28 апреля 2006
1358

Светлана Захарова станцевала на босу ногу

Гала-концертом "Звезды Benois de la danse - лауреаты прошлых лет" на Новой сцене Большого театра завершился двухдневный балетный фестиваль. Звезды не ослепили ТАТЬЯНУ Ъ-КУЗНЕЦОВУ.

В "звездный" вечер публики в Большом было куда больше, чем накануне, когда среди артистов мировых балетных окраин определяли лауреатов Benois-2006 (см. Ъ от 27 апреля). Однако концерт знаменитостей оказался скучнее выступлений малоизвестных честолюбцев: знакомый (хоть и высококачественный) репертуар, давно известные достоинства артистов и их предсказуемые слабости превратили вечер звезд скорее в благопристойно-светское, чем в захватывающее художественное событие.

По обыкновению прелестно - легко, живо, с тщательно проработанной техникой, надежно спрятанной под актерским обаянием,- исполнили "балконный" дуэт Ромео и Джульетты солисты Королевского балета Великобритании Алина Кожокару и Йохан Кобборг. И ровно ничего нового не узнали о них те, кому уже знакома эта великолепно станцованная пара.

Прозрачная миниатюра на музыку Сати "Trois gnossienne" в постановке лауреата Benois голландца Ханса ван Манена могла бы стать сенсацией, если бы ее исполнила, к примеру, Ульяна Лопаткина, недавно включившая этот мини-балет в свою тщательно подобранную репертуарную коллекцию. Однако правообладатель, Национальный балет Нидерландов, прислал своих солистов - Юмико Такешиму и Николу Рапаика. Даже восторженный зритель не назвал бы "отрешенностью" деревянную оцепенелость партнерши, отчего "Trois gnossienne" - этот спиритический ритуал с глубоко запрятанным сексуальным подтекстом - превратился в череду элегантных поз, красота которых была уязвлена корявой формой ног японской танцовщицы.

В настоящий нокаут отправил зрителей немецкий лауреат Benois Грегор Зейферт, назвав "фрагментом" добрые две трети балета "Клоун божий", поставленного его отцом Дитмаром Зейфертом на музыку Стравинского. Понятно, речь идет о Нижинском. Легендарный танцовщик уже сумасшедший (всклокоченные волосы, выбеленное лицо, больничный халат и полосатые пижамные штаны). Гений вспоминает лучшие дни и роли (реплики-цитаты, классические позы из экзерсиса, редкие парящие прыжки и резвые антраша). Больного преследуют видения, страхи и отсутствующие санитары (потряхивание головой, подскоки на коленях, молотьба кулаками об пол, падения навзничь и ничком, после каждого из которых теплится надежда, что оно последнее). Такая иллюстративная хореография, требующая от исполнителя изрядного актерского мастерства и самоотверженности, была популярна в советские 70-е. Грегор Зейферт отдавался произведению отца со всей истовостью, по-видимому не представляя себе, что истинный долг преданного сына - урезать затянувшуюся танцевальную истерику, по крайней мере, наполовину.

Второе отделение принесло два приятных сюрприза. Светлана Захарова станцевала новый современный номер - "Revelation". Постановка Мотоко Хирайямы на саундтрек Джона Уильямса к "Списку Шиндлера" сама по себе вполне ординарна: все ее комбинации и принципы композиции - из серии дежавю. За рамки заурядности хореографию вытащила исполнительница. Явление главной классической примы Большого на сцену босиком было уже откровением. Еще большим откровением стала та граничащая с фанатизмом самоотдача, с которой Светлана Захарова отдавалась требованиям хореографа: с размаху падала на свои драгоценные колени; с недюжинной скоростью исполняла серию партерных перекатов, рискуя сбить в кровь подъемы; отважно зависала на спинке стула в адажио; честно пыталась забыть про выворотность и несгибаемую вертикаль стана. С таким неподдельным темпераментом госпожа Захарова давно не танцует традиционные балеты. В основе этой страстности явно кроется глубоко личное переживание: похоже, преуспевающей мировой звезде наскучило гетто чистой классики и она жаждет занять место в ряду современных властительниц дум, как другая беззаконная классическая комета - Сильви Гиллем. Для этого, правда, нужно добавить вкус, характер и интеллект, которыми прославилась знаменитая француженка,- по физическим данным балерины сопоставимы.

Вторым - контрастным - сюрпризом стало выступление звездного дуэта из США. Прима ABT (Американского театра балета) Джули Кент и ведущий танцовщик NY-City Ballet Дамиан Ветцел исполнили "Другие танцы" Джерома Роббинса. Под музыку Шопена этот сын бедных еврейских эмигрантов в свое время попытался воскресить атмосферу никогда не виданных им российских дворянских гнезд: легкий флирт на скромных вечерних балах, одинокие прогулки, мимолетные мечты, ласковые влюбленности. Оплетя простейшие классические па орнаментом мазурок, "польских" рук и "ключей", он выстроил хрустальный замок своей мечты, нежную пастораль безмятежной аристократической юности. Всю эту тонкую материю американцы прочувствовали так, будто провели детство в тургеневских усадьбах. Хрупкая аристократка Кент с блуждающей полуулыбкой словно импровизировала под домашний рояль Екатерины Мечетиной, не ведая о жадной до эффектов публике,- и заставила-таки напряженно следить за невинными вальсами, за поворотом головы, за движением прозрачной руки, мечтательно заброшенной на затылок. Предупредительный кавалер Дамиан Ветцел вносил в идиллию уместную дозу иронии - и когда, согласно хореографическому тексту, терял "точку" во вращениях, останавливаясь спиной к публике, и когда ухаживал за своей поэтичной дамой. Этот мини-балет спровоцировал приступ ностальгии по балету, которого больше не будет. Никто никогда не сможет сложить такие простые па в такую красивую картину, и никакие звезды следующих поколений не смогут исполнить их с такой изысканной безыскусностью.

Газета "Коммерсантъ" No 76(3407)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован