План Лисандра был рассчитан не столько на уклонение от боя, сколько на непрямые действия, на удары по противнику тогда и там, где шансы были целиком на его стороне[1]
Бэзил Лиддл Гарт, военный теоретик
Крайне трудно говорить о теоретических основах явления, само существование которого еще не стало общепризнанным, а именно – нового мироустройства. Точнее можно было бы сказать, что старое мироустройство, существовавшее после Второй мировой войны до недавнего времени, и старый миропорядок уже изжили себя и уходят в прошлое. Наступает время нового мироустройства и нового миропорядка, которые ещё только формируются, причём не всегда последовательно и не понятно по каким правилам[2]. Предлагаются самые фантастические модели, среди которых наиболее вероятные относятся к моделям, иллюстрирующим появление и борьбу новых центров силы, как правило, во главе с некоторыми локальными человеческими цивилизациями (ЛЧЦ) – западной, китайской, индийской, исламской, африканской, латиноамериканской и некоторыми другими[3].
Примечательно, что у всех этих ЛЧЦ есть, как минимум, один общий знаменатель, численность населения порядка 1400 миллионов человек. Российская ЛЧЦ – исключение в этом ряду, но учитывая целый ряд других факторов силы (территорию, природные ресурсы, транспортные коридоры, историко-культурное значение, политическую и военную мощь и др.) она также может с полным основанием претендовать на роль мирового центра силы. Тем более, что именно такую роль она исторически долгое время и играла.
Очевидно, однако, что старый миропорядок и его старые правила и нормы, нарушение которых в США рассматривают как «оппортунизм» России, Китая и Ирана, меняются на новые, в основе которых лежит равноправие и соблюдение национальных интересов и ценностей, будут постепенно замещать существующие нормы и порядки. Эти процессы неизбежно будут протекать в силовом и военно-силовом противоборстве, результатом которого станет формирование нового миропорядка[4].
Государства в ХХI веке поставлены западной коалицией перед выбором: либо принять действующий мировой порядок, существующий как нормы и правила в понимании Запада, либо попытаться выступить против этого порядка, создав новый, противоположный западному, миропорядок, соответствующий собственным национальным интересам. Этот политический выбор будет неизбежным выбором форм противоборства – мягких (если правящие элиты будут готовы поступиться национальными интересами) и жестких, военно-силовых. Иными словами, новый миропорядок в процессе установление неизбежно будет вести к усилению противоборства. Это надо отчётливо понимать правящим элитам государств[5].
В самом общем виде это силовое противоборство формируется в рамках двух «генеральных» глобальных тенденций – глобализации и автаркии, соотношение между которыми в конечном счёте предопределяет внутреннюю и внешнюю политику государств. Там, где продолжает доминировать глобализация (как в России до второго десятилетия нового века), доля автаркии стремится к нулю, а суверенитет превращается в фикцию. Это очень хорошо видно на примере европейских государств, где (как в Венгрии, Словакии и Сербии) сохраняются остатки автаркии и отчасти суверенитет и системы ценностей.
Россия в последние два десятилетия постепенно освобождается от контроля глобалистов и медленно выходит из колониальной зависимости. Это происходит в рамках силового противоборства автаркии и глобализма во всех областях – культурно-образовательной, политической, финансово-экономической и военной. В этом смысле СВО на Украине – часть более общего процесса. Не только российской, но и мировой политики.
В то же время Россия не исключает возможностей по достижению компромиссов и политических договоренностей, т.е. не абсолютизирует военную силу даже в условиях слома существовавшего миропорядка. Так, на совещании с руководством МИД РФ 14 июня 2024 года, например, В.В. Путин предложил создать в качестве новой системы безопасности «Евразийскую систему международной безопасности», в которую могут войти и страны-члены НАТО[6]. Это предложение было сделано в рамках логики декабрьской инициативы (2021 г.), где речь шла о договоре о системе безопасности, проигнорированной странами НАТО. Эта инициатива означает, что вместо евроатлантической системы безопасности в Европе и в мире под контролем США предлагается равноправная система всех участников Евразии (без «внешних» участников, провоцирующих войну), которые заинтересованы в мире в Евразии[7].
Ответная реакция Запада и Украины – обстрелы гражданских объектов и террористическое нападение на Курскую и Белгородскую области, усиление поставок новейших, в т.ч. дальнобойных, вооружений на Украину, угрозы объявления войны уже со стороны всего блока.
_________________________________________
[1] Лиддл Гарт, Бэзил. Стратегия непрямых действий. – М.: Изд. АСТ, 2018, – с. 34.
[2] См. подробнее: Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. – 1596 с.
[3] По этой проблеме автором и коллегами было опубликовано за последние два десятилетия несколько работ, в частности: См., например: Подберёзкин А.И. Некоторые вопросы теории и методологии анализа современных стратегий безопасности государств: монография / А.И. Подберёзкин; [редактор О.Е. Родионов]. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центр военно-политических исследований, Кафедра всемирной и отечественной истории. – М.: МГИМО-Университет, 2023. – 541 с.
[4] Подробнее: Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, О.Е. Рожионов и др. // МГИМО МИД РФ, Центр военно-политических исследований, 2018. – 768 с
[5] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная стратегия США и НАТО на Украине // Обозреватель, 2024, май-июнь, №3 (404), – сс. 28-46.
[6] Путин назвал условия для мира с Украиной // Коммерсант, 14 июня 2024 г. / https://www.kommersant.ru/doc/6771879?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
[7] Подробнее: Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров,, О.Е. Рожионов и др. // МГИМО МИД РФ, Центр военно-политических исследований, 2018. - 768 с.