21 декабря 2006
6008

Татьяна Потяева: Нацпроект `Образование` улучшит работу столичных школ

Москва - город интеллектуалов, и столичной системе образования завидуют многие регионы. Однако теперь "Образование" стало национальным приоритетным проектом, и его проблемам стали уделять внимание на самом высоком уровне. Что изменилось в столице с началом реализации нового нацпроекта? Сможет ли Москва в будущем году конкурировать с российскими городами? Об этом в интервью "МК" рассказала заместитель председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию, депутат Татьяна ПОТЯЕВА ("Единая Россия").

- То, что в России появился такой нацпроект, очень важно. Он стал толчком для развития и реформирования системы образования, для достижения качества, эффективности, результативности и доступности образования (последнее особенно важно в связи с увеличением доли платного обучения).
В 2006 году на нацпроект "Образование" выделили 24,66 млрд. рублей. Задач у него несколько. Главная - ускорение модернизации российского образования. А направлений, по которым реализуется нацпроект, пять: 1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; 2) внедрение современных образовательных технологий; 3) создание университетов и бизнес-школ мирового уровня; 4) повышение уровня воспитательной работы в школах и 5) программа "Сельский школьный автобус"...
- Как выполнялись эти задачи в Москве, где уровень образования стабильно высокий?
- Расскажу, что было сделано в столице в рамках нацпроекта, а что - дополнительно. Прежде всего, в столице перешли на новую систему оплаты учительского труда. Свою деятельность в Мосгордуме я начала как редактор обращения о повышении выплат за классное руководство. В рамках нацпроекта эта проблема была оговорена, но специфика Москвы при этом не учитывалась. Дело в том, что в столице очень много образовательных учреждений, и многие из них не попали в список тех, кто имеет право на подобные доплаты. Мы эту проблему решили. Кстати, никогда прежде классное руководство, воспитательная работа не оплачивались. И сегодня в городе все классные руководители получают ежемесячно по тысяче рублей. Конечно, небольшие деньги, учитывая ту нагрузку, которая на них лежит. И тем не менее мы привлекли к этой проблеме внимание.
Как я уже говорила, одна из важнейших задач нацпроекта - стимулирование школ, внедряющих современные образовательные инновационные программы. Регионам выделили 3 млрд. рублей на поощрение школ, выигравших конкурсы в номинациях "Лучший образовательный проект" или "Лучшая экспериментальная программа". Каждая школа-победительница получила 1 миллион рублей на дальнейшее развитие новых технологий. Сегодня по числу школ, получивших такие призы, лидирует не Москва, а Краснодарский край (их "выигрыш" составил 40,7 миллиона руб.). Москва заняла второе место (39,3 млн.), на третьем - Башкортостан (36,3 млн.). В итоге 118 школ в Москве получили по миллиону рублей. К тому же в рамках нацпроекта поощряли самых креативных и талантливых учителей - в столице премии по 100 тыс. рублей получили 394 учителя. И еще в рамках поддержки творческой молодежи премии получили более 25 тысяч педагогических работников.
Деньги нацпроекта пошли на внедрение образовательных технологий - большое количество школ оснащены современной техникой, оборудованием, компьютерами. Все школы Москвы подключены к Интернету, что очень важно для ведения современной образовательной деятельности. Ребятам с помощью Интернета легче искать информацию. И школы, выигравшие по миллиону, получили их не наличными - на эти деньги теперь ведется оснащение этих школ интернет-киосками, интерактивными досками (это классная доска, напоминающая экран монитора на компьютере, с массой всяких функций). Просто супероборудование!
- Как известно, в Москве введена и собственная система поощрения передовых школ и талантливых педагогов...
- Да, эти направления были и остались для правительства Москвы приоритетными. Для всех учителей общеобразовательных школ правительство города ввело надбавки к зарплатам (25 видов). А мэр ввел гранты Москвы в области образования (тоже по 100 тысяч рублей) не только для учителей, но и для работников высшей школы, талантливых студентов. На них город выделил более 94 млн. рублей. Отдельные гранты (на сумму более чем в миллион рублей) выделены по столичной программе "Одаренные дети". В городе работает специальная школа для одаренных детей "Интеллектуал" - поступить туда сложно, нужно проходить даже психологические тесты. Но дети туда попадают лишь исключительно талантливые.
В Москве много федеральных вузов, но дети-то там учатся и московские. Поэтому правительство Москвы взяло на себя задачу их поддерживать, оказывать им материальную помощь. На это из городской казны выделено 700 миллионов рублей.
Еще в Москве создан фонд материальной поддержки и поощрения работников образования. Каждое лето правительство города вывозит отдыхать детей работников образования. Ну и напомню, что в школах столицы все учащиеся 1-4-х классов обеспечены бесплатным одноразовым питанием, а дети из малообеспеченных и многодетных семей - двухразовым. Введено дистанционное обучение для детей-инвалидов и детей, не посещающих школы (по такой форме сегодня учатся более 1,5 тысячи инвалидов). Все учащиеся обеспечены учебниками и пособиями за счет средств казны.
А все конкурсы, проводившиеся в рамках нацпроекта, проходили при участии членов столичного правительства - первого заместителя мэра Людмилы Швецовой, чиновников Департамента образования. Что касается поддержки лучших образцов отечественного образования, то Юрий Лужков объявил в городе конкурс "Школа будущего". Сегодня он уже завершился, определены победители. Дипломы получили 30 школ. Это - известные образовательные учреждения Москвы, многие из них выставляли себя на "миллион" и получили этот миллион от российской казны.
- Какие проекты школ-победителей запомнились вам больше всего?
- Прежде всего проект "Социальная карта школьника". Он уже реализуется в 39 школах столицы - в ЦАО, СВАО и Зеленограде. Платежная карта позволяет полностью исключить из обращения детей наличные деньги, что очень помогает скрыть социальный контраст между детьми. К тому же ни сигареты, ни пиво по карточке не купишь, что нравится родителям - дети могут тратить выданные ими средства только в школе и только на питание. Родители могут получать отчет о потраченных деньгах. Но карта эта многофункциональна: она решает вопросы безопасности (удостоверение личности на входе), функционирует как проездной билет в общественном транспорте. В будущем предполагается заносить на карту итоги успеваемости школьника, медицинскую информацию (группу крови, отводы от прививок, аллергические реакции). Возможно, по карте станет можно посещать интернет-кафе, библиотеки, кружки, секции. Это современная технология, которая облегчает жизнь и родителям, и учителям, и детям. Детям очень нравится, что и у них есть платежная карта, как у взрослых. Еще в Москве есть образовательные учреждения, работающие по проекту "Школа, где процветает грамотность". Многие их педагоги стали победителями нацпроекта. В основном в этих школах используются технологии, связанные с программой чтения. Одна школа, участвующая в конкурсе "Школа будущего", которая занимается воспитанием читающего учащегося, стала лауреатом.
- Это очень приятно, потому как интерес к чтению в последние годы резко упал...
- Да, и мы посвящали несколько комиссий этой проблеме. А теперь программа поддержки чтения и грамотности серьезно обсуждается на федеральном уровне. 2007 год в России объявили годом чтения. По поводу падения интереса к чтению... На меня произвели сильное впечатление такие цифры:
в 80-е годы 80% родителей хоть раз в неделю читали детям, в 90-е их стало всего 26%, а сегодня - уже 6%! Без чтения развитие детей невозможно, и мы будем поддерживать проекты развития интереса к чтению.
- Известно ли вам мнение общественности на предмет реализации нацпроекта "Образование"?
