О некоторых аспектах
государственного регулировании деятельности
в области безопасности дорожного движения
Уважаемые члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы!
Уважаемые участники парламентских слушаний!
В Комитете Государственной Думы по безопасности я возглавляю Подкомитет по законодательству в сфере обеспечения региональной, транспортной безопасности, деятельности единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и хотел бы поблагодарить организаторов сегодняшних слушаний за приглашение и возможность выступить перед вами.
Я остановлюсь на некоторых аспектах государственного регулирования деятельности в области безопасности дорожного движения.
Известно, что законодательное и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений. В состав соответствующей нормативной правовой системы входят: федеральные законы и другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются актами органов власти субъектов Российской Федерации. Основополагающим документом указанной системы, как известно, является Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
После нескольких лет обсуждений и большой работы в декабре 2001 года был принят Государственной Думой и с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Хочу подчеркнуть, что его применение выявило ряд существенных недостатков ("пробелы", недоработки и даже противоречия отдельных статей). Не может не вызывать озабоченности тот факт, что до настоящего времени не принят ряд предусмотренных Кодексом решений Правительства (например, порядок задержания транспортных средств и запрещения их эксплуатации со снятием государственных регистрационных знаков). До сих пор не предусмотрена процедура уведомления правоприменительного органа об уплате штрафа, вследствие чего начинает складываться практика уклонения лиц, привлеченных к административной ответственности, от уплаты штрафа.
В связи с этим, с учетом анализа правоприменительной практики и обстановки, сложившейся в обозначенной области, разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определения правовых, экономических и организационных основ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступивший в силу с 1 июля 2003 года.
В настоящее время разрабатывается правовой механизм его реализации.
Необходимые правовые предпосылки для наведения порядка на отечественном рынке транспортных услуг создал Федеральный закон "О техническом регулировании", так как в нем предусмотрен переход к техническим регламентам, в которых устанавливаются требования по обеспечению безопасности транспортных услуг и вводятся регулирующие меры по повышению их надежности. Однако его эффективное действие во многом зависит от того, как быстро будут приняты первоочередные технические регламенты.
Считаю, что реформирование необходимо начать с приведения действующей системы сертификации автотранспортных средств в полное соответствие с международной практикой и международными договорами и определить компетентный орган для реализации этих положений.
Надо принять меры по упорядочению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное этим Указом" от 2 июля 2002 года N 679), добиваться полного выполнения требований, ограничивающих производство и допуск к эксплуатации транспортных средств, не соответствующих современным экологическим требованиям, совершенствовать систему контроля за выполнением Правил дорожного движения Российской Федерации, добиваться полного выполнения требований государственных стандартов, направленных на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств.
Считаю, что в этом направлении более активно должны работать заинтересованные министерства и ведомства.
Я полностью согласен с выступающими на сегодняшних слушаниях в том, что действующее законодательство Российской Федерации, а также система нормативных правовых актов требуют актуализации и снятия отдельных противоречий.
Да, действительно, нужно ускорить разработку проекта федерального закона "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения" и подготовку дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", касающихся осуществления мер, направленных на комплексное изучение причин дорожно-транспортных происшествий, проводимое на государственном уровне; организацию дорожного движения в городах, установления обязанности соответствующих органов исполнительной власти разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, местные целевые программы повышения безопасности дорожного движения (сроком на 2-5 лет) и др. Я согласен с теми, кто считает, что должно быть предусмотрено создание федерального специализированного фонда безопасности дорожного движения, как важного источника финансирования программ и целевых мероприятий повышения безопасности дорожного движения.
В настоящее время в Комитете по безопасности осуществляется доработка, на мой взгляд, весьма важного законопроекта, автором которого является депутат Похмелкин Виктор Валерьевич. В законопроекте предлагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" новой статьей, которая исключает возможность установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков. Иначе говоря - спецномеров.
Одновременно проектом закона предусматривается перечень транспортных средств, которые могут быть оборудованы спецсигналами. Это прежде всего машины оперативных служб (скорой помощи, противопожарной охраны, милиции, аварийно-спасательных служб и т.д.) при наличии специальных цветографических схем на их наружных поверхностях. Во вторую группу попали оперативные автомобили МВД России , Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФАПСИ и иных спецслужб и правоохранительных органов, при условии наличия у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. За Правительством РФ останется утверждение перечня оперативных служб и государственных органов, транспортные средства могут быть оборудованы спецсигналами, а также определение порядка их установки и использования.
Что касается номенклатурных автомобилей, то в проекте предлагается сохранить сигналы только на автомобилях специального назначения, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ), иностранные делегации, государственные и политические деятели при приеме в России на высшем и высоком уровне в соответствии с международными договорами, соглашениями, действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По моему мнению, принятие предложенного проекта федерального закона позволит серьезно оздоровить ситуацию как на дорогах страны так и в обществе в целом.
Усиление государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения объективно требует доведения ресурсного обеспечения службы Госавтоинспекции техническими средствами до установленных норм. На данном этапе, как мне известно, уровень оснащенности подразделений Госавтоинспекции техническими средствами составляет менее 40%. Отстает от современных требований техническое оснащение подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции - 46%.
Учитывая наличие качественной приборной базы, отвечающей современным требованиям, основной проблемой является недостаточное выделение финансовых средств из местных бюджетов.
Анализ ДТП показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или неэффективного ее использования, недостаточной квалификации преподавательского состава, невыполнения в полном объеме программ обучения и отсутствия воспитательной работы среди кандидатов в водители. И это тоже важная проблема, которую надо решать.
Создание системы государственных образовательных стандартов, определение содержания образования, направленного на подготовку и воспитание законопослушных участников дорожного движения в системе общего образования требуют включения вопросов безопасности дорожного движения в проекты федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
Вы знаете, что у нас существует и реализуется федеральная целевая подпрограмма "Безопасность дорожного движения в составе Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов. Целью подпрограммы является снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Основная проблема вам известна - недостаток средств. В связи с недофинансированием программных мероприятий выполнение их осуществляется выборочно по приоритетным направлениям.
Такая же ситуация с подпрограммой "Автомобильные дороги", которая входит в целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы). Хотелось бы надеяться, что в бюджете 2005 года положение с финансированием этих подпрограмм изменится в лучшую сторону.
К этому мне и хотелось бы призвать членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
Спасибо за внимание.
25.10.2006
http://www.voitenko.ru/index.php?pg=3&id=30