11 марта 2009
9915

Трансформация содержания термина `средний класс` в истории социологии

"Средний класс" - одно из тех понятий, повышенный интерес к которому сегодня проявляют самые различные структуры. Однако отсутствие у российских исследователей единого теоретического подхода к определению самого понятия "средний класс" и к набору идентифицирующих его критериев приводит ко многим проблемам.
Одни авторы этим термином обозначают социальные общности, выделяемые по разным критериям (уровень доходов, профессия, образование, род деятельности, и др.), другие называют средний класс мифом, удобным для экономического и политического манипулирования. В результате количественные оценки российского среднего класса существенно варьируются (от 7 до 60-70% населения), либо наличие среднего класса отрицается вовсе, что в итоге не позволяет установить направленность и динамику стратификационных процессов в российском обществе.
С целью разрешить часть вопросов описанных проблем мы поставили следующие задачи: 1) выявить трансформацию содержания термина "средний класс" при переходе из одной концепции в другую - в первую очередь, в трудах классиков социологической мысли; 2) охарактеризовать средний класс российского общества с учетом влияния современных процессов.
В истории западной социологии, на наш взгляд, можно условно обозначить следующие базовые подходы к трактовке понятия "средний класс": классовый, стратификационный и символический. Первые два восходят к классикам социологии - К.Марксу и М.Веберу; а третий связан с теориями постиндустриального общества. Для сравнения подходов были выбраны следующие показатели: а) реальность/ номинальность существования среднего класса; б) источник формирования классовой позиции среднего класса; в) место среднего класса в социальной структуре.
На основе анализа работ Маркса можно выделить следующие характеристики среднего класса: 1) это объективное образование; сознание входящих в него индивидов детерминируется их классовой позицией; 2) классовая позиция детерминируется отношением к средствам производства: под средним классом Маркс подразумевает "переходный класс" [1; 151] - мелкую буржуазию, а также внутриклассовые группы - мелких промышленников, мелких торговцев, ремесленников, крестьян; 3) средний класс - незначительный элемент в структуре общества, не имеющий будущего.
В дальнейшем подход Маркса развивали Р.Дарендорф (в его теории конфликта средний класс - это слой менеджеров, не обладающих собственным капиталом, однако благодаря профессиональным качествам наделенных властными полномочиями), Э.Райт (на основе его концепции противоречивых классовых позиций "средний класс является одновременно эксплуатируемым и эксплуататором" [1; 145]), а также теоретики неомарксизма: П.Андерсон, Д.Лукач, А.Грамши, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Ж.П.Сартр, Л.Альтюссер, И.Валлерстайн.
В рамках стратификационного подхода, разработку которого традиционно связывают с М.Вебером, можно выделить следующие характеристики среднего класса: 1) это, скорее, номинальное образование; взаимосвязь классовой позиции и классового сознания не является обязательной; 2) позиция его представителей обусловлена их "рыночным шансом": средний класс - это "слои, получающие доход, обусловленный их собственностью или качествами, приобретенными благодаря выучке" [2; 27], внутри класса выделяются две категории: нижние (владельцы мелкой собственности - независимые крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы) и более высокие ("интеллигенция без самостоятельной собственности" - специалисты, администраторы, менеджеры, чиновники, свободные профессионалы, интеллектуалы); 3) средний класс - это стабилизирующей элемент социальной структуры, имеющий широкие перспекти-вы.
Веберовскую традицию продолжили теоретики структурного функционализма П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Myp, Ф.Паркин, Ю.А.Левада (для них средний класс - это прежде всего стабилизирующий компонент социальной системы), неовеберианцы М.Манн, Р.Коллинз, С.Брой, Л.Уорнер, М.Хальбвакс и др. (авторы определяли средний класс исходя в основном из статусных характеристик).
Сложившиеся в 70-е гг. ХХ в теории постиндустриального общества (работы Д.Белла, А.Турена, Ю.Хабермаса, Э.Гидденса, П.Бурдье, М.Кастельса и др.) используют принципы как классового, так и стратификационного подходов. В целом использование ими понятие "класс" уже не связано с классическими представлениями социологии Х1Х в. и фиксирует различные позиции в системе социального неравенства. Теоретики сильно модернизируют идеи и терминологию классиков в соответствии с современными реалиями, все активнее разрабатывая категорию "нового среднего класса", ключевой характеристикой которого называют "способность обрабатывать и понимать символы" [3; 104]. Такой подход можно охарактеризовать как символический; в его рамках "новый средний класс" - это интеллектуалы, которые не являются собственниками средств производства, но благодаря своим профессиональным качествам и культурному капиталу осуществляют функции контроля и научной экспертизы на современных высокотехнологических предприятиях и организациях рыночного типа.
В последние годы в условиях западной глобализации особую актуальность для нашей страны приобрел вопрос сохранения российских национальных ценностей, а также "идеологии, ориентированной на формирование творческой духовной сущности человека" [4; 114]. В этой связи для России все более актуальным становится выявление "нового среднего класса". Помимо использования традиционных критериев среднего класса (материально-имущественное положение, социально-профессиональный статус, самоидентификация индивидов) мы предлагаем применять дополнительный показатель - ориентацию на творческую самореализацию, интеллек-туальное и культурное саморазвитие, а также на традиционные российские ценности семьи, благополучия, общения, взаимопомощи, справедливости[5; 169]. Такой "новый средний класс" может стать надежной базой для формирования российской национальной идеологии, способной стать альтернативой стандартам западного глоба-лизма.
Итак, исследование теоретических подходов к определению термина "средний класс" позволяет сделать следующие выводы: 1) содержание термина "средний класс" в истории социологии трансформируется в классовом, стратификационном и символическом подходах по конкретным показателям; 2) в современной России наиболее актуальным представляется идентификация "нового среднего класса" в рамках символического подхода, и для его выявления наряду с традиционными критериями рекомендуется использовать дополнительный показатель - ценностно-духовную ориентацию индивидов.

Литература
1. Маркс К., Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта: Соч. 2е изд., Т.8, с.151.
2. Проблема классов в современной социологии (интервью с Эриком Райтом) // Рубеж: Альманах социальных исследований, 1995, N 6/7, с. 145.
3. Вебер М., Классы и сословия // Вестник МГУ, Серия 18, Социология и политология, 2003, N 4, с.27.
4. Кастельс М., Информационная эпоха. М., 2000, с.104.
5. Волков Ю.Г., Гуманистическая идеология и творческая личность человека // Социология, 2004, N1, с.114.
6. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003, с.169.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован