10 октября 2001
4781

ТАЙНА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ КАРЬЕРЫ КРУПНЕЙШЕГО ШАХТЕРСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Для тех, кто помнит фильмы "Большая жизнь" и "Зеркало для героя", шахтеры должны редставляться античными героями героического прошлого, державших на своих плечах советскую индустриализацию.

Для более близких ассоциаций можно вспомнить шахтерские забастовки 1989 года, фактически повернувших колесо истории.

Нынешние шахтеры фактически не участвуют в политических баталиях, зато фигурируют в новостных сводках эпизоды борьбы крупных компаний за угольные разрезы.

Но есть среди нынешних шахтеров уникальные фигуры. Первого среди них надо назвать Александра Михайловича Драничникова.

Родился в Кузбассе в городе Киселевске 14 октября 1949 года прямо на Покров. Киселевск, как и все шахтерские города, окружали шахтные поселки, жизнь в которых была очень своеобразной. Ее можно назвать суровой, героической, страшной, полной ожидания аварий и гибели близких. Все эти определения и верны, и неверны. Для шахтерского сына Саши это была веселая и озорная вольная жизнь. Она формировала решительный, смелый, упорный характер и воспитывала чувство товарищества.

Рядом с поселком была старая шахта N 1-2, а рядом новая, пущенная в 1940 году, шахта им. Вахрушева. На одной рубили уголь обушками, своеобразными кирками, а на другой применялись электровозы, механизмы, облегчающие работу.

Александр в пятнадцать лет выбрал профессию, поступив в 1964 году в Киселевский горный техникум. Производственные практики проходил на "Вахрушевской", куда и был направлен после получения диплома.

На "Вахрушевской" - крутопадающие пласты. Это значит уголь залегает как бы поперек к линии горизонта и, чтобы его добыть, надо применять особые устройства.

Что такое выпускник техникума? Мальчишка. Его навыки невелики, опыта мало, подготовка скорее теоретическая. Многие выпускники так и не смогли подняться выше рабочих должностей. Шахтеры много зарабатывали, особого стимула делать карьеру и учиться дальше не было.

А у Драничникова оказалась сильная воля, трудолюбие и ответственность. Если требовала обстановка, он мог сидеть в шахте столько, сколько требовалось, забыв об окончании смены.

Ему повезло: судьба предоставила шанс отличиться, взять ответственность на себя. К той поре запасы крутопадающих пластах заметно истощились, из-за чего планы не выполнялись. Драничников был тогда заместителем начальника добычного участка, и именно он стал добиваться внедрения механизированного угледобывающего комплекса на пологих пластах.

На шахте такого опыта ни у кого не было. Руководство оказалось перед выбором: либо экономический провал, либо - риск обращения к новой технике.

Если точнее, то выбор был неизбежен, надо было только найти героя.

Героем оказался Драничников. Он создал, как говорили в те времена, коллектив единомышленников и сумел обеспечить монтаж в лаве по пласту "Характерный" гидрофицированного механизированного комплекса КМ-81. В результате была обеспечена добыча до 1000 тонн угля в сутки из одного забоя, что было недосягаемо на крутопадающих пластов с их трудоемкими и опасными способами отработки.

Драничникову приходилось несладко. Механизированные забои закладывались далеко не в идеальных геологических условиях, что гарантировало и аварии, и всякого рода приключения. Для человека, на глубине разрезающего землю, привычно состояние сверхнапряжения, но сколько можно выдержать? И при этом рядом должен быть тот, кто может выдержать перегрузки больше остальных. Таким человеком оказался Драничников.

Далее его рост происходил так: защитил в Сибирском металлургическом институте диплом инженера, стал начальником смены, возглавил производственную службу, затем стал главным инженером. В 1985 году, в возрасте 36 лет стал директором родной шахты им. Вахрушева, одной из самых сложных в Прокопьевско-Киселевском угольном районе.

Во всякой карьере есть тайна и закономерность. Что делает мальчишку-электрослесаря директором? Что делает рядового инженера хозяином большого бизнеса? Что вообще делает малоизвестного офицера руководителем страны?

При всей неповторимости судеб есть одна закономерность карьерного роста: на данном человеке сходятся надежды большого круга людей, они передают ему важнейшую часть своей жизни. Именно жизни.

Надо сказать, что русские - своеобразные люди. Они доверчивы, но по прошествии короткого времени могут быстро разочаровываться и отворачиваться от своего лидера, не выдерживая трудностей пути. И здесь решающее значение приобретает личность лидера.

Итак, став директором, Драничников оказался перед угрозой краха. На шахте заканчивались пригодные для разработки запасы. Фактически у нее не осталось будущего.

А как же поселок? Как люди? Как в конце концов сам директор?

Еще будучи главным инженером, Драничников понял обреченность "Вахрушевской" в рамках ее горного отвода и добился радикального решения - срочно построить шахту на новом, неведомом киселевским горнякам Талдинском месторождении Ерунаковского угольного района в пятидесяти километрах от Киселевска.

Это фактически была экспансия, подобная движению русских из Центральной России за Урал. Драничникова можно в чем-то сравнить с Ермаком. Остановиться - означало погибнуть.

Драничников все средства и лучшие кадры бросил на строительство новой шахты "Талдинская-Западная I".

Наступил тяжелейший период в его жизни. Куда ни кинь - прореха. "Вахрушевская" не выполняет плана, не хватает финансовых средств, оборудования, а самое убийственное - неверие партийного и отраслевого руководства в успехе дела.

Словом, все вышло по нашей российской традиции: Драничников тянул воз, ему мешали, но дело все же двигалось. Вместе с тем вокруг директора складывался сильный кадровый ресурс специалистов, которые уже "ввязались в бой" и которым отступать было некуда.

Меньше чем за три года, то есть в удивительно короткий срок, строительство было завершено и запущено новое производство с механизированным комплексом КМ-130.

Драничников успел, слава Богу. Теперь можно было безболезненно законсервировать и в дальнейшем ликвидировать отработавшую свое "Вахрушевскую", исчерпавшую запасы угля и возродившуюся в новом виде.

Начался новый этап. И разрушительный, и созидательный.

Драничникову предстояло исполнить свое главное предназначение. 

Стратегия и практика создания угледобывающего Холдинга.

1989 год - год радикальных перемен в стране, привел к разрушительным тенденциям в угольной отрасли.

Новая шахта, казалось бы, должна обеспечить стабильную жизнь бывших вахрушевцев, но Александр Михайлович не позволил расслабиться ни себе, ни трудовому коллективу, и принял решение об ускорении развития вверенного ему угольного производства, понимая, что в одиночку в рыночных условиях не выжить, для этого необходимо создать структуру, обеспечивающую строительство, эксплуатацию угледобывающих предприятий, создать необходимую инфраструктуру для функционирования, т.е. необходим продуманный, просчитанный комплексный подход к производственному циклу от строительства и эксплуатации угледобывающих предприятий до реализации продукции и возврата средств для последующего развития производственно - технологического комплекса, без чего угольное производство обречено на затухание.

Первый шаг в этом направлении был сделан во время шахтерских забастовок, где с согласия Министра угольной промышленности СССР Щадова М.И. добивается акционирования шахты с передачей всех акций трудовому коллективу.

Вскоре собрание акционеров шахты проводит решение о строительстве еще одной шахты в Ерунаковском угольном районе в целях укрепления производственной базы, увеличения объемов добычи угля, а также для трудоустройства всех горняков с шахты им. Вахрушева, на которой ранее работало около 2,5 тыс. человек, так как шахта "Талдинская - Западная I" обеспечила работой только 1 200 человек.

Министр топлива и энергетики России Ю.К.Шафраник предложил строить новую шахту (шахта N 7) на неосвоенном Соколовском месторождении, также предложил взять бремя строительства железной дороги от Прокопьевского Центрального закладочного хозяйства (ЦЗХ - ст. "Соколовская") в неосвоенное месторождение.

Александр Михайлович принимает это радикальное предложение, для реализации которого в июле 1993 года при поддержки администрации Кемеровской области и министра топлива и энергетики России учреждается акционерное общество "Инвестиционная компания "Соколовская", получившая среди специалистов, а затем и в народе название АИК (Акционерная Инвестиционная Компания). Александр Михайлович возглавил Компанию в качестве ее президента. Параллельно акционерами шахты им. Вахрушева в 1994 году учреждается открытое акционерное общество "Соколовское" для строительства шахты N 7, где силами высвобождающихся горняков с консервируемой шахты им. Вахрушева. Строительные работы начаты в 1993 году.

В 1996 году начато строительство электроподстанции "Соколовская", призванной обеспечить электроэнергией Соколовское угольное месторождение на весь период его развития.

На Талдинском угольном месторождении закладывается еще одна шахта "Талдинская - Западная II" с производственной мощностью 1,5 млн. тонн угля в год и разрез "Заречный", для строительства которых Инвестиционной компанией "Соколовская" учреждаются акционерные общества "Шахта "Талдинская - Западная II" и "Сибирский уголь".

Выступая заказчиком и генподрядчиком объектов строительства, Компания привлекает собственные средства и государственные инвестиции, а также кредитные, в том числе зарубежные кредиты и заемные средства.

В октябре 1997 года железная дорога ЦЗХ - "Соколовская", протяженностью 35,6 км сдана в рабочее движение, а к маю 2000 года завершена ее государственная приемка в эксплуатацию.

В мае 2000 года осуществлен ввод в эксплуатацию первой очереди шахты N 7, оснащенной высокопроизводительным горновыемочным комплексом английского производства "Джой", а августе 2001 года введена в эксплуатацию шахта "Талдинская - Западная II".

Произведено техническое перевооружение шахты "Талдинская - Западная I", где очистной забой оснащен высокопроизводительным механизированным комплексом германского производства "ДБТ".

Завершается техническое оснащение строящегося разреза "Заречный".

В этот период интенсивно развиваются связи с мощными подрядными строительными организациями Кузбасса, Новосибирской области. Алтайского края, накоплен неоценимый опыт совместной работы с деловыми партнерами за пределами Сибирского региона, в том числе зарубежными, развиваются связи с административными и исполнительными органами Кемеровской области и отраслевым руководством.

Компания "Соколовская" из инвестиционной эволюционизировала в управляющую. В группу компаний "Соколовская" входят более тридцати дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

Как результат, уже в 2000 году добыча угля группой компаний "Соколовская" превысила 3,0 млн. тонн против 1,5 млн. тонн в 1999 году.

В текущем году - 5,0 млн. тонн угля.

С развитием Компании планируется к 2005 году добывать до 13,0 млн. тонн угля в год.

Стратегия включает создание устойчивого мощного производственного комплекса для строительства и эксплуатации угледобывающих предприятий в Восточном Кузбассе, создание всеобъемлющей инфраструктуры как для производственной базы Кузбасса, так и за его пределами, включающей развитие транспортных коммуникаций, и прежде всего, железнодорожного транспорта.

Развитие ключевой железнодорожной станции "Терентьевская", строительство станции "Ускатская", реконструкция с удвоением пропускной способности таллинского железнодорожного направления и реконструкция железнодорожной станции "Красу лино".

Для осуществления программы развития железнодорожного транспорта учреждено в 1999 году открытое акционерное общество "Восточный Кузбасс", контрольный пакет акций которого принадлежит Компании.

Одно из главный направлений развития производственной инфраструктуры - совместное с государством строительство угольного терминала в составе морского порта "Усть - Луга" в Финском заливе Балтийского моря, производственной мощностью - 8,0 млн. тонн угля в год.

К концу 2001 года войдет в строй действующих первая очередь угольного терминала, способная осуществлять перевалку до 1,0 млн. тонн угля в год, что позволит существенно расширить экспортные возможности Компании, а также укрепит взаимовыгодное сотрудничество со странами Евросоюза, прежде всего с германскими деловыми партнерами.

Для вертикально - интегрированного управления разветвленной сетью дочерних и зависимых хозяйственных обществ группы компаний "Соколовская" Драничников инициирует создание и учреждение к 2000 году открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Соколовская".

В настоящее время по инициативе Александра Михайловича ведется интенсивная работа по созданию горномашиностроительного комплекса - открытого акционерного общества "Объединенные машиностроительные технологии" с элементами холдинговых отношений для осуществления программы разработки и производства горновыемочного оборудования мирового уровня. Поэтому среди акционеров будут не только машиностроительные отечественные структуры, но и участники - нерезиденты, и прежде всего горномашиностроительные компании Германии.

Созданием машиностроительного холдинга завершится главная стратегическая цель производственного цикла, включающая:

-строительство угледобывающих предприятий и объектов производственной инфраструктуры;

- эксплуатация угледобывающих предприятий (добыча и частичная переработка угля);

- транспорт, включая перевалку угля на угольном терминале морского порта "Усть- Луга";

- реализация продукции, в том числе на экспорт в страны Евросоюза;

- разработка и производство горно-шахтного, прежде всего горновыемычного оборудования европейского уровня для группы компаний "Соколовская", а также для угледобывающих предприятий Кузбасса;

- производство тепловой и электрической энергии в кооперации с деловыми партнерами Кузбасса и реализация ее в Кузбассе и за его пределами;

- развитие социальной сферы (ОАО "Агропромышленная компания "Сибирь", Киселевский "Гормолзавод", ОАО "Кузбассобувь"), прежде всего для более полного продовольственного обеспечения горняков и жителей юга Кузбасса, г. Киселевска;

- на основе роста объемов производства увеличение бюджетного наполнения г. Киселевска и Кемеровской области.

В осуществление стратегических целей Компании весомый вклад вносит созданный Александром Михайловичем коллектив опытных специалистов, среди которых одиннадцать человек имеют опыт руководства угледобывающими предприятиями, группа ученых, среди которых кандидаты наук, пять докторов технических и экономических наук, два академика Горнопромышленной Академии.

В компании создана система обучения повышения квалификации кадров как рабочих, так и ИТР.

Главные специалисты обучались на различных семинарах и курсах внутри страны и за рубежом: в Англии, Германии, США, Австралии.

Рабочие ведущих профессий обучались, в том числе на практике, на угольных предприятиях Англии, Германии.