- По нашей просьбе сотрудники кафедры социологии московского пединститута проводили соцопрос на сей счет. Не буду приводить вам его весь - он довольно обширный. Расскажу об общих, наиболее значимых тенденциях. Опрос показал, что люди недовольны системой экспертизы лучших инновационных проектов и считают, что ее нужно менять. Например, привлекать к ней заказчиков образовательных услуг, представителей бизнеса, производителей. Дело в том, что экспертиза проводилась на основании представленных бумаг. И вот школы состоятельные заказывали хороший презентационный материал, привлекали к делу научную общественность, специалистов. А у школ победнее средств на это нет. И многие из них не приняли участие в конкурсе не потому, что им нечем похвастаться, а потому, что у них не было возможности корпеть над бумагами. И вот что получилось - по миллиону рублей в Москве получили 118 школ, а претендовали - всего 183. Конкурс не дотянул даже до 2 учебных заведений на 1 премию! А школ в столице более 2 тысяч! Претендентов могло быть значительно больше. Думаю, форму оценки надо изменить - с "бумажной" на визуальную (например, сделать обязательным выезд комиссий на объект). То же самое получилось и с учителями - на 394 премии, выделенные для Москвы, нашлось всего 650 кандидатов. В Москве конкурс должен был составлять 5-6 человек на место. Но не составил. Причина та же. Надо было собирать кучу бумаг в доказательство эффективности своей работы. Обидно, что простые общеобразовательные школы в результате ничего не выиграли. Выиграли лидеры, которые всегда были лидерами. И теперь они будут оснащены еще лучше. Иногда возникает мысль - может, деньги нацпроекта нужно было распределять как-то по-другому? Конечно, надо определять лидеров, но ведь самые серьезные проблемы с оснащением, оборудованием не у них, а у общеобразовательных школ.
- Как известно, в Москве лишь 10% детей специалисты называют здоровыми. И недавно в Мосгордуме рассматривали проект "Паспорт здоровья школьника". Расскажите о нем подробнее.
- Думаю, здоровых детей даже меньше. Как бывший директор гимназии скажу, что в школы с повышенной нагрузкой должны принимать только абсолютно здоровых детей. И все они приносили справки. А потом брали освобождения от физкультуры... Здоровье детей в мегаполисе ухудшается. В чем причина? В экологии, социально-экономических условиях, постоянных перегрузках. Но ряд специалистов считают, что причиной может быть и... недогруженность детей. Такие дети чаще попадают в сомнительные компании. И чтобы найти золотую середину между перегруженностью и недогруженностью, а также выяснить, какие факторы влияют на здоровье детей, была разработана программа "Паспорт здоровья школьника". Сначала ею занимался Департамент образования, ее апробировали на "школах здоровья". Но сегодня вопрос решается шире, к программе подключился Департамент здравоохранения, он вносит в паспорт свои коррективы. И вскоре паспорта здоровья мы внедрим во все школы Москвы. В документе будут отражены основные показатели здоровья и физиологические характеристики детей: рост, вес, давление, острота зрения, осанка... Плюс - рекомендации специалистов (для родителей, учителей, детей): что нужно сделать, чтобы поправить здоровье. Например, заниматься лечебной физкультурой, сократить время пребывания за компьютером, скорректировать расписание. Специалисты будут решать, какие дни для ребенка самые сложные и как их разгрузить. Школы оборудуют кабинетами со специальными приборами для комплексной диагностики детей. И уже сейчас во всех школах города установлено оборудование для диагностики зрения. В паспорте будут специальные странички для родителей (как ребенок ест, сколько спит) и анкеты для самих детей.
- Москва твердо настроена на победу в будущем конкурсе регионов?
- Москва непременно примет участие в этом конкурсе и надеется занять достойное место. Не случайно мы строим Наукоград на территории ВВЦ, где соберут все самые современные технологии. Не знаю, правда, успеем ли мы его построить за этот год. Знаете, в Санкт-Петербурге есть такой "космический корабль", где проходят выездные уроки для школьников. Дети изучают в "условиях полета" географию, биологию, астрономию... Наукоград на ВВЦ, где также будут проходить уроки для детей, где школьники смогут, как говорится, потрогать руками все то, что изучают в теории, будет нашим, московским ноу-хау. А Департамент образования должен проводить мониторинг реализации инновационных программ в школах-победителях, и его результаты должны быть доступны.
Столько внимания было привлечено к образованию, школам в этом году! Нацпроект стал толчком к тому, что федеральные власти обратили внимание на проблемы, связанные с детьми. И в Москве 2007 год объявлен Годом ребенка. Думаю, реализация послания президента, программа поддержки семей с детьми, принятая недавно Мосгордумой, все вместе позволит изменить отношение к детям, семье, образованию.

Московский Комсомолец
от 21.12.2006
Подготовила Екатерина ПИЧУГИНА
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован