12 ноября 2005
2430

Точки прорыва

Средняя продолжительность жизни в нашей стране на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, на 5 лет меньше, чем в Китае. Только треть детей можно считать здоровыми. А уровень детской смертности в России выше, чем в развитых странах, в полтора-два раза... Мы наконец всерьез задумались над этими страшными цифрами. 5 сентября президент озвучил национальные проекты, направленные на улучшение качества жизни россиян. Правительство и вновь созданный президентский cовет по реализации приоритетных национальных проектов разработали комплекс действий, которые позволят значительно улучшить состояние медицины и образования, а также жилищного строительства и сельского хозяйства. К медицине государство пыталось подступиться еще в начале 90-х годов. Тогда был принят закон "Об основах обязательного медицинского страхования", создана правильная, но не совсем жизнеспособная конструкция. Для ее нормального функционирования, во-первых, не хватало денег, во-вторых, не были просчитаны некоторые механизмы реализации. Таким образом, попытка перейти к страховой медицине, когда человек платит взносы и получает за это качественную медпомощь в полном объеме, не состоялась. В результате за последние 15 лет состояние нашего здравоохранения только ухудшалось. Что мы имеем сегодня? Изношенность основных медицинских фондов составляет почти 60 процентов. Из 607 тысяч врачей на постоянной основе здоровьем населения занимаются только 56 тысяч участковых докторов. Зарплата медицинского персонала - одна из самых низких в стране. Страховые взносы субъектов Федерации на неработающих граждан покрывают не более 40 процентов консолидированного бюджета обязательного медицинского страхования. Финансирование медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан. С 2000 по 2004 год расходы на платные услуги выросли с 27,5 млрд рублей до 87,0 млрд. В разных регионах медицина финансируется по-разному. Порой эта дифференциация достигает 12-кратного размера. Уже неоднократно на самом высоком уровне приводился пример, что в 2004 г. подушевой норматив финансирования в расчете на одного жителя в Республике Дагестан составлял 1186,6 рубля, а в Чукотском автономном округе - 20 513,8 рубля. Чт о предполагается сделать в рамках национального приоритетного проекта "Здоровье"? На 10 тысяч рублей повысить заработную плату участковым врачам и на 5 тысяч - их медсестрам. В федеральный бюджет закладывается почти 30 млрд руб. для укрепления диагностической службы первичной медицинской помощи, переоснащения муниципальных медицинских организаций оборудованием. В ближайшие два года предполагается приобрести более 12 тысяч автомашин скорой медицинской помощи. На это в общей сложности будет потрачено почти 8 млрд руб. Впервые за многие годы будет полностью выполнен национальный календарь прививок: против гепатита "В", краснухи, полиомиелита, гриппа. 40 миллионов человек обследуют на наличие ВИЧ-инфекции, 2 миллиона новорожденных детей - на наличие наследственных заболеваний. Намечено также провести диспансеризацию более 22 миллионов граждан трудоспособного возраста. Планируется расширить сектор высокотехнологичных видов медицинской помощи и сделать их доступными для граждан. Этот проект задает необходимую инфраструктуру для преобразования социального обеспечения в реальное социальное страхование. Социальные партнеры - правительство, Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР) и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - постоянно обсуждают подходы к реформированию соцстраха. Пока эти переговоры, к сожалению, не привели к серьезным результатам. Но контуры общей платформы, устраивающей все три стороны, уже видны. И осуществление проекта "Здоровье" позволит активизировать совместную работу. Еще одним достоинством проекта является то, что он увязан с макроэкономическими факторами и носит антиинфляционный характер. Средства можно было бы направить только на повышение заработной платы, но в проекте речь идет об инвестировании в отрасль. Вообще, социальная сфера в России осталась одной из немногих, которые пока не соответствуют экономическим реалиям. Но тот подход, который мы видим в данном проекте, - это цивилизованные рыночные преобразования в сфере здравоохранения. Если их удастся осуществить, как задумано, медицина гармонично уложится в рамки экономики и станет для нее не ярмом, как сейчас, а дополнительным фактором роста. И профсоюзы, и работодатели на последнем заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) дали положительную оценку тому, что благоприятные внешнеэкономические условия, высокие цены на нефть используются для создания новой социальной инфраструктуры. И это касается не только национального проекта в медицине. В таком же тяжелом положении оказались в последние годы три другие жизненно важные социальные сферы. Это образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Они во многом определяют общий уровень бедности, доступности социальных благ, наконец, социальную стабильность в стране.В образование предусмотрены серьезные государственные инвестиции. Так, минимум, 6 тысяч школ по результатам общественной экспертизы получат по миллиону рублей. Эти деньги предназначены для обновления материально-технической базы, переподготовки педагогов, разработки учебно-методических материалов, закупки программного обеспечения и других образовательных целей. Не менее 30 вузов в ближайшие два года могут рассчитывать на получение сумм от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей. 10 тысяч лучших учителей страны получат поощрения в 100 тысяч рублей. Остается неясным только механизм определения лучших. Думаю, что оценивать результаты педагогического труда должны коллеги-учителя и родители. В этом плане принципиально важным является становление институтов гражданского общества. Союзы попечителей и работодателей, объединения родителей и выпускников должны получить возможность стать активными участниками изменений в образовании. Их вовлечение в распределение дополнительного ресурса приведет к формированию институциональной базы модернизации этой сферы. Именно обществу решать, как с помощью гражданских институтов обеспечить приоритетное развитие образования в стране. Финансовые стимулы предусмотрены не только для педагогов. Для поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи будет выделено 5 тысяч индивидуальных грантов по 60 тысяч рублей. Запланировано подключение к Интернету 20 тысяч школ, поскольку без внедрения современных информационных технологий образование сегодня немыслимо. Будет установлено дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. В общей сложности планируется материально поддержать почти миллион педагогов. Третье приоритетное направление социальной политики -жилищная программа. Своей квартиры не имеет более половины российских семей. А каждая четвертая проживает в квартире, находящейся в плохом или очень плохом состоянии. Чтобы полностью обеспечить потребности россиян, нужно построить почти половину того жилого фонда, что есть сегодня. Но покупать квартиры за свои либо заемные деньги способны только 9 процентов семей. Поэтому на финансирование целевой программы "Жилище" в 2006 - 2007 гг. государство выделяет 212,9 млрд рублей. Помимо собственно обеспечения нуждающихся жильем, этот проект способствует повышению территориальной мобильности населения. У людей появятся возможности переехать в другой регион, где их квалификация позволяет претендовать на более высокую заработную плату. Таким образом решается одна из важнейших задач повышения качества жизни российских граждан. Наконец, в качестве четвертого национального проекта президент назвал систему кардинальных улучшений в агропромышленном комплексе. Приоритетными направлениями стали ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.В животноводстве почти все производственные показатели сократились за последние 15 лет примерно в два раза. В целом эта отрасль сегодня нерентабельна. Из-за отсутствия средств хозяйства не могут приобретать современные машины и оборудование, пользоваться услугами ремонтных и других организаций, применять эффективные технологии, вести целенаправленную селекционную работу. Тем временем свыше 80 процентов техники подлежит списанию. Естественно, это отрицательно сказывается на технологических режимах содержания животных. В результате на прилавках наших магазинов растет доля импортного мяса и мясопродуктов, что является серьезной угрозой продовольственной безопасности.Национальный проект предусматривает увеличение к 2008 году производства молока на 4,5 процента, мяса - на 7 процентов. В этих целях создаются условия для привлечения в сельское хозяйство инвестиций. Правительство разработало меры по повышению доступности кредитов для строительства и модернизации животноводческих комплексов. Процентные ставки по ним планируется субсидировать из федерального бюджета. Особое внимание будет уделено поставкам техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга. При ограничении импорта мяса предусмотрено стимулирование импорта оборудования для его переработки. Для поддержки малых хозяйств создается сеть снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей. Это позволит небольшим товаропроизводителям рассчитывать на гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранение ее качества и товарного вида, увеличение степени переработки и как следствие увеличение доходов от реализации. В ближайшие два года из федерального бюджета планируется направить более 6,5 миллиарда рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами. Таким образом, реализуя четыре национальных проекта, мы намечаем не "планы в общих чертах", а конкретные точки прорыва. Где тонко и важно, там и начинаем латать. И в случае успеха эти сферы способны подтянуть за собой другие. Есть благоприятная внешняя конъюнктура, есть политическая воля. Не хватает только чуть более активного участия социальных партнеров и институтов гражданского общества. Но за этим, я думаю, дело не встанет. Впервые за последние полтора десятилетия выпал реальный шанс добиться коренных улучшений в социальной политике. И на нехватку денег не пожалуешься. Остается только работать. Олег ЕРЕМЕЕВ .Депутат Государственной Думы РФ, председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР).



СМИ: Правда Севера. Архангельск

12 Ноября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован