Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
17 сентября 2025
1357

Теоретические противоречия и последствия политики стратегической стабильности СССР-России: цена выбора сценария «уступок» Западу

Вред, причиненный армии Сухомлиновым[1], не поддается исчислению. Все, к чему он прикасался, заражалось бессилием[2]

С. Андоленко, генерал императорской армии России

 

Проблема сохранения стратегической стабильности[3] (далее СС) исключительно обманчива и опасна, так как под ней в США и России понимаются прямо противоположные понятия и (соответствующая политика), которые противоречат друг другу. При этом, создается обманчиво впечатление о неком политико-стратегическом диалоге, за которым на самом деле ничего не стоит, кроме политической декларации, сознательно искажающей действительность. Именно такое впечатление произвела встреча Дж. Байдена и В.В. Путина в Женеве в 2020 году на фоне стремительно нарастающей эскалации военно-силовой политики США и их союзников[4].

Это означает, что политика сохранения стратегической стабильности в том понимании, которое существовало в СССР и некоторое время в современной России – не просто ошибочна, она авантюристична, бессмысленная потому, что изначально ориентирована на неравенство как в состоянии ВС и вооружений, так и в готовность использовать военную силу в политических целях.

Наиболее точное определение: Стратегическая стабильность (СС) [5], как состояние уверенного социально-экономического развития общества и государственных институтов в условиях военной безопасности, т.е. невозможности применения или угрозы применения военной силы[6]. Очевидно, что в этом случае СС прямо связана с возможностями государства эффективно противостоять всем военно-силовым средствам агрессора, а не только нападению с помощью стратегического ЯО. Собственно война западной коалиции против России на Украине это война, когда ядерное сдерживание обеспечивает Западу возможность самого широкого военно-силового давления на Россию. И главная проблема заключалась в том, что Россия вынуждена «играть по этим правилам»,«красные линии» не просто существуют, но они неохотно и не сразу нарушаются Россией в то время, когда для США есть одна такая «красная линия» – неприменение СНВ[7].

В дальнейшем этот термин прочно вошел в понятийный аппарат политологов и используется в российско-американских документах, официальных документах Российской Федерации. Как признает профессор Н. Ефимов, «Осмысление самого феномена стратегической стабильности в научной среде началось в 1970-х годах в нашей стране и за рубежом. Развитие теории стратегической стабильности является одним из приоритетов в исследовательской деятельности академика А.А. Кокошина. В его понимании стратегическая стабильность – «комплексная, многомерная и много дисциплинарная проблема, требующая постоянного внимания высшего государственного руководства, военного командования, отечественного экспертного сообщества, занимающегося проблемами национальной безопасности, ученых различных областей научного знания» [8].

Вокруг этой проблемы была создана целая теория[9], которой с удовольствием занимались творческие коллективы, стоявшие у истоков политики «нового мышления», получались гранты, премии и звания, которые в итоге, т.е. через 30 лет, обернулись сомнительным с практической точки зрения совместным заявлением двух лидеров США и РФ, за которым последовало усиление военно-силовой политики США по отношению к России, т.е. полной, абсолютной дискредитацией идеи стратегической стабильности.

Простой пример (если говорить о военных средствах) – специальная военная операция (СВО) России на Украине (с точки зрения эффективности применения не ядерных ВС и ВВСТ) оказалась не просто слабо подготовленной, но и во многом провальной. В том числе и по причине неправильной военной политики последних десятилетий. Иными словами, СС РФ на неядерном уровне не сработало. Причины – самые разные, но, прежде всего, в организации, планировании и подготовке личного состава и командования. Но самая главная – преувеличенное значение ядерного сдерживания и абсолютизация вероятности локальных конфликтов в современной ВПО. Вот как её характеризуют, например, американские эксперты: «Российское вторжение в Украину было глубоко ошибочной военной операцией, от предположений Москвы о легкой победе до отсутствия подготовки, плохого планирования и использования сил. Меньше внимания уделялось структуре российских вооруженных сил и проблемам личного состава как важнейшему элементу, в настоящее время определяющему исход этой войны. Планы редко выдерживают первый контакт с противником, и вооруженные силы неизменно должны адаптироваться, но выбор стратегической структуры сил может оказаться решающим (подч. – А.П.). Структура вооруженных сил многое говорит о вооруженных силах и их предположениях о том, какие войны они планируют вести и как они планируют их вести» [10].

Надо сказать, что у всех армий мира после крупных военных конфликтов ХХ века было мало опыта ведения крупномасштабных войн, а не только у российской. Все они носили, как справедливо отмечают эксперты ЦАСТ, «крайне специфический характер в отношении боевого применения ВВС, развиваясь, по сути, как противоповстанческие… не имевших ни авиации, ни ПВО» [11].

