Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
26 июля 2024
525

СВО - первая крупная война после Второй мировой в Европе

Специальная военная операция (СВО) на Украине в 2022–2023 годах дает огромный материал для изучения самого широкого спектра последствий для развития МО-ВПО в мире, которое происходит в условиях «переходного периода», а также изучения более частных последствий для военного искусства, опыта войн и военных конфликтов. СВО – первая крупная война между промышленно развитыми державами после Второй мировой войны, к которой заранее задолго не готовились. Опыт других войн, даже таких крупных как в Корее и во Вьетнаме, оказывается малопригодным для СВО[1]. Тем более опыт интервенций и войн США и их союзников против слабых в экономическом и военно-техническом отношении государств – от Югославии и Ливии до Ирака и Сирии, а также Йемена.

Но и советский, и российский опыт оказался малопригодным в ходе СВО, что косвенно отразилось на быстрой смене руководителей Специальной военной операции в 2022–2023 годах[2], а также на массированном использовании ВВСТ и новых тактических и оперативных приемах, которые менялись (как в случае с «контрнаступом» ВСУ) по три раза за месяц.

Сказанное означает, что мы в настоящее время не просто не признаем опыт прошлых войн, как малопригодный в нынешних условиях, но и обязаны задуматься о возможном расширении военного конфликта и о будущих войнах. Опасность ядерной войны не является для США неприемлемым решением. Особенно если такая война будет ограничена территорией Евразии. В США абсолютно уверены, что эскалация войны до применения СНВ против территории Америки невозможна, а в Европе – в порядке вещей. Так как это было в Первую и Вторую мировые войны, когда разрушенная Европа стала важнейшей предпосылкой американского могущества.

Уничтожение «Северного потока» и разрушение экономики Европы в результате антироссийских санкций – не просто ряд мероприятий. Это - тенденция, допускающая эскалацию. Более того, предполагающая такой ход развития ВПО, в случае, если это будет выгодно США.

Масштаб войны в Европе не является критичным в оценке правящей элитой США. Судя по всему, в США в принципе готовы к расширению конфликта и не опасаются слишком сильно дальнейшей эскалации, рассчитывая, что она не перейдет на глобальный уровень. Как описал один из американских экспертов, «Вашингтону и его партнерам не следует слишком беспокоиться о том, чтобы не спровоцировать Россию. Западные опасения российской эскалации были преувеличены. На протяжении всего своего правления Путин был осторожен, чтобы избежать прямого столкновения с Западом, возможно, сознавая экономическую и военную неполноценность России. Теперь Москва заинтересована в сдерживании войны на Украине, поскольку ей будет трудно соответствовать западной огневой мощи и объединенным силам в расширенной войне. Россия угрожает эскалацией, но отступает, когда сталкивается с силой. Тем не менее, существуют пределы того, что должны делать Соединенные Штаты и их союзники; а именно, они не должны бросать вызов российской армии на передовой, отправляя свои собственные войска на Украину».[3]

В этих условиях Россия просто обязана быть готовой как к наиболее вероятной масштабной войне в Европе в самых различных её вариантах, так и не исключать вероятности глобальной войны с США и их союзниками, по сути, по всему миру, если речь зайдет о существовании государства и нации. Как это может ни показаться невероятным, но планы США по уничтожению России как суверенного государства, её разделу и превращению в колонию, не кажутся фантастическими.

Размышляя о международных и военно-политических последствиях СВО, можно прийти к выводу, что этот конфликт был заранее запланирован США как с точки зрения политической (расширение НАТО и внутриполитическая дестабилизация России), так и военно-технической,- когда ВС РФ должны были истощить свои запасы ВВСТ и боеприпасов в длительном конфликте с ВСУ в то время, когда Запад сможет расширить свои военно-технические возможности и нарастить запасы.

В определенном смысле так и произошло: США создали и развитии свою военно-политическую коалицию из более 50-и государств против России (которую можно будет в дальнейшем использовать против КНР), ослабили союзы и партнерские связи России своими санкциями и политико-дипломатическим нажимом. С военно-технической точки зрения им удалось во многом истощить запасы ВВСТ ВС РФ и боеприпасы, «пожертвовав» частью своих запасов (преимущественно устаревших) и боевой мощью ВСУ.

Возникает вопрос о том, что делать дальше? Продолжить этот конфликт в том же ключе, как это было до настоящего времени или изменить стратегию? Похоже, что продолжение тенденции, заложенной Дж. Байденом возможно ещё какое-то время, но уже не имеет перспективы. Разгром ВСУ весьма вероятен еще до выборов в США. Остается два варианта, которые в принципе озвучил Д. Трамп:

Во-первых, предъявить России фактически ультиматум о прекращении военных действий на Украине (который, однако, не остановит запущенную в США и НАТО машину подготовки к войне), но предотвратит поражение Украины и дальнейшее усиление России и её позиций в мире.

Такой ультиматум предоставит Западу возможность продолжения политики силового давления на Россию, прежде всего, используя не военные средства – экономические, финансовые, информационные,- развязав США и их союзникам руки для глобального противоборства с Китаем. При этом, теоретически сохранится возможность дистанцировать Россию от КНР, что принципиально осложнит обстановку для Китая не только с точки зрения безопасности на западе и северо-западе, но и в более широком мировом контексте.

Во-вторых, усилить военную помощь Украине и искусственно  ускорить процесс эскалации, поставляя ВСУ современные запасы ВВСТ, которые не только увеличатся в поставках Украине, но и добавят из имеющихся запасов армий стран НАТО. Это может сказаться прямым образом на военных действиях на Украине. В особенности, если в такой процесс будут втянуты фактически вооруженные силы Польши, Румынии и стран Прибалтики, а также наемники из других стран.

Не случайно 25 июля 2024 года авторитетное издание газета «The Wall Street Journal»  обеспечило утечку информации о плане,  который разработали бывший госсекретарь Майк Помпео и глава лоббистской компании BGR Group Дэвид Урбан. Этот план они предлагают реализовать Трампу, если тот победит на выборах. Суть в том, чтобы максимально усилить поддержку Украины и вынудить Россию подписать мирный договор на невыгодных для Москвы условиях. Для этого Помпео и Урбан предлагают следующее.

– Продолжать поставки оружия (они апеллируют, что это выгодно для США, и Трамп как бизнесмен это оценит).

– Выйти на международный рынок со своими ресурсами и вытеснить оттуда Россию, чтобы та лишилась важной статьи доходов. Чтобы это осуществить, придётся восстановить порушенные при Байдене связи с Саудовской Аравией.

– Ввести "реальные санкции против России", максимально заблокировав энергетику.

– "Оживить НАТО", подняв планку военных расходов в странах альянса до 3% ВВП.

– Создать программу военной помощи для Украины на 500 млрд долларов, чтобы та ни в чём не была ограничена.

– Разрешить Украине применять американское оружие без всяких ограничений.

– Принять Украину в ЕС и НАТО после окончания конфликта. Плюс к этому США должны будут взять на себя восстановление около 20% потерянных Украиной вооружений.

– Контролируемые Россией регионы останутся при ней, но Запад их признавать не будет. Более того, США потребуют в обязательном порядке демилитаризовать Крым. (Уже на данном пункте видно, что план русская сторона никогда не примет, поскольку в Крыму находится база Черноморского флота. И убирать её оттуда никто не собирается.)

– Запад передаст Украине в качестве "репараций" незаконно замороженные и конфискованные активы ЦБ России.

Столь сильный уклон в сторону Украины, который наблюдается в этом плане, не случаен. И Помпео, и Урбан непосредственно связаны с этой страной и имеют личный мотив. Помпео входит в совет директоров украинского мобильного оператора "Киевстар". А BGR Group Урбана неоднократно подписывала контракт с украинскими властями на продвижение их интересов в США.

С этой точки зрения СВО – этап в организации Вашингтоном уже не просто силового переустройства мира на своих принципах (чем они постоянно занимались) и исключительно в своих интересах, но и военно-силового, т.е. при помощи применения разных форм военной силы:

– прямой, вооруженной борьбы на глобальном уровне;

– косвенной (угрозы, шантажа) формы, постоянного военно-силового давления на другие страны;

– создания безупречной «позиции силы», когда ни у кого не возникает мысли о силовом противоборстве с США.

Очевидно, что эти три формы военно-силового насилия будут использоваться уже в ближайшем будущем.

 

_________________________________________

[1] Особенно, если учитывать, что в них не применялись массово сухопутные войска, средства ПВО, ВТО оборонявшихся, БПЛА, а также множество новейших видов и систем ВВСТ.

[2] Невольно в этой связи вспоминаешь оценку генерала императорского Генерального штаба Н.Н. Головина, который характеризовал военное командование России в русско-японской войне следующим образом: «Высшее командование в большинстве своем, было весьма средним. Допускаемые ошибки часто оставались незамеченными, будучи вовремя исправленными исполнителями. На протяжении всей нашей истории доблесть наших войск способствовала интеллектуальной лености наших генералов». Цит. по: Андоленко С. История русской армии. М.: Центрполиграфпром, 2022, с. 314.

[3] Грыгель Я. Верный способ быстро положить конец войне на Украине / «Форрин Аффеарс», 25 июля 2024 г. / https://www.foreignaffairs.com/ukraine/right-way-quickly-end-war-ukraine?utm_medium=newsletters&utm_source=twofa&utm_campaign=The%20Right%20Way%20to%20Quickly%20E

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован