Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
20 августа 2024
492

Цена поражения России в СВО – потеря суверенитета

Ситуация с СВО на Украине – в случае победы Западной коалиции над Россией[1] – резко меняет не только очень многие региональные состояния ВПО и СО (например, с Молдавией и Приднестровьем, на Кавказе – с Грузией, в отношениях с Белоруссией, а также в целом ряде других регионов, даже на Среднем и Ближнем Востоке и в Африке), но, главное, –  ВПО в целом в мире. СВО – первая крупная военная конфронтация со всей западной коалицией, которая с начала 90-х годов (нанесения поражения Ираку и Югославии) открыто доминировала в мире.

Бегство США из Афганистана после 20 лет военного присутствия не в счёт потому, что Вашингтон ушел из прямой военной операции в Центральной Азии в силу её очевидной бессмысленности. Контролировать горы и долины Афганистана невозможно потому, что там всегда будут господствовать традиционные отношения и племена, которые в открытом бою победить можно, но захватить эти территории – нет[2].

Поражение России в ходе СВО недопустимо потому, что это будет означать поражение не просто в войне с Украиной, но в войне с западной коалицией за попытку вернуть государственный суверенитет, утраченный в предыдущие десятилетия. Более того, следует ясно понимать, что за потерей суверенитета очень скоро, практически сразу же, начнется процесс потери национальной идентичности, о чём писал в 50-е годы еще русский философ Иван Ильин. Это будет, в конечном счете, цивилизационное поражение в ходе развития мировых процессов глобализации. Исчезнет со временем не только суверенное государство, но и нация будет разорваны на сотни кусков, а территория отдана внешним силам.

Первые результаты частичного поражения России могут быть уже катастрофичными для её будущего. В частности, даже неблагоприятное развитие СВО качественно изменит состояние постсоветского пространства и отношения России с союзниками и партнерами, в том числе с Турцией, наверняка – с Ираном и рядом других государств, исключая, вероятно, Китай и Индию[3]. Надо трезво понимать, что все эти государства преследуют свои цели в противостоянии с Западом и они не всегда и не везде совпадают с интересами и целями России. Так, нажим США и их союзников на Китай в 2024 году привел к существенным ограничениям в финансово-торговой сфере.

Но, главное, даже не в этом – поражение России в СВО будет означать фактически признание ею политической и экономической зависимости от Запада, отказ от суверенитета, возвращение в полуколониальное прошлое 90-х годов. Это же будет означать, что прозападная  часть правящей элиты России вновь вернется к власти и будет послушно выполнять, как и в 90-е годы, волю наших стратегически противников[4].

Такие намерения США и их союзников вели к усилению антироссийской силовой политики Запада во всех областях – от политико-дипломатической и финансово-экономической до военной. Это наглядно видно как на примере беспрецедентных санкций, так и быстро растущего числа военных региональных и локальных кризисов с начала 90-х годов[5].

Вместе с тем, отказ от международного права и существующих международных институтов в пользу такой силовой политики США объективно дал мощный импульс развитию национальной автаркии и политики государств, опирающихся на собственные возможности в обеспечении безопасности и развития. Процесс хаотизации МО получил мощнейший импульс.

В этих объективных условиях развития МО-ВПО Россия выбрала очень сложную, комбинированную стратегию, сформулированную ещё накануне операции в СНБ 2021 года: сочетание двух концепций – обеспечения военной безопасности и социально-экономического развития – в одной стратегии. Это говорит о том, что

– во-первых, понимание необходимости СВО появилось, как минимум, за полгода-год до её начала;

– во-вторых, понимание онтологической сущности предстоящей войны, как войны с Западом и войны на истощение;

– в третьих, осознания того, что «коллективный Запад» и в целом западная военно-политическая коалиция поддержат Украины почти всей своей экономической мощью, которая в 20-25 раз больше экономики России;

– в четвертых, России предстоит бороться, исходя из имеющихся реалий, прежде всего, того, что она должна будет сохранить относительно высокие темпы развития и не может позволить себе полную милитаризацию (напомню, что также было в 1938-1941 годы в СССР, когда он был вынужден подойти к крайней черте, – 15-20% ВВП, – отделяющей мирную экономику от военной).

В ходе СВО в 2022-2024 годы России удалось остаться на пределе возможностей мирной экономики, когда её затраты на СВО оцениваются в 8-9%, при этом обеспечив промышленный и экономический рост.

 

__________________________________________

[1] В 2022-2024 годы многие западные политики открыто говорили о том, что стратегической целью в войне с Россией является её «стратегическое поражение» и даже уничтожение как «единого государства».

[2] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции // Обозреватель, 2022, № 3-4, СС. 5-25.

[3] См. подробнее: Подберезкин А.И. Опыт СВО: возможные последствия для развития международной обстановки. Информ. ресурс «Рейтинг персональных страниц». 10 июля 2023 г / https://viperson.ru/articles/opyt-svo-vozmozhnye-posledstviya-dlya-razvitiya-mezhdunarodnoy-obstanovki

[4] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель-Observer,  2022, май-июнь, № 5-6, СС. 5-27.

[5] Особенно на постсоветском пространстве и на Ближнем и Среднем Востоке. См., например: Кепель Ж. Выйти из хаоса. Кризисы на Ближнем Востоке и в Средиземноморье / пер. с франц. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 367 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован