Сфера военно-технического сотрудничества (ВТС) приобретает все большее значение в системе межгосударственных отношений, связанных с поставками зарубежным странам вооружений и военной техники (ВВТ), военных технологий, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в данной области. Торговля вооружениями и вся система ВТС остается инструментом внешней политики, который призван обозначать присутствие того или иного государства в определенном регионе мира. США и другие страны НАТО рассматривают экспорт оружия в качестве важного средства поддержки своих союзников, укрепления собственных политических и военных позиций в стратегически важных районах мира. В России сфера ВТС является также средством поддержания жизнеспособности оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сохранения его производственного и творческого потенциала. В тяжелые для предприятий отрасли 90-е годы прошлого столетия они выживали только благодаря поступлениям от экспорта.
В 2004 году объем российского экспорта ВВТ достиг 5,8 млрд. долларов США, что почти на два миллиарда долларов больше, чем в 2000 году, когда выстроенная Президентом Российской Федерации новая система ВТС начала работать. Поступление валютной выручки в 2004 году - свыше 6 млрд. долларов США. Это тоже самый высокий показатель за последнее десятилетие, что не может не удовлетворять нас. Увеличившиеся поступления валютной выручки от военного экспорта позволяют больше средств направлять на модернизацию находящегося в строю вооружения, проведение НИОКР по созданию новых высокотехнологичных образцов ВВТ.
Неплохие результаты ВТС за истекший период, а главное, его позитивная динамика убедительно говорят о том, что российские разработчики и производители оружия могут на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями военной техники. Существенным остается и экспортный потенциал предприятий российского ОПК. Нужно им только грамотно распоряжаться. С большой долей вероятности можно прогнозировать в среднесрочном плане значительные объемы экспортных продаж продукции военного назначения.
Свою роль с точки зрения стратегических интересов государства на современном этапе ФСВТС России как федеральный орган исполнительной власти, наделенный широкими правами и полномочиями по регулированию, координации и контролю государственной деятельности в области ВТС, видит в обеспечении прежде всего - развития военно-технических связей с государствами-участниками СНГ и, в первую очередь, со странами-участницами Договора о коллективной безопасности.
Сегодня это направление рассматривается как приоритетное, что предопределено его основной целью, заключающейся в формировании устойчивой системы взаимоотношений, способной в обстановке жесткой конкуренции обеспечивать долгосрочные стратегические интересы России в различных регионах стран СНГ. Сегодня ВТС - важнейшее средство по укреплению ОДКБ, да и СНГ в целом.
При этом практическим инструментом для принятия решений ост аются двусторонние межправительственные комиссии по ВТС, которые созданы для реализации соответствующих соглашений с Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Украиной и Узбекистаном. В стадии формирования находится комиссия по ВТС с Азербайджаном.
Для повышения эффективности военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ и другими странами СНГ в ФСВТС России ведется работа по следующим направлениям:
1. Заключение двусторонних соглашений. Прежде всего это соглашения о взаимодействии на рынках третьих стран. В 2000-2004 годах такие соглашения подписаны с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Украиной. Сейчас завершается подготовка к заключению подобных соглашений с Арменией, Таджикистаном. Аналогичный проект направлен в Узбекистан, ведутся переговоры с Азербайджаном.
Важным достижением российской стороны является заключение соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности. Сегодня эти соглашения уже используются в практике двустороннего военно-технического сотрудничества с Арменией, Киргизией, Азербайджаном, Узбекистаном и Украиной. Совсем недавно подобный соглашения подписаны с Казахстаном и Белоруссией. На очереди - проработка вопроса о необходимости подписания межправительственных двухсторонних договоров с Азербайджаном, Туркменией и Грузией о защите государственных секретов при осуществлении военно-технического сотрудничества.
2. Разработка системы мер по проведению дифференцированной и гибкой ценовой политики, что подразумевает возможность применения б олее низких цен для отдельных государств, в том числе и не являющихся членами ОДКБ, естественно, с учетом достигнутого уровня двусторонних отношений, региональной военно-политической ситуации, а также характера и обстоятельств конкретной экспортной операции.
Реализация этих мер должна осуществляться в интересах укрепления СНГ как межгосударственного образования в целом, вместе с тем необходимо обеспечить сохранение привлекательности для его участников членства в ОДКБ.
3. Осуществление поставок в рамках оказания военно-технической помощи. Важность этого направления обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности и военно-политических интересов России на, прежде всего, южных рубежах в условиях, когда государства данного региона не обладают достаточной платежеспособностью. Здесь, как правило, проблема решается с помощью поставок ПВН из наличия Минобороны России, а в случае отсутствия такой возможности - из промышленности.
4. Обучение военнослужащих государств - участников СНГ и
государств - членов ОДКБ на льготной и безвозмездной основе. Для повышения привлекательности бесплатное обучение также должно включать и бесплатное проживание военнослужащих и специалистов государств - участников СНГ в период обучения в военных вузах России.
5. Осуществление совместных разработок, испытаний, производства, модернизации, ремонта и реализации продукции военного назначения. Это наиболее перспективное направление ВТС, удельный вес которого будет повышаться. Оно позволяет не только максимально задействовать научн ый, технологический и производственный потенциалы государств - участников СНГ, но и усилить кооперационные связи предприятий ОПК наших стран.
6. Создание совместных предприятий по разработке, производству, модернизации и ремонту продукции военного назначения, исходя из приоритетности интересов Российской Федерации в военно-политической и экономической областях. В рамках этого направления сотрудничества в 2000 году подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) "Оборонительные системы". Прорабатывается вопрос вступления в МПФГ "Оборонительные системы" предприятий Украины, Казахстана и Киргизии.
В настоящее время проводятся работы по созданию совместных российско-белорусских предприятий:
по разработке и производству вооружения и военной техники ВВС и ПВО на территории Российской Федерации с участием российских предприятий ФГУП "Рособоронэкспорт", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "Концерн радиостроения "Вега";
российско-белорусского центра сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО на территории Республики Беларусь - совместного закрытого акционерного общества "Белроссервис" с участием предприятий МФПГ "Оборонительные системы".
Кроме того, в процессе создания находятся два российско-казахстанских центра: по ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию средств ПВО, а также по реализации проекта совместного производства военных средств связи КВ-УКВ диапазона для нужд Республики Каз ахстан.
Принято решение о подписании межправительственного соглашения о создании совместного российско-украинского центра сервисного обслуживания, модернизации и ремонта средств ПВО с участием предприятий МФПГ "Оборонные системы" на территории Украины.
Современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, ставит задачу по-новому, реалистически и комплексно оценивать систему угроз безопасности Российской Федерации. Именно на основе такой оценки определяются ныне приоритеты военно-технического сотрудничества, соответствующего и международному статусу России, и имеющимся у нее ресурсам.
Публикации ФСВТС России
10.06.2005