Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники заседания!
Хочу поблагодарить Вас за то, что вы нашли возможность принять участие в заседании Подкомитета Комитета по безопасности, на котором, по нашему мнению, будут рассмотрены весьма важные и актуальные вопросы, касающиеся деятельности железнодорожного транспорта.
Комитет Государственной Думы по безопасности, а также возглавляемый мною подкомитет, в ведение которого входит законодательное обеспечение транспортной безопасности, уделяют важное значение и большое внимание этим проблемам.
Нередко нам приходится вести непростые дискуссии по железнодорожной проблематике, последовательно и настойчиво отстаивать государственные интересы.
Вам известно, что некоторыми депутатами Госдумы были внесены законопроекты по изменению базового закона деятельности железных дорог - Устава железнодорожного транспорта.
Речь идет о трех проектах законов, которые сейчас находятся на рассмотрении Думы (No 38051-4, 223456-4, 228935-4), предусматривающие внесение кардинальных изменений в ряд статей Федерального закона от 10.01.2003 г. No 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Суть предлагаемых изменений сводится к уменьшению финансовой ответственности грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования за задержку вагонов под грузовыми операциями сверх установленных сроков, а также предоставления владельцам железнодорожных путей необщего пользования неоплачиваемого времени на вагоны, поступившие под погрузку, выгрузку непосредственно в их адрес.
Считаю, что вы понимаете чрезвычайную важность данной темы не только для ОАО "РЖД", но и для государства в целом. По нашему мнению, вышеперечисленные изменения неизбежно повлекут за собой нехватку подвижного состава, отсутствие мест для выгрузки прибывающих грузов, невозможность планово осуществлять погрузочно-разгрузочные операции, а также будут способствовать снижению пропускной способности и нарушению бесперебойности работы железнодорожного транспорта. Кроме того, дефицит подвижного состава негативно может отразиться на воинских и специальных перевозках железнодорожным транспортом.
Увеличение времени оборота вагонов неизбежно приведет к падению доходов ОАО "РЖД", налоговых отчислений в бюджет, и может отрицательно отразиться на перекрестном финансировании пассажирских перевозок.
В целом, железнодорожная отрасль может лишиться единственного эффективного рычага какого-либо воздействия на недисциплинированных грузополучателей, грузоотправителей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
На имя Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова поступают письма от глав субъектов Российской Федерации с просьбой об отклонении данных законопроектов, аргументируя возможностью возникновения серьезных проблем в обеспечении порожними вагонами предприятий в регионах вследствие дефицита вагонов, что неизбежно приведет к экономическим трудностям.
Понимая возможные серьезные негативные последствия для железнодорожной отрасли и государственных интересов, мною в Государственную Думу был внесен альтернативный проект федерального закона No 244970-4 "О внесении изменений в статьи 43, 62, 99 и 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", разработанный с участием экспертов и специалистов, в котором предлагается предоставить перевозчику предусмотренное статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации право на одностороннее изменение условий обязательств в виде увеличения сбора за хранение груза, если грузополучателем своевременно не вывозятся с мест общего пользования железнодорожных станций грузы и контейнеры.
Так же законопроектом предлагается внести изменения, направленные на упорядочение логического изложения текста федерального закона в отношении штрафных санкций.
Как бы то ни было, Комитетом по безопасности было принято решение рассмотреть три упомянутых проекта законов на заседании нашего Подкомитета. Это решение обусловлено прежде всего тем, что в соответствии с Федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" на владельца инфраструктуры и перевозчика возложены обязанности по осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, выполнению мобилизационных заданий, а также иных перевозок в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности государства.
Увеличение времени оборота вагонов из-за длительной задержки их грузоотправителями (грузополучателями) может отрицательно сказаться на осуществлении данных перевозок, а соответственно и на безопасности государства.
Разрешение сложившейся ситуации возможно только совместными усилиями, поэтому по нашему мнению, очень важно присутствие на сегодняшнем заседании подкомитета представителей ОАО "РЖД", Минтранса России, Минобороны России, МВД России и других сопричастн6ых ведомств. Думаю, что их мнение и предложения будут с вниманием выслушаны членами Подкомитета.
В связи с обсуждаемой проблемой, не могу не остановиться на проблемах состояния парка тягового подвижного состава ОАО "РЖД" и возможностях отечественного транспортного машиностроения.
Вы знаете, что недавно состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту на испытательном полигоне ВНИИЖТ на ст. Щербинка. Мне было поручено принять участие в заседании от Комитета по безопасности. Цифры и факты о состоянии парка локомотивов вызывают тревогу.
Известно, что на железных дорогах сформировался значительный дефицит тягового подвижного состава, доходящий до 20% от необходимой численности. Производственные возможности заводов не позволяют в ближайшие годы удовлетворить в полном объеме потребности.
Источник:voitenko.ru 25.10.06