Совместный проект России и ЕС в целях содействия интеграции РФ в мировое экономическое пространство и более тесного экономического взаимодействия между сторонами в рамках создаваемого Общего экономического пространства ЕС-Россия завершился в июне 2008 года. Об этом заявил глава Представительства европейской комиссии в РФ Марк Франко на прошедшей 16 июня заключительной конференции по финансируемому ЕС проекту "Модернизация таможенной системы транзита в РФ".
Он напомнил, что проект с бюджетом 3 млн евро стартовал в январе 2006 года и реализовывался консорциумом европейских и российских компаний в тесном сотрудничестве с ФТС России. Основными целями проекта были оказание содействия ФТС России в создании российской автоматизированной национальной транзитной системы, обеспечивающей эффективный таможенный контроль и облегчающий экономическую деятельность, опираясь на практику и существующее нормативное регулирование государств-членов ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли.
Практическая задача, как пояснил М. Франко, заключалась в устранении очередей на приграничных пропускных пунктах. "Сегодня в связи с кризисом и сокращением объемов взаимной торговли грузопоток снижен, но в расчете на перспективу необходимо продолжать совместную работу по совершенствованию транзитной интеграционной платформы ЕС-Россия", - пояснил он.
Работа, по словам М. Франко, должна быть продолжена по трем приоритетам: совершенствование юридических и административных мер, направленных на улучшение таможенного обслуживания границ; обмен информацией для облегчения таможенной очистки и создание более совершенной приграничной инфраструктуры. При этом в ближайшее время не предвидится реализации столь масштабных по объему финансирования проектов.
Как сообщил руководитель экспертной группы проекта Фред Сала, в ходе работы над проектом были выявлены различия между европейской и российской автоматизированными транзитными системами и разработано принципиально новое IT-решение, позволяющее обеспечить их совместимость - EURUTIP (Europe/Russia Transit Integration Platform). Кроме того, был проведен правовой анализ и выработаны рекомендации, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции об общем транзите 1987 года и описание бизнес-моделей процедуры транзита. По словам Ф. Сала, реализация проекта позволила на 95% гармонизировать российское и европейское законодательства в таможенной сфере, и сегодня Россия находится на последней стадии перед присоединением к Конвенции об общем транзите.
Как пояснил помощник руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Мещеряков, реализация проекта приведет к увеличению товарооборота между Россией и Европой. Причина в том, что торговым операторам не придется нести убытки из-за простоя грузов, так как товарный и денежный оборот будет идти в ускоренном режиме. Ссылаясь на данные экспертов Всемирной таможенной организации, он пояснил, что за счет упрощения и модификации таможенных формальностей между государствами торговый оператор экономит от 5 до 15% накладных расходов.
Впрочем, судя по словам помощника руководителя ФТС России, говорить о стопроцентном упрощении таможенных формальностей пока рано, так как ключевым институтом Конвенции о процедуре общего транзита является институт принципалов - лиц, ответственных за осуществление транзитной операции. В российском законодательстве такого института нет, и его введение юридически непростая задача, так как термин "принципал" применяется в российском законодательстве в иных отраслях права. Еще одна проблема связана с различиями в Конвенции о процедуре общего транзита и российском законодательстве действующих систем обеспечения уплаты таможенных платежей и осуществления транзитных операций.
16.06.2009
allmedia.ru