Арнгольт Яковлевич Беккер — президент ОАО `Стройтрансгаз`, академик Международной и Российской академии технологических наук, почетный доктор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, заслуженный строитель Российской Федерации.
– Арнгольт Яковлевич, традиция обязывает спросить: каким был для вас и вашей компании `Стройтрансгаз` ушедший 2001 год?
– Это был очень интересный год. Сложный, противоречивый, полный ярких эмоций и постоянно вопрошающий: `А вот это вы сможете?`. Весь год компания держала экзамен на прочность и профессионализм.
– Выдержали?
– Естественно! Ведь в `Стройтрансгазе` работают сильные, смелые люди, чей жизненный и профессиональный опыт настолько глубоки, что не выдержать было бы странно. Мы – как тот школьник, который десять лет усердно учился на одни `пятерки`, а потом с достоинством получил свой аттестат зрелости.
– Зрелость `Стройтрансгаза` заслужила высокое общественное признание: в 2001 году компания удостоена звания лауреата главной награды страны — премии `Российский национальный олимп`. Гордитесь?
– А вы гордились бы успехами своего ребенка? `Стройтрансгаз` — это детище, которое взрастили я и мои единомышленники. Думал ли кто-нибудь из нас, что скромное желание сохранить себя и коллег в той профессии, которой отдали большую часть своей жизни, приведет к такому масштабу? Мы об этом не мечтали! Ведь в начале 90–х объемы нефтегазового строительства резко снизились, многие предприятия дышали на ладан, а некоторые вообще перестали существовать. Вспомните! Люди, которые когда–то задавали темпы знаменитых строек на `советском Севере`, оказались за бортом реформированной России. Никто не знал, что будет завтра. Мы лишь понимали, что выжить в условиях нового времени сможем, если будем вместе. Так что успех `Стройтрансгаза` — это результат объединения лучших кадров нефтегазового строительства, интеллектуального потенциала и накопленного опыта. Мы просто делали то, что умеем и любим делать. А общественное признание всегда было и будет значимым для любого человека. Во–первых, это признание того, что идешь по правильному пути. Во–вторых, это стимул к дальнейшему развитию. И гордость, конечно, есть. И за себя, и за коллег, и за страну...
– Говорят, `СТГ` даже в Соединенных Штатах успел себя зарекомендовать.
– Да, было дело. `Завоевывать` строительный рынок США мы, конечно, не собирались, а вот представить, показать возможности молодой российской компании, наши технологии хотелось. В итоге мы построили в штате Небраска быстро и качественно небольшой участок газопровода. Заказчик остался очень доволен. Но... получить крупный проект в Америке сложно. Там зеленый свет дается в первую очередь местным производителям. Для того чтобы мы, русские, построили небольшой участок газопровода на территории США, потребовалось специальное распоряжение госдепа.
– Успешное начало обустройства Заполярного еще более укрепит позиции ОАО `Стройтрансгаз` в ряду ведущих фирм на мировом рынке нефтегазового строительства. Что значит для вас лично реализация этого проекта?
– Обустройство Заполярного месторождения, общие запасы которого оцениваются в 3, 6 трлн. м3 газа, — это большой вклад в развитие газовой промышленности страны, ее топливно–энергетического комплекса. Быть сопричастным к такому проекту — для меня одновременно и высокая честь, и высокая ответственность. Это и проверка самой компании, ее ресурсов. Признаюсь, мне радостно осознавать, что не ошибся в выборе кадров. В этом масштабном деле во всей силе раскрывается потенциал профессионалов `Стройтрансгаза`. В частности тех, кто непосредственно принимал участие в этом уникальном строительстве, — первых вице–президентов компании А. С. Горелова, Е. А. Лаврентьева, вице–президентов А. Н. Капника, Н. И. Курбатова, А. Н. Воробьева. Ввод в эксплуатацию Заполярного во многом осуществлен благодаря их эффективным управленческим решениям, многообразию используемых технологий и высочайшему профессионализму.
Заполярное — это еще и доказательство того, что именно общими усилиями можно сделать очень и очень много. Мне хотелось бы поблагодарить за добросовестную и скоординированную работу на первом этапе обустройства месторождения те строительные коллективы, которые объединились под эгидой `Стройтрансгаза` и сделали все возможное и невозможное, чтобы сдать объекты в срок: ОАО `Сибкомплектмонтаж`, ОАО `Севергазстрой`, ЗАО `Уренгойгазинвест`, ОАО `Арктикнефтегазстрой`, ОАО `Уренгоймонтажпромстрой`, ДОАО `Спецгазавтотранс`, ОАО `Севертрубопроводстрой`, ОАО `Сибрегионгазстрой`, ОАО `Уренгойтрубопроводстрой`, ЗАО `Подводтрубопроводстрой`, АООТ `Уренгойдорстрой`, ЗАО `Уренгойгидромеханизация` и многие другие организации. Руководители этих производственных единиц сумели оценить перспективу совместного сотрудничества с `СТГ`, слияния в общем процессе. И нам важно оправдать это доверие.
– Заполярное действительно своего рода достижение в российском строительстве за последние 10–15 лет. Президент РФ В. В. Путин назвал это `событием национального масштаба`. Неужели не было никаких коллизий при реализации проекта? Все–таки `вечная мерзлота`, проблемы с финансированием, смена руководства у вашего генерального заказчика — `Газпрома`.
– Естественно, сложностей было предостаточно. Но кто–то на них застревает, а кто–то решает и идет дальше. К началу 1996 года вокруг `Стройтрансгаза`, контрактные предложения которого на сооружение нефтегазовых объектов были гораздо экономичнее зарубежных заявок, сплотилось более 50 строительных, монтажных, проектных, научно–исследовательских фирм. Более 20 из них принимали участие в разработке целевой комплексной программы освоения Заполярного. Был подписан договор о совместной деятельности. Для каждой организации были определены свои участки и объемы работ. Заказчиком обустройства Заполярного выступило дочернее предприятие `Газпрома` — ООО `Ямбурггаздобыча`. В октябре 1997–го `Стройтрансгаз` заключил с ним генеральный контракт. Создали в Новом Уренгое филиал и координационный совет по строительству объектов месторождения. А уже в начале 1998 года на Заполярном был сосредоточен мощный контингент монтажников, транспортников, дорожников и многих других специалистов. Была полная готовность пройти первый этап обустройства Заполярного к 2000 году. К сожалению, у `Газпрома` из-за хронических неплатежей российских и ближайших зарубежных соседей были проблемы с финансированием. С одной стороны, работать теми темпами, к которым `Стройтрансгаз` привык, было архисложно. С другой стороны, мы понимали, что бездействовать не имеет смысла. Падающую добычу действующих месторождений все равно придется компенсировать. Так что `СТГ` и наши субподрядные организации работали на опережение. Верили: чем быстрее обустроим это месторождение–гигант, тем быстрее решатся все назревшие проблемы в газовой промышленности.
В 2000 году наша компания подписала дополнительное соглашение с ООО `Ямбурггаздобыча` на строительство первого пускового комплекса...
Что касается нового главы `Газпрома` А. Б. Миллера, то одну из первых своих рабочих командировок он совершил именно на Заполярное. Он призвал строителей сделать все возможное, чтобы пуск первой очереди месторождения состоялся до зимы. Мы пообещали. Ведь у нас даже дети осознают всю остроту ситуации с топливом и энергией в стране. Несмотря на большие сложности с финансированием — практически `в долг` — построили первый промысел в тот срок, который мы и пообещали председателю правления `Газпрома` А. Б. Миллеру. В сентябре 2001 года в магистральный трубопровод был подан первый промышленный газ с Заполярного. И я глубоко признателен тем самоотверженным строителям, которые вопреки всем сложностям сдали объект до зимних холодов.
– Какие технологии использовал `Стройтрансгаз` при обустройстве Заполярного? Отвечают ли они международным стандартам?
– Еще в 1999 году `Стройтрансгаз` добился аттестации по правилам международной системы качества ISO–9001, а впоследствии международным аудитом было подтверждено соответствие этому уровню. Все специалисты, работающие в технологических потоках, были обучены и аттестованы. Можете быть уверены, `СТГ` передал `Газпрому` все объекты, которые отвечают самым высоким требованиям, являются образцами нефтегазового строительства XXI века. Установка комплексной подготовки газа, УКПГ–1С, по производительности, оснащенности средствами телемеханики и пожаробезопасности не имеет себе равных в стране. Между прочим, впервые комплекс подобной мощности практически полностью оснащен отечественным оборудованием. В процессе строительства были использованы оригинальные объемно–планировочные решения, отвечающие суровым условиям Арктики в максимальной степени. Применены специальные методы термостабилизации грунтов для обеспечения необходимой несущей способности и устойчивости фундаментов. Особенности рельефа местности и тяжелые инженерно–геологические, климатические условия потребовали практически всех известных типов прокладки труб при сооружении первой нитки системы магистральных газопроводов Заполярное – Уренгой. Мы успешно применили контактную сварку комплексами `Север–1`, технологию потолочной сварки `Иннершилд` с применением порошковой проволоки, двухстороннюю сварку под слоем флюса на трубосварочных базах БТС–142.
– Арнгольт Яковлевич, известно, что вы и ваши коллеги пришли в нефтегазовое строительство еще совсем юными людьми. В те времена участвовать в масштабных стройках страны считалось почетно, престижно. А сегодня молодое поколение все больше стремится получить экономическое или юридическое образование. Кому опыт–то будете передавать?
– Да, насущный вопрос. В основном нашим профессионалам уже далеко за сорок, пятьдесят, шестьдесят. Достойная смена обязательно должна быть, чтобы отрасль могла развиваться. А вопрос престижа... Думаю, эту задачу должны решать сами отраслевики. Сегодня во всем мире основной капитал компании вкладывают в подготовку кадров, их переквалификацию. Уже давно всем понятно, что будущее компании определяется ее интеллектом, профессионализмом в настоящем. И, естественно, нам тоже небезразлично, как сложится судьба отрасли и нашей компании. Поэтому `Стройтрансгаз` вместе с РГГУ нефти и газа им. И. М. Губкина разработал и подписал долгосрочную программу подготовки кадров, в которой отражены все этапы создания и развития специалистов нефтегазового строительства — от организации подготовительных отделений в вуз, прохождения практики, обеспечения работой до подготовки кандидатов и докторов наук, совместных научных исследований. Мы учредили ежегодные стипендии лучшим студентам Губкинского института. Я верю, что через несколько лет `СТГ` займет ведущее место в стране по уровню квалификации кадров. Мы сможем привлечь к себе молодежь. У нас есть все для этого: абсолютная социальная защищенность и широкие возможности для дальнейшего образования и роста карьеры.
– Что хотелось бы вам пожелать коллективу `Стройтрансгаза` и всем строителям России в новом, 2002 году?
– Конечно, мне хочется пожелать, чтобы у коллектива `СТГ` всегда было много интересной работы. По крайней мере, мы к этому стремимся. В минувшем году мы значительно расширили свою деятельность за рубежом. Заключили долговременные соглашения по сотрудничеству с несколькими ведущими нефтяными компаниями. Пусть объемы `Стройтрансгаза` и по газовым, и по нефтяным, и по зарубежным проектам постоянно растут.
А всем российским строителям желаю энтузиазма, мудрости, здоровья, чтобы воплотить в реальность самые смелые идеи и возродить строительный комплекс России во всей его мощи.
Анатолий СЕРГЕЕВ
http://www.stroytransgaz.ru/press-center/first/2002-bekker