Сотрудники следственного комитета (СК) при Воронежской облпрокуратуре и ФСБ задержали двух начальников отделов регионального управления Госавтодорнадзора Бориса Базовского и Владимира Резниченко по обвинению в получении взятки в 2 млн рублей. По версии следствия, деньги им предложил один из руководителей транспортных фирм-перевозчиков города за невыполнение функций по контролю за компанией. Участники рынка называют задержание "каплей в море" коррупции в транспортной сфере.
Начальники автодорожного отдела Борис Базовский и отдела по международным перевозкам управления Государственного автодорожного надзора (Госавтодорнадзор) Владимир Резниченко были задержаны в среду при получении последней части из задокументированных оперативниками 2 млн рублей взятки. Как сообщил источник в правоохранительных органах, наблюдение за чиновниками велось больше года, а силовики даже пытались выйти на руководителей "более высокого ранга". "Задержание Базовского и Резниченко - проба навести порядок на чрезвычайно коррумпированном рынке пассажирских перевозок", - подчеркнул источник. По версии следствия, в функции чиновников входил надзор за техническим состоянием транспорта и условиями работы сотрудников фирм-перевозчиков. "Руководители многих компаний во избежание проблем с госструктурами идут на взятки, которые чиновники с удовольствием принимают", - отметил источник. СК уже возбудил уголовное дело по статье "Получение взятки группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере" УК РФ. В случае если обвинение докажет вину Бориса Базовского и Владимира Резниченко, им грозит до 12 лет лишения свободы.
Участники рынка называют инкриминируемые чиновникам Госавтодорнадзора преступления "каплей в море" коррупции, "процветающей" в профильных структурах. Виталий Поротников, гендиректор ООО "Каретный ряд", одного из крупнейших перевозчиков Воронежа, отметил, что местных транспортников "прессингуют одновременно с двух сторон": "Чиновники мэрии, распределяющие маршруты, берут взятки за их получение и эксплуатацию, а представители Госавтодорнадзора - за ,,закрывание глаз" на несоблюдение норм безопасности в фирмах-перевозчиках". По мнению господина Поротникова, уголовным преследованием чиновников коррупцию искоренить невозможно. "Необходимо упразднить госконтроль над тарифами, который уничтожает целесообразность ведения бизнеса, - перевозчики зачастую работают себе в убыток. Многие из игроков, которым надоело положение дел, вообще ушли с рынка", - резюмировал Виталий Поротников. С ним согласен и директор транспортно-экспедиционной компании "Автокомплекс" Алексей Попов, предположивший, что чиновникам выгоден "бардак": "На подавляющем большинстве предприятий не соблюдаются необходимые нормы безопасности и нарушается федеральное законодательство. Порядок на рынке может навести только присутствие частных перевозчиков, которое невыгодно чиновникам, не желающим лишаться кормушек".
Между тем в госструктурах дают иное толкование версии задержания господ Базовского и Резниченко. Начальник управления Госавтодорнадзора Жозеф Еркнапешян подчеркнул, что с момента образования ведомства в 1992 году задержание его подчиненных происходит впервые, и назвал "преждевременной" оценку действий силовиков. Между тем в управлении причиной задержания чиновников называют намечающийся передел рынка транспортных услуг Воронежа и попытку давления перевозчиков друг на друга. Правда, конкретных компаний, предпочитающих решать свои коммерческие вопросы в подобной форме, в ведомстве не назвали. Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Тимофей Панфилов вчера тоже воздержался от оценки ситуации, отметив, что крупномасштабной коррупции в сфере транспортных услуг в администрации Воронежа, по его информации, нет.
Всеволод Инютин
www.kommersant.ru
19.10.2007