Театральный актер Рим Аюпов был открыт для кино поздно, но испытание поздним дебютом выдержал с честью: не бросился наверстывать упущенное - напротив, проявил редкую разборчивость. Не сыграл ни одной проходной роли - несмотря на то, что кинематограф был насквозь проходным: заходи кто хочешь, играй что хочешь. В фильме Иван Павлов. Поиски истины его лицо решительно невозможно было разглядеть под портретно-возрастным гримом, но в том, как Р. А. играл дряхлого академика - старика с аристократическими манерами и дребезжащим голосом, мудреца и брюзгу, остроумца и скептика - был виден актер незаурядный. Это подтвердила следующая роль Р. А. в фильме Комментарий к прошению о помиловании, где его герой - сломленный интеллигент, пойманный на банальной взятке. Отнюдь не вымогатель и выжига, он пытается осмыслить, что с ним произошло, и не находит объяснений случившемуся. Его драма - драма растерявшегося человека, который находится в разладе с неопознанной и непризнанной им новой реальностью. Как чужды токи новой жизни и другому герою Р. А. - бомжу, облачившемуся в лохмотья и обитающему на свалках и пустырях (Люк). За редким исключением - вроде директора детдома из Лунных псов, который спешит делать добро, - герои Р. А. предпочитают деятельности созерцание: и Максим Грек из Ивана Федорова, и бывший лагерник из Тишины, и даже колдун из Тени Алангасара. Наконец, Ленин, сыгранный актером в фильме Под знаком Скорпиона без привычного грассирования и расхожей жестикуляции, - прежде всего измученный человек, а уж затем - вождь, втиснутый в прокрустово ложе кровавой трагедии, протагонистом которой был он сам, ныне обреченный созерцатель.
ШПАГИН Александр. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=67