Разработана и осуществляется система подготовки кадрового резерва.

Александр Михайлович Драничников организует работу хозяйственных обществ группы компаний "Соколовская" в тесном взаимодействии с городской и областной администрациями, с отраслевым руководством и аппаратом Правительства, что позволяет стратегии Компании вписываться в стратегию развития угольного Кузбасса, угольной отрасли России.

Эффективный труд Александра Михайловича Драничникова всегда был заметен и отмечался как в советское время (полным кавалером "Шахтерской славы" стал еще в 1991 году), так и в современной истории России.

В 1992 году ему присвоено звание "Почетный работник угольной промышленности", а в 1994 году - высокое звание "Заслуженный шахтер Российской Федерации".

Отмечен вклад и в развитие угольного Кузбасса:

- в связи с вводом в эксплуатацию шахты N 7 и шахты "Талдинская - Западная II" награжден медалью Кемеровской области "За особый вклад в развитие Кузбасса" III и II степени. Вошел в число лауреатов "Золотого фонда" развития предпринимательства в России.

Дети Александра Михайловича - Наталья и Сергей, зять Дмитрий Пономаренко, получив высшее экономическое образование, активно работают в составе Правления Компании.  

 

ЭКСПАНСИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ 

К вопросу строительства угольного терминала в морском порту "Усть-Луга"

Угли Западной и Восточной Сибири обеспечивают 70 % потребности России.

По прогнозной оценке потребность в Кузнецких углях в 2000 году составит 95 -100 млн. т (рост на 25-30 млн. т), что при решении вопроса специального тарифа на железнодорожные перевозки позволит обеспечить стабильный экспорт в дальнее и ближнее зарубежье в объеме 11-12 млн. т угля в год. Это соответствует целям подпрограммы "Уголь России" Федеральной целевой Программы "Топливо и энергия", предусматривающей создание условий стабилизации добычи угля при обеспечении его спроса и сбыта, в том числе на экспорт.

Программа предусматривает:

- увеличение экспорта угля в целях полученных средств для развития и технического переоснащения перспективных угольных предприятий;

- восстановление и дальнейшее развитие торгово-экономических и научно-технических связей с зарубежьем;

- валютные поступления для решения вопросов развития социальной сферы, прежде всего депрессивных угольных городов Кузбасса (Киселевск, Прокопьевск);

- повышение жизненного уровня шахтеров через рост реальной заработной платы;

- рост поступлений в бюджеты всех уровней.

В странах Западной Европы в результате сокращения государственного субсидирования угольной отрасли происходит закрытие нерентабельных шахт. Сокращается добыча в Польше и Чехии, являющихся прямыми конкурентами России.

Емкость угольного рынка стран Евросоюза за 90-е годы выросла на 20 млн. т , а в ближайшее время прогнозируется его дальнейший рост.

Транспортная составляющая доставки Кузнецких углей до рынков Западной Европы на основе сравнительного анализа находится в пределах, характерных для других поставщиков (Польша - через порты Балтии, США - через порты Атлантического побережья, Канада и др.).

Таким образом кузнецкие угли, в особенности и Ерунаковского угольного района, с учетом низкой себестоимости добычи и отпускной цены, являются достаточно конкурентоспособными и перспективными на европейском рынке, расчетный прирост экспорта в который составляет 7-9 млн. тонн угля в год.

Потеря значительного числа портов на Черном и Балтийском морях в результате распада СССР и низкая пропускная способность используемых морских портов 0,25-0,3 тыс. т в год) привели к дефициту экспортных возможностей России в объеме до 8 млн. тонн угля в год.

Российские экспортеры и импортеры зависят от транспортных коридоров, проходящих через Украину, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и ежегодно оплачивают от 0,8 до 2 млрд. долларов США за перевалку грузов через порты Балтии.

Этим и обусловлена необходимость строительства специализированного высокотехнологичного угольного терминала в составе морского порта общей пропускной способностью 35 млн. тонн грузов в год в Лужской Губе акватории Финского залива Балтийского моря, обладающего большой пропускной способностью (не менее 8 млн. т угля в год).

Ввод в действие угольного терминала позволит:

- снизить политическую и стратегическую зависимость России от стран Балтии;

- повысить экспортный потенциал страны;

- создать новые (до 500) рабочие места для высвобождающихся в связи с закрытием шахт шахтеров Печорского угольного бассейна;

- развить инфраструктуру в промышленно малоосвоенном регионе;

- вернуть в экономику страны до 1 млрд. долларов США;

- увеличить поступления средств, в том числе валютных, в добывающие регионы для решения задач развития и технического перевооружения производственной базы, социальной сферы, занятости, повышения жизненного уровня шахтеров.

 

Иван Зинченко

http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/62001/ad.htm

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован