Валерий Кадневский
Опубликовано в ж. «Педагогическая Диагностика» №1 2002 года
Реальность такова, что сегодня в развитых странах тесты широко используются в промышленности, медицине, психологии, педагогике. Их универсализм и высокая степень объективности позволяют говорить о тестах как о феномене человеческой цивилизации. Интерес к ним в обществе неоднозначен: от признания их в качестве единственного объективного инструмента оценки знаний (в педагогике) до их полного отрицания и даже тестофобии. Развитие зарубежной и отечественной тестологии вызывает закономерный интерес к истории создания тестов и их применению в широкой практике. Предлагаемая статья посвящена истории зарождения тестовых методик, их развитию и распространению в России и других странах.
Мировая практика давала примеры развития тестов «вширь и вглубь», когда они находили применение во всё новых и новых странах. Это привлекло множество специалистов, среди которых выросло немало теоретиков и практиков, сформировавших новое научное направление — тестологию.
Россия на рубеже XX—XXI столетий переживает тестовый бум, в первую очередь, в педагогике. В XXI век страна вошла с идеей внедрения в практику образования единого государственного экзамена, преимущественно в форме письменного теста, выпускного для средних общеобразовательных учреждений и вступительного для вузов. Эта идея на первом этапе реализуется в форме эксперимента по внедрению ЕГЭ в ряде субъектов Российской Федерации. Отметим, что в отечественной педагогике это уже вторая попытка превратить тесты в основной инструмент проверки и контроля знаний обучающихся. Короткий период внедрения тестов в педагогическую практику в 1925—1936 гг. сменился периодом почти полного забвения педагогических тестов.
Термин «тест», по мнению большинства исследователей, из английского языка. Обратимся к словарю Брокгауза—Ефрона. В XVII в. под названием «test-act» (т.е. акт об испытании) существовал билль, ставший затем законом под этим же названием. Этот закон был призван, чтобы не допустить на государственную службу тайных католиков. От вступавшего в должность требовалось собственноручно подписанное заявление с конкретным текстом, который затем требовалось ещё и зачитать во всеуслышание[1].
Вероятно, термин «тест» пришёл в русский язык одновременно как заимствование из английского и французского языков, хотя и с разными значениями. В старофранцузском языке синонимом слова «тест» было слово «чашка» (от латинского testa — ваза из глины). В современной лексике под термином «тест» подразумевается испытание или проверка чего-либо (например, прочности отдельных деталей машин или какого-то механизма в целом) или кого-либо (экзаменационный тест, психологический тест, медицинский тест).
История тестов в разные годы привлекала внимание исследователей не только зарубежных, но и отечественных. Известный российский учёный, основатель и первый директор Московского психологического института Г.И. Челпанов неоднократно обращался к исследованиям английского учёного Ф. Гальтона, а также американских психологов Дж. Кеттела, Ястрова, Дж. Болдуина и отмечал их как пионеров в освоении и распространении практики тестов. Он часто цитировал своих современников Э. Меймана, В. Штерна, Г. Эббингауза, X. Мюнстерберга, которые внесли свой вклад в развитие метода тестов.
Фрагментарные сведения из истории развития тестов в нашей стране и за рубежом можно встретить в трудах российских учёных А.П. Нечаева, Н.Е. Румянцева, А.Ф. Лазурского и др.[2]. Отдельные факты встречаются в специализированных научных и литературных журналах, издававшихся в России до 1917 г. Первая работа, связанная с историей массового применения тестов, появилась в 1925 г. Её автор Н.В. Петровский достаточно подробно проанализировал удачный опыт американских психологов, проводивших на основе разработанных ими тестов отбор новобранцев в армию США[3].
В работах многих авторов в 20-х гг. XX в., посвящённых проблемам профессионального отбора или педагогического контроля знаний учащихся с помощью тестов, даются краткие сведения по истории тестов. Среди таких работ отметим пособия С.М. Василейского, Е.В. Гурьянова, И.Н. Шпильрейна, а также многих других авторов[4].
В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», где содержалась критика тестов. После этого практически под запретом оказались не только «тесты школьной успешности», получившие широкое применение в учреждениях, подведомственных Наркомату просвещения СССР, но и психологические тесты, применявшиеся достаточно широко в системе профессионального отбора. Возрождение тестов и развитие тестологии как научного направления в нашей стране связано с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники, а также с теми процессами в обществе, которые получили символическое название «оттепель». Немаловажное значение имел и тот факт, что зарубежная тестология постоянно развивалась, а применение тестов в ряде стран Запада приобрело массовый характер.
В конце 50-х и последующие два десятилетия в СССР были опубликованы переводные работы зарубежных авторов по проблемам тестологии, эпизодически появлялись журнальные публикации отечественных авторов, а в 1969 г. в Таганроге была опубликована работа И.А. Цатуровой «Из истории развития тестов в СССР и за рубежом». И хотя из-за небольшого тиража в 700 экземпляров она сразу стала библиографической редкостью, сам факт обращения к истории тестов не был случаен. Таким образом, с помощью исторического экскурса (пусть во многом фрагментарного) была предпринята попытка привлечь общественное внимание к безусловной важности и нужности возвращения к методу тестов как одному из эффективных методов педагогического контроля знаний. Большая часть исследования И.А. Цатуровой посвящена развитию тестового движения за рубежом, ведь именно в странах Запада в XX веке тесты приобрели большое значение в психологии, педагогике, медицине, промышленном производстве и других областях жизнедеятельности общества.
В работе И.А. Цатуровой небольшой раздел посвящён развитию и применению тестов в СССР, где автор утверждает, что «составление и применение тестов в СССР относится к 1926 г.». С этим утверждением трудно согласиться. В РСФСР тесты, например, в системе профессионального отбора, стали использоваться ещё в начале 20-х гг. XX века, а с образованием в 1922 г. СССР эта работа продолжалась, охватывая новые отрасли хозяйственной и культурной деятельности. В 1921 г. в РСФСР были организованы три лаборатории, занимавшиеся проблемами повышения производительности труда. Две лаборатории действовали в Москве (в Центральном институте труда и при Наркомате труда), а третья — в Казани. В исследовательской работе этих лабораторий большое место отводилось тестовым методикам, что в те годы называли терминами «психотехника», или «профессиональный отбор»[5].
Трудно согласиться и с утверждением И.А. Цатуровой о том, что крупные советские психологи и педагоги именно в это время (т.е. с 1926 г.) начинают проводить свои исследования по изучению и применению метода тестов. Так, А.М. Шуберт (её фамилия упомянута И.А. Цатуровой) свои первые исследования провела в школах Москвы, используя адаптированные ею применительно к российским условиям тесты Бине-Симона. О результатах своих исследований она докладывала на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 г.[6] Тестовые методики отечественные исследователи стали осваивать с 1901г. В это время в Санкт-Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений была открыта первая лаборатория по экспериментальной педагогической психологии, где её основатель А.П. Нечаев, его единомышленники и ученики проводили опыты с применением тестов[7].
Большой популярностью в России и за рубежом пользовались тесты врача-невропатолога Г. И. Россолимо, опубликованные в журнале «Русская школа» и отдельными изданиями в 1912 и 1917 гг. под названием «Психологические профили».
К сожалению, в ряде работ последних десятилетий упорно утверждается, что в России конца XIX — начала XX века вопрос разработки тестов и их применения не ставился и не обсуждался. Последнее по времени издание с подобным утверждением вышло в 2002 году[8].
Однако знакомство с периодическими журналами, научной и популярной литературой конца XIX — начала XX века убеждает, что этот тезис справедлив лишь в отношении конца XIX века. Основательно представлена в исследовании И.А. Цатуровой история тестов за рубежом, что объективно отражает реальную ситуацию в становлении и развитии тестового движения в мировой науке и практике. Наиболее полно И.А. Цатурова освещает историю создания и применения тестов при обучении иностранным языкам. Работа И.А. Цатуровой остаётся первым и пока единственным в России исследованием, посвящённым истории тестов.
Нельзя в данном случае не упомянуть монографию В.С. Аванесова «Тесты в социологическом исследовании», где отдельной главой представлена «Краткая история тестов»[9]. Хотя автор не претендует на полноту освещения вопроса, тем не менее материал, представленный в монографии, достаточно обширен: охватывает период от глубокой древности до конца 70-х гг. XX века, даёт читателям достаточно объёмное и цельное представление об истории создания и использования тестов на разных этапах развития цивилизации. В.С. Аванесов солидаризируется с точкой зрения тех зарубежных исследователей, которые считают, что тесты зародились в глубокой древности. Так, полемизируя с Дебуа, который полагает, что тесты зародились 2200 лет до н.э. в Древнем Китае, где для претендентов на государственные должности устраивались испытания, Аванесов приводит примеры, свидетельствующие о том, что в Южном Двуречье система государственных испытаний сформировалась в ещё более ранний период. На наш взгляд, система испытаний, известная сегодня как метод тестов, зародилась так давно, что точной даты установить невозможно, ибо испытания разного рода определялись потребностями человеческого сообщества. В процессе развития цивилизации усложнялась жизнь индивида и коллектива, изменялись ролевые функции отдельной личности в рамках всего сообщества. Испытания, которым подвергали начинающего первобытного охотника, весьма разительно отличаются, например, от испытаний нашего современника, которого готовят для полёта в космос.
Краткие исторические обзоры посвящает созданию и применению тестов в мировой практике А.Н. Майоров. Так, в одной из последних своих работ «Теория и практика создания тестов для системы образования» он пишет о том, что «проникновение тестов в Россию шло особым путём». И хотя автор не расшифровывает этот самый «особый путь», он отмечает, что «до 1917 г. вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание»[10]. Эта оценка перекликается с выводом В.С. Аванесова, отметившего, что в своё время царское правительство не проявило интереса к тестам, поэтому «усилия энтузиастов-одиночек получили поддержку только в период после установления Советской власти»[11]1
Отметим одну общую особенность в подходе к определению времени развития реального интереса к тестам в СССР, характерную для работ И.А. Цатуровой, В.С. Аванесова и А.Н. Майорова. Они связывают практическое применение тестов в нашей стране с 1925 г.: тогда в Москве была создана специальная тестовая комиссия, начавшая разработку и школьных тестов, и их массовое применение (в 1926 г.). Этот факт бесспорен в отношении педагогических тестов, но хотелось бы обратить внимание на некоторый диссонанс в подходе трёх названных авторов к освещению истории тестов за рубежом и в СССР. Раскрывая читателям факты создания тестов как научного метода познания, каждый из них приводит имена западных психологов, оценивает тесты, созданные ими, а вот отечественной психологической науке подобного внимания, увы, не уделяют. Такой подход объясняется тем, что И.А. Цатурова, В.С. Аванесов и А.Н. Майоров, представляя читателям историю становления научного метода тестов и уделяя основное внимание именно истории педагогических тестов, не могли обойти тот факт, что этот метод был предложен психологами. Разумеется, бесспорно право автора выбирать круг задач своего исследования, но в результате такого подхода из истории отечественной науки выпадает целый пласт, связанный с работой и ощутимыми достижениями российских психологов, философов, медиков в разработке и применении тестов в первые два десятилетия XX века. Этот пробел частично восполняют психологи. В учебниках, учебных пособиях, монографиях и брошюрах по психологии освещаются вопросы развития в России экспериментальной педагогики и психологии. В начале XX века активно работали многие российские учёные, использовавшие в числе других экспериментальных методов и метод тестов. Например, А.А. Никольская, изучавшая проблемы становления и развития возрастной и педагогической психологии в России с середины XIX в. и до 1917 г., посвятила специальный раздел анализу научно-организаторской деятельности российских учёных и официальных лиц в развитии нового направления — экспериментальной педагогической психологии[12]. Автор приводит ряд фактов, связанных с деятельностью лаборатории экспериментальной и педагогической психологии, открытой в 1901 г. А.П. Нечаевым в Санкт-Петербурге. Читатель может получить представление о книгах и пособиях по проблемам экспериментальной педагогики и психологии, познакомиться с именами и достижениями российских учёных в этой области знаний.
Интересные факты из истории становления метода тестов в зарубежной и отечественной практике содержат работы российских исследователей, посвящённые персоналиям известных учёных. Так, А.А. Романов в работе «А.П. Нечаев: у истоков экспериментальной педагогики» убедительно доказывает, что основатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии внёс существенный вклад и в разработку тестов, позволявших определять лётные способности курсантов авиационных училищ, занимался изучением профессиональных проблем шофёров[13]. Исследование А.А. Романова дополняет учебное пособие В.В. Аншаковой рядом новых интересных фактов из творческой биографии А.П. Нечаева[14].
Интересные факты о разносторонней многоплановой научной деятельности английского учёного Ф. Гальтона приводит автор его научной биографии на русском языке И.И. Канаев. В частности, он обратил внимание на сделанный Гальтоном в 1888 г. доклад «Корреляции и их измерение преимущественно по антропологическим данным», который был опубликован в 1889 г. Метод вычисления коэффициента корреляции, разработанный Ф. Гальтоном, стал важным вкладом в развитие науки и практики и дал толчок новым исследованиям в этом направлении.
К. Пирсон — английский биограф Гальтона, одним из первых продолживший работу над измерением корреляции, считал, что Гальтон открыл новую эру в статистике. «Весьма скромная статья Гальтона в 10 страниц, из которой развилась революция наших научных идей, в силу её постоянного влияния есть, может быть, самое важное из написанного им», — отметил Пирсон в биографии Гальтона[15].
Ф. Гальтон применял метод корреляции при исследовании наследственности и в антропометрии. В настоящее же время понятие коэффициента корреляции весьма широко используется в современной науке, и методы его вычисления можно найти в учебниках по тестологии, вариационной статистике, биометрии.
М.Г. Ярошевский в своём учебнике по истории психологии посвятил небольшой подраздел истории развития метода тестов, где отмечает, что термин «тест» (от английского «test» — испытание, проба), который употреблял английский учёный Ф. Гальтон, в конце XIX в. приобрёл широкую популярность «как никакое другое психологическое понятие».
М.Г. Ярошевский констатирует, что термин «тест» быстро вошёл в практику и стал общеупотребительным во всём мире после статьи американского психолога Дж. Кетгела. Дж. Кеттел приехал на стажировку в лабораторию Гальтона, где и подготовил статью «Умственные тесты и измерения», опубликованную в 1890 г. английским журналом «Mild», а Ф. Гальтон снабдил статью послесловием[16]16.
С утверждением М.Г. Ярошевского можно согласиться, но с известной долей сомнения, ибо термин «тест» переводился в неанглоязычных странах по-разному. Так, например, статья Дж. Кетгела была упомянута в российском журнале «Вопросы философии и психологии» под названием «Психологические опыты и измерения»[17]. Немецкий учёный Э. Мейман в начале XX в. отмечал, что слово, подобное английскому «тест», в немецком языке отсутствует, но постепенно приобретает права гражданства выражение: «испытание интеллигентности или же испытание одарённости»[18]. Видимо, будет правильнее считать, что по мере развития, распространения и широкого применения метода тестов и соответствующий термин пришёл на смену прежним терминам, обозначавшим разного рода испытания.
В учебнике А.Н. Ждан по истории психологии отдельная глава посвящена развитию экспериментальной и прикладных областей психологии. В ней приводятся примеры и из истории отечественной науки, связанные с деятельностью таких учёных, как А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Г.И. Челпанов и других[19]. В книге Е.А. Будиловой «Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX — начало XX в.)», изданной в 1960 г., отдельная глава посвящена истории развития экспериментальной педагогической психологии в России. И хотя многие идеологические штампы ушедшей эпохи сегодня неприемлемы, приводимые Е.А. Будиловой сведения о деятельности ряда российских учёных не утратили своей ценности. Такого рода исследования обогащают наши познания, почерпнутые из словарей, справочников, энциклопедий, учебников и учебных пособий.
Вывод из сообщённого нами? Надо думать, он таков: история тестов в отечественной научной литературе не нашла ещё должного отражения и ждёт своих заинтересованных исследователей.
[1] Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А, Эфрона, т. ХХХШ (полутом 65), СПб., 1901, С. 103.
[2] Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. 3-е изд. Пг., 1917; Румянцев Н. Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М.: 1913; Лазурский А. Ф. и др. Методы экспериментального исследования личности. СПб., 1908.
[3] Петровский Н. В. Опыт исследований умственной одарённости взрослых в Америке. М., 1925.
[4] Василейский С. М. Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований. Минск, 1928; Гурьянов Е. В. Учёт школьной успешности: Школьные тест и стандарты. М., 1926; Прикладная психология (психология труда и психотехника): Сб. статей/ Под ред. И.Н. Шпильрейна. М„ 1930.
[5] Шпильрейн И. Н. Психотехника в реконструктивный период: Стенограмма докладов в Коммунистической академии 2 декабря 1929 г.
М„ 1930. С. 20.
[6] Русская школа, 1910, №2. С. 167.
[7] Там же, 1911, № 1.С. 158.
[8] Гарипов М. И., Валитова Г. А. Дидактическое тестирование в начальной школе: Учебное пособие к спецкурсу. Уфа: Восточный университет, 2002. С. 5.
[9] Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
[10] Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для систем образования. М„ 2000. С. 24.
[11] Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании.
М„ I982. С. 23.
[12] Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. С. 141-162. Из истории становления метода тестов в зарубежной и отечественной практике.
[13] Романов А.А., Нечаев А.П. У истоков экспериментальной педагогики. М„ 1996. С. 40.
[14] Аншакова В. В. Проблема детской и педагогической психологии в творчестве А. П. Нечаева: / Учебное пособие. Астрахань, 1999.
[15] Канаев И. И. Френсис Гальтон. Л., 1972. С. 99.
[16] Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века.
М„ 1997. С. 145-148.
[17] Вопросы философии и психологии,
1990, №59. С. 71.
[18] Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Ч. 2.
3-е изд. М., 1917. С. 226.
[19] Ждан А. Н. История психологии от античности к современности.
3-е изд., испр. М 1999.
Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда:- Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 26-68; Петровский А. В. Политическая история психологии в России. М.: УРАУ. 1998.