Если управлять – это, значит, предвидеть, то в стратегии управлять означает предвидеть далеко вперед[1]
А. Свечин
Стратегический прогноз
Стратегический прогноз – первый шаг в успешном стратегическом планировании и формировании эффективной стратегии государства даже в том случае, когда он описывает самые общие контуры и тенденции будущего. Когда же этот прогноз пытается определить наиболее вероятные сценарии развития МО и ВПО, то он становится исходной точкой формирования системы исходных данных для будущей стратегии. Нередко это удавалось достаточно хорошо, например, автору[2]. Так, было очевидно, например, уже в 2007 году для В.В. Путина, выступавшего на встрече по безопасности в Мюнхене, что развитие ВПО идет по наиболее опасному сценарию, требующего от России максимальной мобилизации. Но, похоже, что ему так и не удалось сломать саботаж либералов, предпринятые в 2007–2022 годах меры были недостаточны.
К сожалению, эта область в России наименее изучена и востребована, хотя очевидно, что для формирования будущего ГОЗ на 10 лет необходимо, как минимум, предполагать развитие того или иного сценария ВПО. Стратегический прогноз современной России, как правило, делался либо далекими от практики теоретиками-международниками из ИМЭМО и других институтов РАН, либо макроэкономистами, которые механически использовали экстраполяцию тех или иных тенденций, хотя недостатка в доказавших свою практичность стратегических прогнозов, в том числе и автора, не было. Практика, как критерий истины, в российском стратегическом планировании не уважалась. Как и в политике, и в экономике безответственность превалировала в действиях тех, кто принимал самые ответственные решения – от М. Горбачева и Б. Ельцина до целого ряда нынешних руководителей.
Стратегический прогноз – обязательный этап стратегического планирования[3], который в России отрицался, как таковой долгие годы, а затем плавно перерос, как правило, в тупую макроэкономическую экстраполяцию[4].
Современный стратегический прогноз – синтез идеологического прогноза, развития геополитических тенденций[5], конкретный вариант того или иного сценария развития ВПО[6] и многих иных факторов, например, амбиций США возглавить в очередной раз некую «демократическую коалицию против авторитаризма»[7]. Точный прогноз имеет огромное значение для разработки эффективной стратегии безопасности и развития. Ошибочный прогноз, как показывает российская практика, – ведет неминуемо к катастрофе. Это тоже показала российская практика в 90-е годы, когда прогноз, основанный на положении о том, что «рынок всё решает», привел к катастрофе в России.
Надо признать, что в США и ряде других западных странах к таким прогнозам относятся очень серьезно. Так, например, известны прогнозы Разведсообщества США и РЭНД-корпорации, в частности, прогноз развития ВС и ОПК РФ на 20 лет[8].
Механизмы реализации
Развитие ВПО по наиболее опасному варианту требует от стратегии России разработки максимально эффективных мер по её реализации[9]. Существующий механизм реализации СНБ – не эффективен и не пригоден в условиях военного кризиса.
Если в целом к середине второго десятилетия нового века в правящей элите России произошло формальное признание значения нормативного стратегического планирования[10], то создать эффективные механизмы его реализации оказалось намного труднее, почти невозможно[11]. Прежде всего потому, что это признание произошло насильственно и с опозданием[12].
Главная проблема основного субъекта стратегического планирования России – президента – фактическая слабость механизмов реализации национальной стратегии[13].
Другая важнейшая слабость – отсутствие привлекательной идеи, способной объединить внешних союзников так как это было при СССР. Пока что это только идея совместного противостояния силовому нажиму Запада, но не идея потенциальной коалиции по аналогии с западной военно-политической коалицией[14]. Механизм новой, коалиционной стратегии, не может быть создан без появления и принятия рядом субъектов МО общей идеи в качестве политической цели.
__________________________________________
[1] Свечин А.А. Методы стратегического мышления. В кн.: Стратегия в трудах военных классиков. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. 592, с. 25.
[2] Подберёзкин А.И. «Риск начала Третьей мировой войны не просто сохраняется, он стремительно усиливается» // Национальная оборона, 2021, № 4, апрель, сс. 9–20.
[3] Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021. 768 с.
[4] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД « Международные отношения», 2019, сс. 189–196.
[5] Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. 1496 с.
[6] См., например: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз развития сценария военно-политической обстановки и его конкретных вариантов в третьем десятилетии нового века, сс. 22–36 / Сборник материалов круглого стола. Кафедра военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ Угрозы национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: направления и пути их нейтрализации. ВАГШ ВС РФ, 2022. 152 с.
[7] Грэм Т. Могут ли США
[8] Rabin, A., Davis L., Geist E., Yan E., ect. The Future of the Russian Military. Report. RAND Corporation, 2019, p. 90.
[9] Подберёзкин А.И. «Риск начала Третьей мировой войны не просто сохраняется, он стремительно усиливается» // Национальная оборона, 2021, № 4, апрель, сс. 9–20.
[10] Авторы фундаментальной работы в 2014 году даже писали, что «произошел переход к долгосрочной стратегии» (См. подробнее: Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнёв В.Я., Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие / под общ. ред. В.П. Назарова, Д.А. Афиногенова, Грибин Н.П., Плетнёв В.Я., Смульский С.В. Основы. М.: Проспект, 2015, с. 73), который, на мой взгляд, был только продекларирован.
[11] См., например: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз развития сценария военно-политической обстановки и его конкретных вариантов в третьем десятилетии нового века, сс. 22–36 / Сборник материалов круглого стола. Кафедра военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ Угрозы национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: направления и пути их нейтрализации. ВАГШ ВС РФ, 2022. 152 с.
[12] Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. 1496 с.
[13] См. подробнее: Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021. 768 с.
[14] См. подробнее: Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции Запада // Обозреватель, 2022, №3–4 (386–387), сс. 5–23.