Говоря о будущих угрозах, следует принимать во внимание, что они не возникают «вдруг»[1]
А. Фролов, эксперт
С конца 80-х годов начался активный процесс обсуждения между СССР и США, а позже и России – США, проблемы стратегической стабильности, которая быстро стала модной и многообещающей темой для многочисленных политологов, а иногда (когда, как правило, не оставалось других тем) и политиков. Периодически к этой проблеме возвращались вплоть до последнего времени даже в условиях резкого обострения состояния военно-политической обстановки и враждебности, что вызвало справедливый вопрос о том, что в действительности стоит за разговорами о стратегической стабильности[2]. Ответ на этот вопрос требует полной определенности и теоретического обоснования позиции каждой из сторон.
Главное расхождение в позиции России и США заключается в том, что в понимании российской стороны Стратегическая стабильность (СС) – такое состояние ВС, экономики и общества, при котором трудно (или невозможно) добиться победы в военно-силовом противоборстве между государствами. Более того, СС обеспечивает не просто неэффективность, но и невозможность использования силовых (не только военных) инструментов политики[3]. По большому счету эта трактовка означала, что стороны отказываются от применения силы в отношениях друг с другом[4].
Такое понимание строится на том, что применение силы в современный период опасно, а военной силы – имеет непредсказуемые последствия. Так, подрыв газопроводов «Северный поток 1» и «Северный поток 2» мог иметь тяжелые последствия не только для России, но и в случае принятия её резких ответных мер, – для всей Европы и США. Например, если бы мы решили нарушить многочисленные (более 4,5 сотен, протяженностью свыше 1,2 млн. км) коммуникации – трубопроводы, линии связи и пр., соединяющие два континента. Более того, соединяющие США и страны Азии. В июне 2023 года Генеральный секретарь Й. Столтенберг признал, что западная коалиция не смогла бы помешать этому[5]. Это хорошо видно на следующем рисунке[6].
Кроме того, подобная трактовка предполагает сохранение примерного военно-стратегического равновесия на всех уровнях – стратегическом, оперативном и ТВД, – а также примерного равновесия (но не равенства!) по отдельным видам и родам войск. Более того, такая трактовка СС определенно связана с военной политикой государств и их планами военного строительства, которые, как минимум, не должны нарушать в будущем военно-стратегического равновесия[7]. Это подтверждает и практика военного строительства в США и странах-союзниках, ориентированная на проведение «многодоменных операций», которые, как показывают учения в 2020–2023 годах, предполагают применение всех видов и родов войск во всех сферах. Как пример «переноса» изменения влияния мировых парадигм на состояние ВПО можно привести крупные маневры в АТР, проводившиеся в июле-августе 2023 года, которые отчетливо продемонстрировали новую структуру ВПО в этом регионе. В учениях, которые проходили с 21 июля по 4 августа, принимали участие более 30 000 военнослужащих из 13 стран, включая принимающую страну, Канаду, Фиджи, Францию, Германию, Индонезию, Японию, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Тонгу, Великобританию и США. «И в этом суть Talisman Sabre – подготовка к взаимодействию, подготовка к сотрудничеству между нашими силами обороны»[8].
Иными словами, в области военной стратегии – «Многодоменные операции» – первая и самая общая военно-политическая реакция в формировании региональных СО.
_______________________________________
[1] Цит. по: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. – М.: ИД «Международные отношения», 2019, – с. 141.
[2] Biden J.R. Interim National Security Guidance. – Wash., March 2021. – р. 21.
[3] В СССР и России часть научной общественности пыталась сформулировать позицию, которая во многом была аналогичной американской, а именно: СС рассматривалась как состояние СНВ сторон, препятствующее нанесению первого удара ядерными силами.
[4] Примечательно то, что в военном конфликте Индии и Пакистана в 2019 году стороны демонстрировали свою способность нанесения ударов по наземным и воздушным целям чаще, чем наносили прицельные удары. См.: См.: Чужие войны: новая парадигма / С.М. Аминов, М.С. Барабанов, С.А. Денисенцев, А.В. Лавров, Ю.Ю. Лимин; под ред. М.С. Барабанова. Центр анализа стратегий и технологий, 2022. – 160 с.
[5] Мы бессильны». НАТО не сможет помешать России нарушить коммуникации. 20.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZI4hEgMwnWP5sPdt
[6] Подводные кабели. «https://www.submarinecablemap.com/submarine-cable/apollo
[7] Annual Threat Assessment of the US Intelligent Community. Office of the Director of National Intelligent. – Wash., 2021, April 9, – р. 21.
[8] Кларк К. Операции во всех областях являются ключевым направлением обширных учений Aussie Talisman Sabre. Информационный ресурс: «Срочные военные новости». 25 июля 2023 г. / https://breakingdefense.com/2023/07/all-domain-operations-key-focus-of-vast-aussie-talisman-sabre-exercise/?utm_campaign=B