26 декабря 2006
1659

Тайна одного банкира


Буквально на днях "ВМ" в ответ на претензии к нашей газете политика и банкира Александра Лебедева коснулась отмеченной в последние дни странной пиаровской активности депутата Госдумы. Он то обнаружит невидимую строителям трещину в основании строящегося небоскрёба, то объявит себя информационным источником "взрывоопасной" экономической статьи, которую, видимо, также в рекламных целях грозили изъять. Потом материал как ни в чём не бывало напечатали, никого по правде не задев и не совершив никакой экономической революции.

Понятно, что такой активный разоблачитель не мог не заинтересовать и наших коллег. И вот вчера вечером по каналу ТВ Центр прошёл фильм, в котором Александру Евгеньевичу как большому знатоку английского языка, по сути, напомнили старую британскую пословицу: нечего бросаться камнями в соседей, если сам живёшь в стеклянном доме.

Жанр передачи можно было бы определить как ностальгическое предупреждение. Ностальгическое, потому что для многих деятелей, вылупившихся в начале девяностых, эпоха хаотического первоначального накопления, бесконечных подковерных политических интриг, семибанкирщины и политической системы, опирающейся на многочисленные "коробки из-под ксерокса", до сих пор выглядит золотым веком.

Предупреждение, потому что взрощенные на тех закисших дрожжах персонажи никак не хотят "равноудалиться" от власти, пытаясь продолжать играть в прежние игры. История одного из них, как выразился ведущий, "назначенного олигарха Александра Лебедева", и легла в основу передачи "Необыкновенные приключения Шурика в России".

Скандал, ещё скандал

Удивительные приключения банкира, если верить авторам, начались с неожиданного взлёта банка НРБ, который в 1995 году, словно появившись ниоткуда, возглавил герой передачи. Крупнейшим акционером НРБ тогда же становится "Газпром", структура в тот период крайне политизированная (кто забыл, во главе правительства и партии "Наш дом - Россия" встал бывший глава "Газпрома" В.Черномырдин). И потому не было ничего удивительного в том, что буквально за год активы ранее мало кому известного банка подпрыгнули в пятьдесят раз. Правда, позже по только ему известным причинам газовый монополист решил свои активы из банка вывести. И всё могло бы плохо кончиться для столь резво стартовавшего финансиста, если бы не пришла пора президентских выборов 1996 года, превращённых консорциумом народившихся олигархов ещё и в гигантскую "стиральную машину".

В последнее время наши коллеги-журналисты всё чаще возвращаются к событиям той избирательной кампании, фактически открывшей новый этап усиленного распила общенародного достояния. Именно тогда потерявшая страх олигархия повязала особым образом президентскую семью, дав старт невиданному коррупционному марафону. Достаточно вспомнить недавно вышедшую книгу А.Хинштейна "Ельцин. Кремль. История болезни". По словам же ведущего, всё тогда началось с выпуска облигаций 6-го и 7-го займов почти на миллиард долларов. Выпустили их специально для финансирования президентских выборов, передали в НРБ.

В газетной рецензии, конечно, бессмысленно пересказывать все сюжетные повороты программы, шаг за шагом раскрывающей секреты биографии банкира, постоянно "из тени в свет перелетающего".

Зрителям не случайно напоминают запутанную историю со взрывом служебного автомобиля тогдашнего заместителя министра финансов Вавилова, который публично связал то ли неудавшееся покушение, то ли простое запугивание со своей попыткой "противодействовать намерению главы Центробанка С.Дубинина с помощью Внешторгбанка помочь НРБ присвоить 170 миллионов долларов".

Как известно, Вавилов тоже не относился к сонму святых в наших финансовых джунглях, и его имя фигурировало в немалом числе разнообразных скандалов. Но для авторов программы, видимо, было важно ещё и показать, в какой атмосфере, из какого сора вырастали сегодняшние капиталы, чистотой которых теперь-то принято хвалиться.

К слову, авторы передачи, соблюдая объективность, не подтверждают распространённого в своё время мнения, что именно Лебедев был инициатором появления знаменитой показанной затем и по телевидению плёнки с человеком, похожим на Генерального прокурора, развлекавшегося в обществе девиц на специально снятой для интимных свиданий квартире.

Но факт остаётся фактом: как попавший в затруднительное положение банкир Александр Евгеньевич немало выиграл от того, что Скуратов не просто был вынужден оставить свой пост, но оказались скомпрометированными все начатые при нём расследования.

Впрочем, радовался не один он - взаимное накопление компромата к тому времени прочно заняло место одного из главных механизмов управления государством. А главное - надо было любой ценой - иногда с шестью-восемью нулями - нейтрализовать любые источники появления несвоевременной информации.

Не случайно, видимо, далеко не все знающие подоплёку многих связанных с героем программы скандалов соглашаются говорить перед камерой. В конце концов, это их право. Не у всех, как у авторов передачи, хватает смелости, как говорят французы, назвать кошку кошкой. Вот только для того, чтобы построить в стране нормальное общество, базирующееся на законах, а не коррупционных понятиях, нам всё равно придётся избавляться от слишком многих "чёрных пятен" нашей совсем ещё недавней истории.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

СИНХРОН ФИЛЬМА

Юрий СКУРАТОВ, бывший генпрокурор России:

- Те деньги, которые были получены Лебедевым в результате реализации облигаций 6-го и 7-го траншей, принадлежали НРБ. Можно говорить, что эти облигации выдавались, чтобы выполнить государственную задачу... В результате нескольких финансовых операций деньги, вырученные от продажи, поступали на частные фирмы, которые были созданы напрямую либо так или иначе аффилированы Лебедевым...

Сергей СОКОЛОВ, главный редактор журнала "Компромат":

- Он (Лебедев. - Прим. автора) просто был одним из финансовых инструментов. Его банк был одним из финансовых инструментов в политике Кремля того времени. И если говорить о коробке с половиной миллиона долларов (знаменитая коробка из-под ксерокса. - Прим. автора), то там эти деньги были свалены из НРБ, НРБ в это время был прачечной. Возможно, сейчас у него другой имидж. Но в то время это было так... Сама история перевода денег в НРБ была связана с тем, что банку дали денег, чтобы он их отмыл и чтобы затем они были использованы в политических целях.

Диктор:

- После ряда публикаций о деятельности Национального резервного банка в 1997 году в "Коммерсанте" Лебедев скупил часть акций этой газеты, из которой тут же была уволена журналистка, писавшая о НРБ и Лебедеве. Программу "Совершенно секретно", сделавшую в 1999 году материал о Лебедеве, попросили с канала РТР.




http://www.alebedev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован