Эксклюзив
04 мая 2010
8033

Светлана Зернес: `Глянец` для Ньютона

Быть или не быть российской научной периодике? И если быть, то какой?

Второй год подряд в апреле Москва собирает представителей редакций научных изданий страны: в РАН проходит конференция "Научный журнал". Говорят о наболевшем - о проблемах научной и околонаучной периодики в современных рыночных условиях. А проблем у неё ничуть не меньше, чем у российской науки в целом. Как удержать качественный уровень публикаций, как не сидеть "на шее" у учредителя, а зарабатывать самостоятельно, как не потерять читателя? Да и каков он, собственно, этот читатель?..

Первый в мире научный журнал "Le Journal des s?avans" вышел во Франции в виде двенадцатистраничной брошюры 345 лет назад. Менялись времена, менялась наука: из университетской, элитарной она трансформировалась, скорее, в науку индустриальную. Однако основная цель функционирования научного издания осталась прежней: учить... учёного! Учить стилю изложения, сотрудничеству, коммуникации и даже, если можно так выразиться, самопиару. Ведь любое теоретическое знание ценно прежде всего возможностью практической реализации.

Индекс цитируемости, импакт-фактор, перечень ВАК... Слова, милые сердцу каждого научного редактора, аспиранта, докторанта. Издания, попавшие в вожделенный список рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) для опубликования результатов диссертаций, чувствуют себя более востребованными и защищёнными. Но и ответственности этот факт прибавляет значительно. Принципы формирования перечня последнего "созыва" стали демократичнее, и - как результат - перечень удлинился: из 6085 научных (научно-технических, научно-производственных и т.п.) изданий, зарегистрированных на платформе elibrary.ru, более 1600 стали ВАКовскими. Изменения произошли и в порядке рассмотрения новых кандидатов: поданные документы рассматриваются по мере поступления, а не один раз в год. Шанс оказаться в перечне есть и у молодых изданий при условии соблюдения необходимых требований, основное из которых - обязательное наличие порядка рецензирования поступающих статей (в научном издании вы никогда не увидите пометку "рукописи не рецензируются и не возвращаются"). Особенно приветствуется международный состав редколлегии и рецензентов.

Но как быть строгому, иногда очень узкоспециализированному изданию ещё и коммерчески успешным? Процент статей, публикующихся на правах рекламы, в общем-то, не оговаривается, однако, увеличение числа "ненаучных" материалов впоследствии может отрицательно повлиять на индекс цитируемости журнала и его авторов, а также послужить сигналом о том, что издание не выдерживает определённого научного уровня. Но это уже на усмотрение редколлегии - только ей решать, в какую сторону двигаться.

Брать или не брать деньги с авторов за возможность быть публикованными - тоже сугубо частное дело редакции, но что касается аспирантов, тут мнение ВАК непреклонно: публикация для них должна быть бесплатной, независимо от того, очная аспирантура или заочная. Недопустимо и требовать оплаты в завуалированной форме, скажем, навязывать годовую подписку или приобретение авторского экземпляра.

Помимо своих, специфических проблем, научный журнал не застрахован и от обычных издательских: контрафакта, типографских "сюрпризов", потери аудитории. Замечая снижение числа подписчиков, издатели часто реагируют на это подъемом цен, в результате чего подписка падает еще сильнее. Спасти в этом случае могут новые технологии распространения и продвижения, в том числе, создание электронных дублей журналов: немалая часть читательской аудитории предпочитает электронную версию для чтения на КПК, ридере или ноутбуке. Продвижение за рубежом, включение в мировые электронные базы научных изданий Web of Science, Scopus и некоторые другие - это и вовсе высший пилотаж (именно поэтому те, кому это удалось, включаются в список ВАК автоматически).

Что касается продвижения на нашем рынке, то тут необходимо как можно больше "светиться": принимать участие в выставках, конференциях, конкурсах, организовывать подобные мероприятия самим, больше общаться со специалистами-практиками вашей направленности. Чем больше людей о вас узнает, тем лучше...

Вопрос о том, быть или не быть российской научной периодике, сомнений не вызывает: быть. Иначе где публиковаться учёному сообществу, не в глянце же! Другое дело, что быть ей не в качестве звена цепочки "диссертация - публикация - защита", а в качестве некоего моста между наукой и обществом. И при этом не превращаться в сухие сборники статей. Ведь журнал тем и хорош, что включает в себя материалы разной направленности: аналитические, практические, обзорные, и имеет своё узнаваемое лицо. Над сохранением своего лица и будем трудиться дальше...

Светлана Зернес,
выпускающий редактор журнала "Энергобезопасность и энергосбережение",
член Союза журналистов Москвы

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован