слухам, доставила ему большое удовольствие.
Знакомство с работами детей-инвалидов позволяет заключить, что несмотря на тяжелую болезнь, такие дети не уходят в свои переживания, а живут насыщенной интеллектуальной и эмоциональной жизнью, живо реагируя на события, происходящие в стране и в мире. И у них есть все данные для того, чтобы, несмотря на свою инвалидность, жить полноценной жизнью.
Участвуют в конкурсе не только «семейные» дети, но и воспитанники детских домов. Так, регулярно присылают работы воспитанники детского дома № 8 казахского города Семей (бывший Семипалатинск).
Несколько лет назад работу на конкурс прислал юноша, отбывающий наказание в колонии для малолетних правонарушителей. Он написал очень симпатичный очерк о природе Сибири и был награжден Почетной Грамотой за успешное участие в конкурсе. Хочется верить, что этот молодой человек твердо встал на путь исправления, а присужденная ему грамота сыграла свою роль при принятии решения об условно-досрочном освобождении.
Своеобразной элитой конкурса стало несколько очень талантливых подростков, из года в год присылавших работы, получавшие большие награды. Среди них Марина Василькина из Чувашии (её школьная учительница русского языка и литературы Ирина Михайловна Львова, - талантливый поэт, автор «Учительского вальса»), Настя Ватина из Москвы, Ксения Игнатова из Пензы, Наргиза Нагдиева из Нижегородской области. Они очень разные, но каждая из них является яркой личностью.
Марина Василькина – прирожденный лидер и организатор. Будучи школьницей, она создала педагогический отряд «Свет», работающий с учениками младших классов. Активность этого отряда вышла за пределы родной школы и даже родного города. Многочисленные инициативы, выдвигаемые Мариной и реализуемые под её руководством школьниками, сделали девочку одним из самых известных людей родного Алатыря. Если бы она решила выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра, то набрала бы немало голосов.
В настоящее время Марина учится на Филологическом факультете МГУ, где специализируется на изучении сербского языка и литературы, занимаясь попутно многими другими делами. При этом она продолжает активно писать стихи, вывешивая их в сети Интернет.
У Наргизы Нагдиевой, живущей в деревне Морозово Нижегородской области, поистине героическая биография. Так сложилась жизнь, что двенадцатилетней девочке пришлось практически в одиночку (вместе с престарелой бабушкой) воспитывать шестерых младших братьев и сестер. И Наргиза стала придумывать для них стихи и сказки. В течении буквально нескольких месяцев она превратилась в талантливого писателя.
По крайней мере одно из стихотворений Наргизы Нагдиевой пользуется в нашей стране широкой известностью:
Говорят, что дети – беда.
Говорят, что дети – кошмар.
«У кого нет детей – тот счастлив», -
Так какой-то ученый сказал.
Сразу видно, ученый – дурак,
Понимает он все не так!
Вы сестрички мои – лисички,
Не читайте его странички!
Вы братишки мои – шалунишки,
Не читайте его вы книжки!
Хорошо, что вы есть у меня,
Я вас очень-очень люблю!
И свою конфетку единственную
Я на восемь частей разделю!
Наргиза Нагдиева – глубоко верующая девочка. У неё есть немало хороших стихов на религиозные темы, публикуемых в православных изданиях. Организаторов конкурса, большинство из которых придерживается атеистических взглядов, это не смущает.
В настоящее время Наргиза (сменившая свое экзотическое имя на более привычное русскому уху «Наташа») живет в родной деревне и воспитывает двоих детей. Уже своих собственных.
Неоднократным призером конкурса была московская школьница Настя Ватина. Она умерла осенью 2009 года в возрасте 14 лет.
Ни один из участников конкурса прошлых лет пока ещё не стал профессиональным литератором крупного масштаба. Тем не менее многие из них продолжают писательскую деятельность. Свои произведения они вывешивают в Интернете, а некоторым удается издавать и небольшие книги (например, Николь Воскресной из Владивостока).
В 2009 году, когда у движения «В защиту детства» каким-то чудом появились небольшие средства, удалось издать небольшим тиражом сборник работ участников конкурса. При этом большая часть тиража была выслана юным авторам. Есть надежда на то, что в конце 2015 года выйдет ещё один малотиражный сборник. Однако нам бы очень хотелось издать материалы конкурса серьёзным тиражом в серьёзном издательстве. Мы будем благодарны спонсорам, которые захотят финансировать этот проект.
Давайте поведем некоторые итоги. Материалы, поступившие на наш конкурс не согласуются с расхожим мнением, согласно которому интересы современных подростков ограничиваются роком, сексом и наркотиками. Дети и подростки всерьез задумываются над окружающей жизнью, ищут пути решения серьезных проблем, стоящих перед страной и миром. И это дает основание оптимистически смотреть в будущее.
Вопреки распространенному мнению, литературное творчество школьников не редкое исключение, а широко распространенное явление. Правда, многие юные авторы стесняются показывать кому бы то ни было свои произведения. Похоже на то, что литературное творчество является для подростков важнейшим путем познания окружающей действительности и осмысления её проблем. Поэтому оно заслуживает всяческого поощрения и поддержки.
Школьная программа по литературе предполагает изучение творчества великих писателей. Это, конечно, очень хорошо. Но, может быть, не следует этим ограничиваться. Школьник должен быть не только читателем, но и писателем. Он должен не только писать сочинения на заданную тему, но и создавать художественные произведения. Разумеется, на уровне своего возраста и своего таланта.
Эту точку зрения многие годы пропагандирует сотрудник Психологического института РАО Зинаида Николаевна Новлянская, являющаяся членом жюри нашего конкурса. И я не могу с ней не согласиться. Хотя филологическая общественность и большая часть учителей литературы относятся к этой идее отрицательно. Зато её поддерживают многие преподаватели мировой художественной культуры и музыки, которые считают, что ребенок сам должен рисовать и петь, а не только рассуждать о творчестве великих художников и композиторов.
Принятые ныне Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) включают школьную литературу в предметную область «Филология». Наверное, это неправильно. Язык и языковые средства, используемые в художественной литературе – это не самое главное. И бессмысленно оценивать сочинения школьников по числу не там поставленных запятых и тире. Думается, что следует перенести литературу в предметную область «Искусство», где находятся такие предметы, как мировая художественная культура и музыка. Это позволило бы гармонично встроить школьный курс литературы в общую систему эстетического воспитания учащихся. А, заодно, поднять статус предметов эстетического цикла, которые в современной школе рассматриваются, как второстепенные.
И, может быть, имеет смысл упомянуть о некоторых особо выдающихся юных авторах в школьном учебнике по литературе.
***
Юные авторы, желающие представить свои произведения на наш конкурс 2015-2016 года (который будет посвящен 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова), могут выслать свои работы по электронному адресу moip3@yandex.ru. В графе «тема письма» нужно указать «Литературный конкурс». Объем работы – не более 4 страниц (мы руководствуемся принципом: «Краткость – сестра таланта» и не поощряем многотомные романы), шрифт Times New Roman 12, расстояние между строчками – 1 интервал. К работе нужно приложить сведения об авторе: фамилию, имя, отчество, адрес (куда высылать призы), желательно – контактный телефон, электронный адрес, дату и год рождения, школу, класс, внешкольные литературные кружки или объединения (если такие есть), фамилия имя отчество и должность наставника (если такой есть).
Багоцкий Сергей Владимирович, кандидат биологических наук, доцент, ученый секретарь Московского общества испытателей природы (http//www.moip.msu.ru moip3@yandex.ru)