11 марта 1999
2804

`Сто дней` в должности руководителя `Мосэнерго`.

Вопрос: Не так много времени остается до первых "ста дней" Вашего пребывания в должности руководителя "Мосэнерго". В таких случаях принято подводить первые итоги. Что Вас больше всего за это время огорчило в работе компании, а что, наоборот, внушает оптимизм?

Ответ: "Сто дней" еще далеко, но 2,5 месяца уже есть. Первое, что удалось сделать - это построить плановую и финансовую системы деятельности АО "Мосэнерго". Внутреннюю деятельность мы организовали на основе бюджетного планирования, и работаем так уже второй. У нас есть бюджет третьего квартала, сейчас заканчиваем бюджет четвертого квартала. Это позволило оптимизировать и упорядочить внутреннюю деятельность, увязать расходы с доходами. Кроме того, нам удалось преломить ситуацию с расходованием топлива, и уже где-то 1,5 месяца мы идем с нарастанием запасов и по мазуту, и по углю, что сегодня достаточно редкая картина в целом по России. Причем, что особенно приятно, эта ситуация полностью подкреплена финансовыми источниками и работой поставщиков. Мы резко изменили подходы к реализации нашей продукции. Следующий момент - мы максимально отказались от взаимозачетов. Эта практика себя оправдала, и сегодня мы имеем 94 проц сбора денежными и приравненными к ним средствами, то есть банковскими векселями, целевое бюджетное финансирование. Вот это, наверное, те принципиальные успехи, которые удалось, я считаю, достичь за эти 2,5 месяца.

Что огорчило? Огорчила низкая внутренняя культура аппарата, низкий уровень эксплуатации, внутренняя расслабленность коллектива. Но с другой стороны, это не является непреодолимыми моментами. Оптимизм внушает то, что основные финансовые потоки удалось урегулировать, справиться и ввести в правильное русло.

Вопрос: В последнее время пресса весьма критически комментирует "акции устрашения" в отношении неплательщиков со стороны РАО "ЕЭС России" и "Мосэнерго" в частности. Вам в вину ставится то, что отключение неплательщиков началось с объектов здравоохранения. Почему было принято такое решение, неужели не нашлось более злостных, но менее социально значимых должников?

Ответ: В этом вопросе неправильно поставлен акцент. Должники по здравоохранению составляют менее 1 проц из тех, которых мы сегодня ограничиваем. Под отключением сегодня находятся более 2 тыс потребителей. Среди них было 23 больницы. Хочу сказать, что вопросы здравоохранения тоже нашли свое логичное завершение в нашей работе. Я только что приехал с совещания, которое проводилось по поручению мэра Москвы. Нас не одобрили за столь жесткие меры по отключению, но это понятно. Тем не менее, мэром Москвы дано указание всем в категорическом порядке обеспечить проплату текущих платежей за электроэнергию и энергоносители. Мы считаем, что такие жесткие меры как отключение, может быть, не столько привели к желаемым финансовым результатам, но в социальном и политическом плане сфокусировали проблему. Парадокс также в том, что по заявлению руководства Москвы средства отпускаются комитету по образованию, комитету здравоохранения, но до энергетиков деньги не доходят. Покупаются парты, прачечные, новые вещи, делается ремонт. Но почему это делается за счет денег энергетиков? И никто объяснить этого не может.

Более злостные неплательщики, конечно, есть. Есть потребители с долгами в 2,5 млрд руб. Как правило, это огромные производственные предприятия. Вместе с тем, например, с такими предприятиями как "Серп и Молот" и "Мосгортепло" мы уже урегулировали отношения.

Каждый день 2000-2300 потребителей из 400 тыс в целом находятся у нас в режиме отключения. Вот какие огромные цифры и концентрировать внимание на 20 школах, я думаю, не надо. Здесь больше политеса, кому-то было нужно показать пальцем на "Мосэнерго", вместо того, чтобы показать на те финансовые органы, которые должны были найти эти деньги. По всему здравоохранению нужно где-то 30 млн руб, вот и все. Разве это деньги для города?

Вопрос: На Ваш взгляд, оправдали ли себя акции отключения? Насколько увеличилась собираемость платежей в Москве, в том числе, "живыми деньгами". Можно ли говорить о серьезном сокращении задолженности?

Ответ: Конечно, оправдала. Наши жесткие меры с перепродавцами дали результат просто неожиданный. В месяц, когда было воздействие на перепродавцов, мы собрали 130 проц платежей. Так что деньги есть. Люди просто отвыкли платить за электроэнергию. Нас правильно критикуют, что мы не сумели мирным путем добиться эффекта. Но когда мы 13 раз направляем письма к руководителям - рассчитайтесь, пожалуйста, рассчитайтесь, - а в ответ тишина, то пора и власть употребить. Что мы и делаем.

О серьезном сокращении задолженности говорить пока еще рано. Но тенденцию я вам сказал, если в мае собирали порядка 60 проц деньгами, сегодня мы поднялись почти до 100 в целом, а по ряду потребителей - выше 100. Это только от одного зависит - от жесткости подхода к потребителю.

Вопрос: Существует ли опасность того, что в осенне-зимний период новые подобные действия энергетиков могут привести к тому, что без тепла и света останется население. Ведь РАО "ЕЭС" не может контролировать действия перепродавцов-неплательщиков - кого, в свою очередь, они будут ограничивать.

Ответ: Эта ответственность в данном случае лежит на перепродавцах, а не на РАО "ЕЭС России". Там, где у нас есть хозяйственные договора, мы полностью контролируем и управляем процессом. Там, где договора за энергоснабжение заключены с перепродавцами - им и карты в руки. Ситуация зимой зависит от того, как мы работаем сегодня. Если мы сегодня проявим жесткость, сумеем добыть деньги и на эти деньги запастись топливом и обеспечить расчеты с нашими поставщиками топлива - значит, все будет зимой в порядке. Если мы сегодня проявим слабость, войдем в зиму неподготовленные, то, вероятно, будут отключения и зимой.

Жесткость абсолютно себя оправдывает. Мы сегодня вышли практически на 100 проц оплату топлива, и именно это позволяет нам уверенно сказать, что мы топливо на зиму запасем. Если кто-то из потребителей возвращается к старым правилам игры, то меры воздействия к нему опять возобновляются.

Вопрос: В ответ на действия энергетиков по массовым отключениям неплательщиков местные власти в некоторых регионах угрожают обанкротить энергообъекты, которые имеют долги по налогам перед местными бюджетами. Существует ли опасность такой ситуации для подразделений "Мосэнерго"? Если говорить в целом по стране, не приведет ли подобная практика к затяжной "войне" и тупику в отношениях между энергетиками, неплательщиками и властями?

Ответ: Конечно, "война" приведет к тупику. Это глупость. Мы знаем, кто нас провоцирует, и достаточно на высоком уровне, на ведение этой войны. Но мы, я ответственно заявляю, мы не собираемся начинать такую войну в городе Москве и Московской области. Мы будем пытаться и обязаны найти взаимное понимание даже с теми, кто нас не понимает. Именно в этом заключается наша стратегия, которая согласована с мэром города Москвы и с губернатором Московской области. Власти достаточно для того, чтобы без всякой войны разобраться.

На нас уже сегодня подают иски в суд, некоторые подают умышленно, как раз для того, чтобы спровоцировать эту самую "войну". Мы знаем, кто эти иски организовывает, знаем, кто стоит за их спиной. С другой стороны, мы уважаем наших кредиторов и, если они предъявляют претензии, считают необходимым работать с нами подобным образом, мы с большим уважением воспринимаем подобную ситуацию. "Межрегионгаз" подал на нас в суд буквально несколько дней назад. Ряд коммунальных организаций города Москвы, одна автомобильная организация, которая осуществляла нам перевозки, также предъявили иски. Мы с уважением относимся к такой позиции кредиторов, которые проявляют такую же жесткость, как и мы. Но это подталкивает нас действовать еще жестче. Но "войны" не будет, будет жесткая, но корректная работа с руководством столицы и области.

Вопрос: Насколько изменится динамика потребления топлива "Мосэнерго" по результатам 2000 года? Не ведет ли сокращение потребления газа, которое видно по итогам работы в 1-ом полугодии, к ухудшению экологи в Москве и области?

Ответ: В первом полугодии сокращение газа вызвано некорректным поведением "Мосэнерго" по отношению к поставщикам газа. Мы очень плохо платили им. Но последние 3 месяца мы идем на уровне 100-процентной оплаты текущего потребления. Мы выполняем обязательства по денежной составляющей в расчетах, и газовики нам помогают - добавляют в третьем квартале необходимые и недостающие лимиты топлива. Газовики, также как и любая промышленная компания, с удовольствием поставят свою продукцию, когда она оплачивается.

С точки зрения ухудшения экологии, я хочу сказать, что за последние 5 лет "Мосэнерго" только снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Ни о каком ухудшении экологии и речи быть не может. За последние 3 года вредные выбросы мы снизили в 3 раза, причем при стабильном уровне структуры сжигания.

Вопрос: Каковы предварительные данные по работе "Мосэнерго" за январь-июль 2000 г? Что можно ожидать от работы за год?

Ответ: Я аккуратно скажу - мы ожидаем закончить год с прибылью. Это, наверное, возможно, но финансовая ситуация "Мосэнерго" тяжелейшая, особенно на ближайшую перспективу 2-3 года. У нас огромные кредитные обязательства. Вопрос даже может встать таким образом, что нам придется отказываться от каких-то своих финансовых обязательств, в какой форме это будет сделано - пока не знаю. Общая оценка финансовая состояния очень тяжелая. Такое тяжелое состояние объясняется нерешенными и накопившимися проблемами за последние 2-3 года - огромные долги за газ, общая сумма долгов 15 млрд руб, нам должны - 16 млрд руб. Этот груз, который надо решать в ближайшие 2-3 года. Даже за год, за два, я думаю, мы его не решим. Плюс есть огромные обязательства перед зарубежными инвесторами, их тоже надо как-то гасить. Источников для этого мы пока не видим.

Вопрос: Какие резервы существуют для сокращения затрат на выпуск продукции?

Ответ: Основной и главный резерв - совершенствование внутреннего механизма. Полный анализ собственных затрат, оптимальности производственного механизма. Для нас это основной резерв.

Вопрос: Будет ли в этом году новое повышение тарифа?

Ответ: Да, мы ожидаем в конце года. Сегодня уже почти в 1,5 раза выросла стоимость мазута, идет общее удорожание затрат - процентов на 10. Поэтому мы проговаривали с энергетическими комиссиями, чтобы для входа в зиму там, где потребуются большие расходы топлива, мы сформулируем свои предложения и представим их в октябрю. Но как они будут приняты, посмотрим.

Вопрос: Удовлетворены ли вы менеджментом ОАО "Мосэнерго", возможны ли какие-либо перестановки в его руководстве?

Ответ: В целом удовлетворен, но перестановки обязательно будут. Есть очень сильные руководители, опытные. Но есть и распущенные люди. В этой связи мы направили несколько писем в прокуратуру. Есть люди в возрасте, они уже пересидели. Есть люди, которые считали, что работа в "Мосэнерго" - это вопрос их личного благосостояния, а не вопрос работы компании. Люди стали путать личное с интересами акционеров. Есть просто непонятные факты, которые мы сами объяснить не можем, поэтому мы попросили прокуратуру дать нам разъяснения по тем или иным вопросам. Но я еще раз подчеркиваю, что в целом команда, а я подразумеваю здесь и генеральную дирекцию, и 60 филиалов, которые входят в состав "Мосэнерго", сильная, работоспособная и 2,5 месяца это показали.

За 2,5 месяца никого новое руководство "Мосэнерго" не уволило, но 4 человека из дирекции и два руководителя филиала ушли сами, понимая, что им не по плечу работать в столь новых жестких требовательных условиях.

Вопрос: Полностью ли вы согласны с предлагаемой РАО "ЕЭС России" концепцией реструктуризации отрасли?

Ответ: С концепцией - да. Применительно к "Мосэнерго", я думаю, акционеры поучаствуют в выработке концепции. Я не знаю детально ту схему, которую выбрали другие акционерные общества. Я считаю, что холдинг "Мосэнерго", при всем необходимом разделении функций генерации, транспорта и сбыта, должен остаться единым холдингом. Выделение этих трех основных функций, привлечение инвесторов в ту или иную сферу деятельности в виде самостоятельных акционерных компаний или дочерних компаний - в этом я вижу особенность реструктуризации. Это абсолютно не противоречит концепции, предлагаемой РАО. А вот форма структуризации - это сложный вопрос. Я думаю, что наши акционеры сделают правильный выбор. Мы для них команда, нанятая реализовывать их желания.

Я готов принять любое альтернативное мнение относительно реструктуризации, только не надо говорить, что реструктуризация это развал. Тогда надо предложить что-то другое, в частности, где взять деньги для подъема отрасли. Вариант реструктуризации, предложенный РАО "ЕЭС", отвечает на этот вопрос, как бы он кому-то не нравился. А, если мы говорим, что нет, этот вариант не пойдет, потому что он ведет к развалу, если мы ничего не будем делать - это тоже путь к развалу. Я не знаю другого пути, как привлечь 5 млрд долларов в год. Если кто-то знает, пусть скажет.

Я сам занимался как раз подсчетом этих цифр. 5 млрд долл в год - это общая потребность на техперевооружение и обновление фондов в целом по энергетическому комплексу РАО. Минимальная цифра - 2,5 млрд долл - это нужно для поддержания нынешнего уровня. 5 млрд долл в год - это необходимый объем с учетом роста и развития генерации. Самая эффективная часть реструктуризации - это генерирующие мощности.

Есть вопрос контроля прохождения и доведения средств до места, но это уже чисто вопрос инструмента. Организация прохождения денег - это уже немножко другая задача. Мы говорим с вами о другом, делать или не делать реструктуризацию? Ответ, если не делать, то через три года будет крах. Страна станет энергодефицитной. Если делать, это дает возможность выхода. Стоит альтернатива - или через три года Россия станет энергодефицитной страной, или пустить в нашу энергетику инвесторов, которые у нас в России построят свои станции и будут зарабатывать деньги. Ничего плохого в этом я не вижу. Пусть они зарабатывают, лишь бы у нас с вами были электроэнергия. Я считаю, что инвесторам интересна российская энергетика, но основные проблемы заключаются в политическом климате России и в законодательной базе. И именно этим вопросам нужно больше уделить внимания, а не проблемам прав Чубайс или нет.




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован