Известно, что в рамках реализации концепции административной реформы в России (2006-2008 гг.) в Федеральной миграционной службе осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий по проведению своей внутренней реформы. В чем ее смысл? Об этом мы попросили рассказать заместителя директора ФМС России - председателя комиссии по реализации административной реформы Александра ЛЕДЕНЕВА.
Вопрос о совершенствовании законодательного и нормативного правового регулирования в сфере миграции, равно как и расширении полномочий ФМС России по реализации контрольных и надзорных функций назрел давно, - начал разговор Александр Григорьевич.
В первую очередь, речь идет о разработке по новым стандартам регламентов государственных услуг, предоставляемых Федеральной миграционной службой, и об их внедрении. Пока - на пилотной основе. В настоящее время реформа идет полным ходом на основе годового и перспективного (до 2008 года) планов и соответствующего перечня мероприятий.
Механизм работы здесь - следующий. Сначала проект каждого регламента в отдельности разрабатывается и одобряется на правительственной комиссии, затем согласовывается с заинтересованными федеральными органами и издается приказ. И только после этого начинается его внедрение в жизнь. Один регламент (по паспортной работе) уже принят, второй (по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства) находится в стадии утверждения, еще два (по регистрационному учету и адресно-справочной работе) одобрены правительственной комиссией. Осталось - 12. Всего до конца этого года мы должны разработать 16 регламентов.
Что представляет собой принятый регламент, работа по внедрению которого в настоящее время уже началась?
В соответствии с графиком первоочередной разработки предоставления государственных услуг в ФМС начал свою жизнь новый порядок выдачи, замены и учета паспортов гражданина Российской Федерации. Впервые в ведомственном нормативном акте такого уровня определены требования, предъявляемые к предоставлению подобной услуги. Сюда входят и требования к помещениям (наличие кондиционера, пандуса для инвалидов, различный порядок записи, электронное управление очередью и т.д.) и к информированию населения (наличие информационных стендов, выход в Интернет, телефонные консультации). Этот стандарт помещений, кстати, где ведется прием населения, одобрен правительственной комиссией в рамках общей административной реформы, а не только для ФМС.
Что касается непосредственно нашей службы - правительственным постановлением изменен порядок документирования. В настоящее время гражданин России вправе обратиться в любое ближайшее подразделение территориального органа ФМС независимо от места жительства и получить или заменить в установленном порядке свой паспорт. Указанная норма уже решила проблему десятков тысяч наших граждан, которые по различным причинам проживают и работают вне места своего постоянного жительства. Ранее для получения или замены паспорта эти люди вынуждены были преодолевать тысячи километров и тратить значительные средства для проезда к своему юридическому месту жительства.
Сегодня выработан механизм и определены административные процедуры по проверке сведений, указанных гражданами, и проставлению в паспорте предусмотренных штампов о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства. Реализация указанных нормативных предписаний требует создания автоматизированно-информационной системы (АИС) учета выданных, утраченных и похищенных паспортов. Эта система, над которой в настоящее время активно работают специалисты МВД и ФМС, позволит более оперативно проводить мероприятия по проверке всех необходимых сведений, касающихся паспорта гражданина РФ.
В 2006 году в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию АИС "Паспорт-РФ" в центральном аппарате нашей службы внедрено в опытную эксплуатацию программное обеспечение системы учета бланков паспортов федерального и регионального уровней. Это позволило ежедневно проводить мониторинг по всей ситуации, связанной с созданием базы данных о паспортизации, а также проводить устранение имевшихся ошибок в учетных записях о паспортах. По состоянию на начало июля 2007 года на технических средствах ФМС России накоплено более 128 миллионов единиц юридически значимой информации.
Но при этом пока еще во всех подразделениях территориальных органов ФМС (всего их более 3 тысяч) обеспечить своевременное предоставление актуальной и достоверной информации об утраченных паспортах без единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не представляется возможным. До конца текущего года запланирован целый ряд мероприятий, которые позволят подготовить к сдаче в промышленную эксплуатацию АИС в целом.
По-видимому, новые стандарты одной лишь паспортизацией не ограничиваются?
Конечно, нет. Согласно статистическим данным, в 2005 году на территории России легально работали 702 500 иностранных работников, через год их количество выросло до 1 150 000 человек. А в нынешнем году в соответствии с постановлениями Правительства РФ количество разрешений на работу иностранным гражданам может достичь 6 308 000. Тенденция этого роста привела к необходимости выработки точного механизма взаимодействия подразделений и регламентации сроков оформления разрешительных документов иностранным работникам. Это имеет непосредственное отношение к сфере оказания государственных услуг.
Федеральной миграционной службой совместно с Рострудом разработан проект административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. В нем предусмотрен переход к системе "одного окна" при предоставлении государственных услуг, разработаны механизмы контроля за обоснованностью предоставления (отказа в предоставлении) разрешений работодателям и работникам, порядок обмена информацией между Рострудом и ФМС России.
На базе управлений Федеральной миграционной службы по Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области были проведены конкурсы и заключены контракты на поставку специального оборудования и подготовку служебных помещений в 9 подразделениях для опытного внедрения административного регламента по выдаче, замене и учету паспортов гражданина РФ. А также - в 2 подразделениях, где осуществляются прием и выдача разрешительных документов, касающихся сферы трудовой миграции.
При проведении мероприятий на поставку программно-аппаратных средств, специального оборудования и подготовку служебных помещений подразделений ФМС при внедрении административных регламентов обязательно нужно учитывать перечень задач, выполняемых этими подразделениями. А уже потом вырабатывать стандарты организации помещений. И руководствоваться в первую очередь необходимо тем, чтобы для получателя государственных услуг были обеспечены максимально комфортные условия.
Реализация в жизнь всего вышеперечисленного требует немалого денежного финансирования. Как решается этот вопрос?
Очень тяжело. И, отрабатывая утвержденные регламенты в пилотном варианте, с мыслью о том, что их постепенно нужно будет внедрять на территории всей страны, мы прекрасно осознаем, с какими финансовыми трудностями нам предстоит столкнуться. В мае текущего года ФМС России приняла участие в конкурсном отборе программ и планов мероприятий по проведению административной реформы и проектов их реализации. Мы выиграли тендер на получение необходимых финансовых средств для разработки проектов по предоставлению государственных услуг в нескольких сферах. Среди них - выдача заграничных паспортов, виз, приглашений, разрешений на временное проживание и видов на жительство для иностранных граждан и лиц без гражданства; административный регламент и стандарт работы офисов по добровольному переселению соотечественников на территорию России; пилотное внедрение механизмов досудебного обжалования; проведение антикоррупционных мероприятий в ФМС; разработка и массовое внедрение регламента по выдаче внутренних паспортов.
Повторюсь, речь идет только о финансировании научно-исследовательских и опытных разработок и очень незначительном пилотном внедрении. По сути, в этом году мы лишь сможем определиться по общей сумме средств, которая потребуется на практическое внедрение всех разработанных регламентов во всех территориальных подразделениях ФМС. В дальнейшем за счет расширения бюджета ФМС, в рамках ведомственных целевых бюджетных программ, нам удастся нужное количество средств направить на реализацию своей административной реформы.
Главным критерием результатов реформы, которая будет продолжаться до конца 2008 года, явится утверждение и внедрение максимального количества административных регламентов по исполнению предоставляемых государственных услуг. Наш же основной показатель - это снижение количества жалоб от населения и создание комфортных условий для работы своих сотрудников и приема посетителей.
Виктор СИРЫК. Опубликовано в журнале "Земляки" No 8, 2007 год.