«Новый облик» ВС РФ стал насмешливой оценкой реформ. Прежде всего, из-за непонимания сути СС в современных условиях, которая заключается в сохранении за ВС страны возможности ведения полномасштабной войны на разных ТВД без применения ЯО. Те области, которые находились под контролем президента, – развитие ВВСТ, ОПК (в том числе в результате широких совещаний в Сочи и в других городах, что явилось, безусловно, важной частью военной политики) – оказались в относительно благополучном положении, хотя и в них, прежде всего, с сокращением НИОКР, неупорядочным финансированием и пр. накапливались проблемы. Их решение заняло первые месяцы после начала СВО и привело к росту производства ВВСТ в разы – от 2,5 до 10 раз, а, главное, надежде, что ОПК РФ выдержит соперничество с мощной экономикой западной военной коалиции.

Американские эксперты оценивают их вполне объективно: «Некоторые из наиболее значительных проблем, с которыми сталкиваются российские вооруженные силы, являются результатом сознательного выбора и компромиссов. Эти решения помогают объяснить многие наблюдаемые трудности, с которыми российские вооруженные силы столкнулись в ходе общевойсковых операций, боевых действий в городских условиях и попыток удержать местность. В ходе этой войны выявились все масштабы кадровой слабости России. В нынешнем виде российской армии не хватает живой силы, особенно пехоты. Российские военные также пошли на компромисс, создав силы частичной мобилизации. Следовательно, российская армия была оптимизирована для короткой и острой войны, но при этом не имела возможности выдержать крупный конфликт с применением обычных вооружений в условиях «мирного времени» [12].

Необходимо признать, что воспринимая узкое толкование СС как ядерного сдерживания[13], Россия вынуждена принимать эти условия игры, которые заранее не выгодны и по большому счету не приемлемы. Во многом это стало наследием политики М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, которые приняли эти правила, фактически действовавшие с конца 1980-х годов. Надо сказать, что ученые и журналисты в СССР и России в ходе развернувшейся «перестройки» во многом способствовали этому. Целый ряд из них на протяжении десятилетий – от В. Лукина, А. Арбатова и других до современных либеральных политологов – сделали на этой теме карьеру.

Во многом именно из-за них развернутое и широкое определение СС имеет мало общего с современной привычной трактовкой «стратегической стабильности» как отсутствия возможности для безнаказанного применения ядерного оружия, а, тем более, невозможностью применения стратегических наступательных вооружений (СНВ), так или иначе связанных с переговорами по СНВ США и РФ.

На практике, в дипломатии «высшего уровня», однако, именно трактовка СС в контексте контроля над СНВ стала реальной повесткой дня для советско-американских и американо-российских переговоров. Это хорошо видно из совместного заявления Дж. Байдена и В. Путина 16 июня 2021 года в Женеве[14]: «Мы, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Соединенных Штатов Америки Дж. Р. Байден, отмечаем: Россия и США демонстрировали, что даже в периоды напряженности они способны добиться прогресса в реализации совместных целей по обеспечению предсказуемости в стратегической сфере, снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны».

В этом же заявлении говорилось о том, что продление Договора о СНВ являлось свидетельством нашей приверженности контролю над ядерными вооружениями. Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана.

В заявлении также говорилось, что «для достижения этих целей Россия и США в ближайшее время запустят комплексный двусторонний диалог по стратегической стабильности, который будет предметным и энергичным. Посредством такого диалога мы стремимся заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков» [15].

Как известно, после этого заявления Россия заморозила свое участие в СНВ и вышла из ДОВСЕ, а разговоры о стратегической стабильности остались (как и должны были) разговорами, т.е. после 2021 года ситуация стала резко ухудшаться. Это говорит о реальной политике США, которые делают все для того, чтобы дестабилизировать Россию, но которые готовы дискутировать о СС. На самом деле реальная политика – именно эскалация военного противоборства, т.е. политическая, экономическая, военная дестабилизация нашей страны. В этих условиях смысл СС абсолютно извращен, а те, кто продолжают развивать эту идею, заведомо работают на американскую политику. Точнее – продолжают работать.

Генезис развития представлений о СС лучше понимается в контексте развития военно-силового сценария МО-ВПО после 2008 года, которое происходило стремительно и переросло в открытый переход в военный вариант этого же сценария в 2014 году. Именно с этого времени, в том числе в условиях сохранения СС, США стали откровенно готовить Украину к военному противоборству, а западную коалицию – к открытому военному участию в таком противоборстве. В этих внешних условиях принципиальна была реакция России, быстрый и точный выбор ею адекватной национальной стратегии и реакция в военно-технической области. Что было сделано наполовину: период 2014–2022 годов был периодом реальной (но не слишком активной) подготовки ВС и ОПК к военному конфликту. «Активность» была снижена из-за преувеличенного значения придававшегося СНВ и недооценки реального значения СС как состояния защищенности от любого военного нападения.

Правящая элита России в 2014–2022 годах, между тем, пыталась сохранить отношения с Западом на минимальном, до кризисного, уровне, не переходя в политике, экономике и военной области достаточно аморфных границ политико-экономического противостояния. Очевидно, что она жила в других реалиях (в том числе иллюзиях СС в ядерной области), а её оценки были традиционно медленно эволюционными как в политике, так и нормативных документах, которые, естественно, фиксировали нарастающее противостояние, но не выходили за рамки обычных оценок.

Ни финансисты, ни экономисты, ни промышленники[16], ни военные не переходили в своих оценках от состояния «тревожности» к состоянию готовности к открытому военному противоборству. Их политика по сути дела сводилась к медленным и пассивным уступкам вплоть до осени 2022 года. Это изменение произошло, однако, сразу же после начала СВО, но, скорее, из-за неожиданных и резких санкций Запада (которые были заранее подготовлены и фактически начали реализовываться в предыдущие годы), чем в соответствии с собственным планом.

Таким образом, реальная политика «стратегического сдерживания» США и их союзников начала активизироваться в широком военно-политическом и финансово-экономическом спектре после 2008 года и демонстративно – после 2014 года, – тогда как в России продолжали её оценивать как продолжение просто силового сценария. Это отразилось, например, в основных документах стратегического планирования – новой редакции СНБ от июля 2021 года, которая (не смотря на безусловные плюсы) отражала мировые реалии, сложившиеся преимущественно до 2014 года. Так, в оценке МО-ВПО доминировали определения: «период трансформации», «обострение внутриполитических проблем», «попытки поиска врагов» и др. [17], которые в целом соответствовали общим реалиям МО-ВПО, но не отражали их конкретных нарастающих военных особенностей.

Примечательно, что в принятой в условиях СВО (в апреле 2023 года) Концепции внешней политики России (Ст.13) также по-прежнему очень осторожно оценивается военная политика Запада, в частности, даже в ходе СВО, – не как стремление открытого уничтожения России как государства (о чем неоднократно публично говорилось ведущими политиками на Западе), а «как предлог для обострения антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа» [18].

Подобное очевидные расхождение существовало в политических оценках между желаемым состоянием МО-ВПО и реальным пониманием значительной частью правящей элитой России. Оно неизбежно вело к неправильным политическим, военным и военно-техническим последствиям и не эффективным решениям.

В том числе в военной политике и военном строительстве, которые обнаружились сразу же после начала СВО. По беспристрастной оценке американских экспертов, эти последствия выглядели следующим образом: «Представьте «спецоперацию» Путина, которая означала начало крупной войны в Европе против второй по величине страны континента силами, действующими на уровне мирного времени (в реальности в боеготовых частях было менее 100 000 человек, а на передовой и того меньше – А.П.). Путин предполагал, что Украина быстро сдастся, а операцию по смене режима можно будет провести без планирования и организации большой войны. Возникший в результате разгром, который предстоит изучать в течение десятилетий, исходит из пересечения ужасных политических предположений России с предположениями вооруженных сил относительно сил, которые должны быть выделены для войны такого масштаба (как задумано в замысле)» [19].

Иными словами, политические и военные оценки возможностей России и Украины, а, тем более, западной коалиции, правящей элитой страны накануне СВО были глубоко ошибочны. И это в полной мере отразилось на ходе операции в 2022–2023 годах. Публично, однако, это обстоятельство почти не было замечено, кроме некоторых выступлений экспертов и заявлений Е.В. Пригожина.

Между тем, такое расхождение в оценках СС не только существовало, но и публично признавалось[20]. Оно отчетливо проявилось в многочисленных трактовках СС, например, данных заместителем министра иностранных дел С. Рябковым и Государственным департаментом США в процессе обсуждения возможности переговоров на эту тему.

Разница в сохраняющихся и сегодня подходах к определению СС принципиальная. Она отчетливо проявилась в ходе СВО на Украине, когда, с одной стороны, США последовательно подчеркивали важность сохранения СС в ядерной, стратегической области, одновременно игнорируя такую необходимость сохранения стратегической стабильности в ходе военного конфликта на Украине. Тем самым, они обеспечивали сохранение «границы эскалации военных действий» на нужном для себя уровне как по видам вооружений (не ядерных, преимущественно, не СНВ), так и по территории их применения (Европы).

Если возвращаться к переговорам о СС с Западом в условиях продолжения СВО на Украине, то с нашей точки зрения (даже с собственно узкой военной точки зрения), «стратегическая стабильность» означает невозможность безнаказанного и успешного применения военной силы. Причем не только как ОМУ или даже только ЯО, но и военной силы вообще.

Нужно наконец-то отойти от «академической» позиции восприятия СС и признать, что наговорили и намутили в этой области немало. Прежде всего, даже не американцы, а наши отечественные (советско-российские) либералы, для которых переговоры о СС всегда были «вкусной» темой бесконечных разговоров ни о чем, в ходе которых можно было, однако, легко найти придуманные компромиссы.

 

________________________________________

[1] Сухомлинов В.А. военный министр России с 1909 по 1915 гг. В обстановке затянувшейся войны, когда к весне 1915 обнаружился большой недостаток снарядов и другого военного снаряжения, Сухомлинова стали считать главным виновником плохого снабжения русской армии. 12 июня 1915 года под давлением общественного мнения Сухомлинов был уволен царём от должности военного министра, а позже отдан под суд.

[2] Андоленко С. История русской армии. Славные военные традиции российских и советских полководцев. – М.: Центрполиграфпром, 2022, – с. 314.

[3] Стратегическая стабильность (СС) – зд.: самое общее определение этого понятия для все видов.

[4] Biden J.R. Interim National Security Guidance. – Wash., March 2021. – р. 21.

[5] Существует несколько определений, которые различаются в итоге политически, в зависимости от внешнеполитических целей государств:     
      Стратегическая стабильность (широкое понимание) – такое состояние межгосударственных отношений, при котором сложившееся соотношение военно-политических сил в мире не позволяет ни одному государству (коалиции государств) добиться превосходства над другим государством (коалицией государств) силовыми методами.     
      Стратегическая стабильность (узкое понимание) – состояние отношений в области стратегических ядерных вооружений, которое «устраняет стимулы одной стороны для ядерного удара первой».    
      Стратегическая стабильность (более частное и узкое понимание) – определенное состояние взаимодействия России и США в стратегической ядерной сфере с учетом фактора стратегической ПРО и стратегического неядерного оружия, а также нестратегического (тактического) ядерного оружия (НСЯО). Понятие «стратегическая стабильность» применимо и к взаимодействию сторон в силах и средствах общего назначения (обычных вооружений).

[6] Подберёзкин А.И. Стратегическая стабильность и военная безопасность России. .Сайт ЦВПИ, 25.05.2023 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/strategicheskaya-stabilnost

[7] Я уверен, что применения ТЯО на европейском континенте вполне допускается США, особенно если речь идет только о ТВД на Украине.

[8] См. подробнее: Ефимов Н. Стратегическая стабильность в мировой политике: формулы академика А. А. Кокошина. Международная жизнь, 2014, № 5.

[9] См. подробнее вариант статьи: Подберёзкин А.И. Стратегическая стабильность и военная безопасность России. Сайт ЦВПИ, 25.05.2023 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/strategicheskaya-stabilnost

[10] Хофман М., Ли Р. Создан не по назначению: злополучная конструкция российских вооруженных сил // Национальная безопасность для инсайдеров. 2 июня 2022 г. / https://warontherocks.com/2022/06/not-built-for-purpose-the-russian-militarys-ill-fated-force-design/

[11] Чужие войны: новая парадигма / С.М. Аминов, М.С. Барабанов, С. А. Денисенцев, А.В. Лавров, Ю.Ю. Лямин; под ред. М. С. Барабанова. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2022, – с. 7.

[12] Хофман М., Ли Р. Создан не по назначению: злополучная конструкция российских вооруженных сил // Национальная безопасность для инсайдеров. 2 июня 2022 г. / https://warontherocks.com/2022/06/not-built-for-purpose-the-russian-militarys-ill-fated-force-design/

[13] Надо признать, что в среде военных (и не только из числа РВСН) к началу СВО на Украине утвердилось понимание СС в узком, «ядерном» смысле.

[14] Совместное заявление Дж. Байдена и В. Путина по стратегической стабильности. ТАСС, 16.06.2021 / https://tass.ru/politika/11669709

[15] Совместное заявление Дж. Байдена и В. Путина по стратегической стабильности. ТАСС, 16.06.2021 / https://tass.ru/politika/11669709

[16] Провал к 2022 году пресловутой политики «импортозамещения», которая за 5 лет смогла обеспечить менее 50% потребностей высокотехнологической продукции, пример такого отношения.

[17] Путин В.В. Указ № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности». Ст. 6–8 / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf

[18] Путин В.В. Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» № 229 от 31 марта 2023 г. / http://www.kremlin.ru/acts/news/70811

[19] Хофман М., Ли Р. Создан не по назначению: злополучная конструкция российских вооруженных сил // Национальная безопасность для инсайдеров. 2 июня 2022 г. / https://warontherocks.com/2022/06/not-built-for-purpose-the-russian-militarys-ill-fated-force-design/

[20] Некоторые авторы, в т.ч. и я, публично (в Совете Федерации, Государственной Думе ФС, ВАГШ) выступали и неоднократно писали на эту тему.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован