Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
20 июня 2023
505

Стратегическая стабильность и военная безопасность России на ядерном и не ядерном уровнях: теория и реальность

Говоря о будущих угрозах, следует принимать во внимание, что они не возникают «вдруг»[1]

А. Фролов, эксперт

 

С конца 80-х годов начался активный процесс обсуждения между СССР и США, а позже и России-США, проблемы стратегической стабильности, которая быстро стала модной и многообещающей темой для многочисленных политологов, а иногда (когда, как правило, не оставалось других тем) и политиков. Периодически к этой проблеме возвращались вплоть до последнего времени даже в условиях резкого обострения состояния военно-политической обстановки и враждебности, что вызвало справедливый вопрос о том, что в действительности стоит за разговорами о стратегической стабильности. Ответ на этот вопрос требует полной определенности и теоретического обоснования позиции каждой из сторон.

Главное расхождение в позиции России и США заключается в том, что в понимании российской стороны Стратегическая стабильность (СС) – такое состояние ВС, экономики и общества, при котором трудно (или невозможно) добиться победы в военно-силовом противоборстве между государствами.  Более того, СС обеспечивает не просто неэффективность, но и невозможность использования силовых (не только военных) инструментов политики[2]. По большому счету эта трактовка означала, что стороны отказываются от применения силы в отношениях друг с другом.

Кроме того, подобная трактовка предполагает сохранение примерного военно-стратегического равновесия на всех уровнях – стратегическом, оперативном и ТВД, - а также примерного равновесия (но не равенства!) по отдельным видам и родам войск. Более того, такая трактовка СС определенно связана с военной политикой государств и их планами военного строительства, которые, как минимум, не должны нарушать в будущем военно-стратегического равновесия. Так, например, широкие программы сокращения ВВСТ и ВС России привели к фактическому развалу армии и флота в начале 2000-х годов и их медленному восстановлению, полностью ликвидировали СС в отношениях России и Запада (но не СС в области СНВ-ПРО), что стало очевидным с началом СВО на Украине. По сути дела, Россия столкнулась со всей западной военно-политической коалицией, для которой ВС «образца 2022 года» были очевидно не готовы. Соотношение сил было явно не в пользу РФ и говорить о какой-то СС было бессмысленно.

Поэтому в декабре 2022 года министром обороны России был предложен план быстрого увеличения военных возможностей. Он анонсировал создание двух округов, одной общевойсковой и одной воздушных армий, армейского корпуса в Карелии, трёх мотострелковых дивизии(МСД) в составе Сухопутных войск и двух десантно-штурмовых дивизий в ВДВ.

Кроме того, будут переформированы в мотострелковые дивизии семь мотострелковых бригад в Западном, Центральном, Восточном военных округах и на Северном флоте. Пять бригад морской пехоты будут развёрнуты в дивизии морской пехоты, а также проведены другие мероприятия с целью повышения обороноспособности нашей страны, до 2026 года, то есть через два года в конце 2024 года.

Эти намерения были встречены вполне обоснованной критикой со стороны экспертов[3] и некоторых военачальников. Главная причина - это наличие командных кадров категории "старший лейтенант". Только офицеров командиров взводов и заместителей командиров рот по воспитательной работе необходимо около 20 человек в мотострелковом батальоне. В полку три батальона, то есть около 60 в трёх батальонах и т.д. то есть для замещения всех должностей только в одной дивизии будут необходимы  1000 молодых лейтенантов, с учётом замены офицеров в частях, из которых пришли офицеры на вышестоящие должности. Три мотострелковые дивизии -  3000 лейтенантов, 7 мотострелковых дивизий развёрнутых на базе мотострелковых бригад, 5000 лейтенантов, пяти дивизий морской пехоты развёрнутых на базе бригад – еще около 3500 лейтенантов. Двух дивизий десантно-штурмовых дивизий около 1500 офицеров.

Это при том, что один выпуск военного училища – 100-200 лейтенантов. Где наберут такое количество лейтенантов? У нас сейчас ротами командуют младшие лейтенанты и лейтенанты из числа сержантов. Потери в СВО никто не отменял, училища не увеличивали набор курсантов в 2021 году и даже если сделали доп набор, то лейтенанты будут готовы только через 4 года, то есть в конце 2027 года. А кто будет исполнять эти должности до 2027 года?

Где наберут тысячи прапорщиков и десятки тысяч сержантов? Где будут готовить прапорщиков? Учебные центры(бывшие учебные дивизии) штат не увеличивали, откуда сержанты? Для подготовки этих вновь сформированных соединений необходимо провести ротные, батальонные и полковые учения с боевой стрельбой. Причём со всеми и не по одному, а хотя бы по два в год, на подготовленных и оборудованных полигонах. В том числе и учения с боевой стрельбой в построенных для этих целей населённых пунктах.

Очевидно, что для США и их союзников подобная трактовка СС была и остается абсолютно неприемлема потому, что в отношениях с Россией и другими странами отчетливо существует доктрина использования военной силы в самых разных формах. Это означает, что существо дискуссии о СС искусственно, безосновательно, но в этом случае как раз и появляется «узкая» трактовка СС, в соответствии с которой речь идет не об использовании силы в политике и даже не о применении военной силы, а только о применении ЯО.

Именно поэтому не случайно  это широкое понимание СС очень часто путают и сегодня с сознательно навязываемым США (и нередко разделяемыми в СССР и России либералами) представлением о СС как о стабильности с точки зрения применения стратегических наступательных вооружений (СНВ), либо вообще ЯО, включая ТЯО. Иногда, просто как обоснование для возможных переговоров с США в условиях, когда сам предмет - сокращение вооружений и военной деятельности – исчез. Вместе с этим предметом, перестали быть нужными многочисленные политологи, дипломаты, политики и журналисты, которые с 80-х годов кормились на этом поле – создавали центры, сектора, отделы в АН СССР, РАН, становились академиками, ездили за границу, получали гранты и пр. Этот бюрократический «нарост» оказался настолько большим, что его влияние и сегодня чувствуется в научном и общественном сознании.

Проблема применения (не применения) ЯО в ходе СВО на Украине стала одной из центральных проблем 2022-2023 годов не только в многочисленных СМИ, но и на политическом уровне. Практически на всех крупных мероприятиях, например, ПМЭФ в июне 2023 года, эта проблема так или иначе становилась предметом широкого обсуждения. При этом её непосредственно связывают с проблемой сохранения стратегической стабильности, которая, как правило, трактуется по-разному[4]. Прежде всего, в зависимости от планов Запада военно-силового использования военной мощи, когда формула сохранения СС сохраняется: военная сила может использоваться в любых масштабах при неприменении СНВ и сохранении СС[5].

Надо сказать, что на тему СС в советской и российской литературе было написано немало. Какое-то время в 80-е годы она была нарочито модной и спекулятивной. Так, считалось, что появление понятия «стратегическая стабильность» связано с развитием диалога между СССР и США по проблемам ограничения ядерных вооружений. В начале 1970-х годов были достигнуты известные советско-американские договоренности по ограничению стратегической противоракетной обороны (ПРО) (1972 и 1974 гг.). Они оформили общие подходы к обеспечению военно-стратегического равновесия между двумя сверхдержавами, хотя в тех двусторонних документах не говорилось о принципах стратегической стабильности[6]. Термин «стратегическая стабильность» был зафиксирован позднее - в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и в Договоре СНВ-1 (1991 г.). А 1 июня 1990 года руководителями СССР и США было подписано специальное Совместное заявление относительно будущих переговоров по ядерным и космическим вооружениям и по дальнейшему укреплению стратегической стабильности».

Более  перспективна трактовка стратегической стабильности как еще более широкого понятия, характеризующего военные возможности новых центров силы и цивилизаций. В этом понимании «стратегическая стабильность тождественна понятию «стратегическое сдерживание» в отношениях между новыми центрами силы. Проблема, однако, заключается в том, что такая трактовка неприемлема США и их союзникам, чья военно-политическая коалиция предполагает именно взлом стратегической стабильности и изменение стратегического сдерживания на политику уступок и отказа от защиты национальных интересов и ценностей. Или «признание» тех норм и правил Россией и другими странами, которые сформулированы Западом. В этом смысле западное понимание «стратегической стабильности» означает абсолютное неприятие не только Россией её политикой в области национальной безопасности[7], но и другими центрами силы.

Примером этому стало новое союзническое соглашение между США, Великобританией и Австралией, подписанное 15 сентября 2021 года, которое Дж. Байден прокомментировал следующим образом: «Речь идет об инвестировании в наш величайший источник силы, в наши союзы, и их обновлении, чтобы лучше противостоять угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня»,  «Речь идет о соединении существующих союзников и партнеров Америки по-новому»[8].

Поэтому вопрос о стратегической стабильности в мире и национальной безопасности в настоящее время в очередной раз неоправданно рассматривается только как проблема стабильности в ядерной области, что, конечно же, не соответствует реалиям потому, что является только частью более общей проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания[9].

 

________________________________________

[1] Цит. по: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, с. 141.

[2] В СССР и России часть научной общественности пыталась сформулировать позицию, которая во многом была аналогичной американской, а именно: СС рассматривалась как состояние СНВ сторон, препятствующее нанесению первого удара ядерными силами.

[3] См., например: Туркул Ю. Министр сказочник или трезвомыслящий человек? Ресурс «Юрий Туркул». 19.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZIaTPVxstWJk2yk9

[4] См. подробнее вариант статьи: Подберезкин А.И. Стратегическая стабильность и военная безопасность России. .Сайт ЦВПИ, 25.05.2023 //http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/strategicheskaya-stabilnost

[5] Ховард Дж. Шац , Габриэль Тарини , Чарльз П. Райс , Джеймс Доббин. Восстановление Украины. Доклад РЭНД. 14 июня 2023 // https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA22001.html?utm_source=AdaptiveMailer&utm_medium=email&utm_campaign.

[6] Ховард Дж. Шац , Габриэль Тарини , Чарльз П. Райс , Джеймс Доббин. Восстановление Украины. Доклад РЭНД. 14 июня 2023 // https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA22001.html?utm_source=AdaptiveMailer&utm_medium=email&utm_campaign.

[7] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[8] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[9] См.: Подберёзкин А.И. Война и политика в современном мире. М.: ИД «Международные отношения», 2020, сс. 179–198.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован