09 апреля 2014
2450

Ценность социального государства

В начале XXI века в конституционном праве неожиданно появились новые точки роста. Судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев рассказал о них на лекции, посвященной 20-летию Конституции РФ.
Свежим взглядом на главный закон страны стал аксиологический подход: оценка правовых норм как ценностей.
Аксиология базируется на идеях двух великих мыслителей. Философ Иммануил Кант размышлениями о сущем и должном обозначил проблему нормативности. Социолог Эмиль Дюркгейм в ходе работы над теорией ценностей понял, что общество самостоятельно создает те нормы, которые потом становятся обязательными для каждого отдельного гражданина.
По словам Гаджиева, аксиология дает возможность сравнивать номиналистский подход к конституционным ценностям с социологическим, который подразумевает "взвешивание", сопоставление ценностей. Потребность взвешивать объясняется тем, что правовые ценности противоречивы в той же степени, как и само общество их создавшее.
Например, ценность социального государства состоит в том, что оно должно заботиться об экономически неблагополучных группах населения. Пенсионерах, инвалидах... Для этого нужно вводить перераспределительные процессы. У состоятельных граждан, бизнесменов, предпринимателей изымаются деньги, которые могли бы пойти на инвестиции. Возникает дуга напряженности между идеей правового государства и экономическими процессами.
"Таких взаимоисключающих ценностей в Конституции чрезвычайно много", - признался Гаджиев. Например, свобода прессы против свободы частной жизни. Их все надо балансировать.
Это исключительно сложный процесс, но и значимость его для нормального развития страны сложно переоценить. Дух Конституции заключен между ее строк, в неписанных правовых принципах. Основные из них - верховенство права и правовое государство. Это очень разные доктрины, которые нельзя путать и нельзя наполнять лишним смыслом: если их раздувать, велик риск, что они лопнут как шарик и потеряют всякую силу и значение.
Эти два принципа появились на свет не благодаря авторам конституционного текста, они родились не в научных работах, - настоящими их родителями Гаджиев называет прорывные решения судебной власти. И сегодня аксиологические споры о первостепенности той или иной правовой ценности позволяют Конституции сохранять свою актуальность и гарантировать здоровое развитие страны и общества.
Судья Конституционного суда проиллюстрировал, как, собственно, выглядит такое столкновение взаимоисключающих конституционных ценностей.
Например, уволили главу муниципального образования. Он обратился в суд. Пока процесс откладывали и затягивали, состоялись выборы, на которых был избран другой кандидат. Суд признал увольнение незаконным. Вот тут и возникает вопрос. Кто же теперь должен возглавить муниципалитет: новый законно избранный кандидат или восстановленный судом бывший глава?
Здесь сталкиваются два основополагающих конституционных принципа: воля народа против права на судебную защиту.
С одной стороны, если решение суда не будет исполнено - это нарушит принцип верховенства права, а ведь именно он играет первостепенную роль в оценке инвестиционной привлекательности региона и страны. В то же время людям, которые проживают в небольшом муниципальном образовании и хорошо друг друга знают, наверное, лучше известно, кто больше достоин возглавить местное хозяйство.
Фирменный знак Конституционного суда РФ - поиск компромисса между ценностями. При малейшей возможности судьи стараются не отдавать приоритет тому или иному принципу, не выстраивать иерархии. Так, в вышеописанном случае, было решено ввести запрет на проведение выборов без решения суда по иску кандидата.
В Конституции есть только одна ценность, которая возвышается над остальными: статья 2 - человек, его права и свободы. Причем главное слово здесь - человек, - акцентировал Гаджиев. А права и свободы в этой формуле следует рассматривать не отдельно, а в рамках гражданского мира и согласия.
"Для меня, собственно Конституция - это главы 1 и 2, а также преамбула - сгусток, 77 слов, каждое из которых священно", - призвал судья КС РФ вчитаться в первые страницы главного закона страны.
Подводя итог теме бинарных ценностей Конституции, стоит заметить, что она связывает не только разные слои общества, но и будущее с прошлым государства.
В преамбуле перечислены ориентиры для идеального развития страны и общества, которые никогда нельзя забывать. "Если идеалы тускнеют - это первый признак неблагополучия общества", - отметил Гаджиев почти священный формат Закона для правового государства. В то же время Конституция кодифицирует юридические нормы, и тем самым она кодифицирует и все связи страны с прошлым.
Еще по теме:
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43591755224/Imuschestvo-RAN-ili-dela-"Oboronservisa"-2"
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43591755224/Imuschestvo-RAN-ili-dela-"Oboronservisa"-2" l "comments"
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43826191124/Obuza-Rossii---eto-sami-chinovniki,-kotoryie-"nas-pasut""
http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43826191124/Obuza-Rossii---eto-sami-chinovniki,-kotoryie-"nas-pasut""
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43723874796/"Rosneft"-po-deshevke-prodaet-Kitayu-buduschee-blagopoluchie-ros"
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43723874796/"Rosneft"-po-deshevke-prodaet-Kitayu-buduschee-blagopoluchie-ros"
"http://gospravo.mirtesen.ru/blog/latest?fop=43335314804&wf=1"

Аксиологический подход к содержанию Конституции РФ - это перманентное сражение взглядов на окружающий мир наших далеких предков и потомков, победить в котором должны обе стороны. То есть синтез

Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

В начале XXI века в конституционном праве неожиданно появились новые точки роста. Судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев рассказал о них на лекции, посвященной 20-летию Конституции РФ.
Свежим взглядом на главный закон страны стал аксиологический подход: оценка правовых норм как ценностей. Фото предоставлено пресс-службой КС РФ, см. ниже
Аксиология базируется на идеях двух великих мыслителей. Философ Иммануил Кант размышлениями о сущем и должном обозначил проблему нормативности. Социолог Эмиль Дюркгейм в ходе работы над теорией ценностей понял, что общество самостоятельно создает те нормы, которые потом становятся обязательными для каждого отдельного гражданина.
По словам Гаджиева, аксиология дает возможность сравнивать номиналистский подход к конституционным ценностям с социологическим, который подразумевает "взвешивание", сопоставление ценностей. Потребность взвешивать объясняется тем, что правовые ценности противоречивы в той же степени, как и само общество их создавшее.
Например, ценность социального государства состоит в том, что оно должно заботиться об экономически неблагополучных группах населения. Пенсионерах, инвалидах... Для этого нужно вводить перераспределительные процессы. У состоятельных граждан, бизнесменов, предпринимателей изымаются деньги, которые могли бы пойти на инвестиции. Возникает дуга напряженности между идеей правового государства и экономическими процессами.
"Таких взаимоисключающих ценностей в Конституции чрезвычайно много", - признался Гаджиев. Например, свобода прессы против свободы частной жизни. Их все надо балансировать.
Это исключительно сложный процесс, но и значимость его для нормального развития страны сложно переоценить. Дух Конституции заключен между ее строк, в неписанных правовых принципах. Основные из них - верховенство права и правовое государство. Это очень разные доктрины, которые нельзя путать и нельзя наполнять лишним смыслом: если их раздувать, велик риск, что они лопнут как шарик и потеряют всякую силу и значение.
Эти два принципа появились на свет не благодаря авторам конституционного текста, они родились не в научных работах, - настоящими их родителями Гаджиев называет прорывные решения судебной власти. И сегодня аксиологические споры о первостепенности той или иной правовой ценности позволяют Конституции сохранять свою актуальность и гарантировать здоровое развитие страны и общества.
Судья Конституционного суда проиллюстрировал, как, собственно, выглядит такое столкновение взаимоисключающих конституционных ценностей.
Например, уволили главу муниципального образования. Он обратился в суд. Пока процесс откладывали и затягивали, состоялись выборы, на которых был избран другой кандидат. Суд признал увольнение незаконным. Вот тут и возникает вопрос. Кто же теперь должен возглавить муниципалитет: новый законно избранный кандидат или восстановленный судом бывший глава?
Здесь сталкиваются два основополагающих конституционных принципа: воля народа против права на судебную защиту.
С одной стороны, если решение суда не будет исполнено - это нарушит принцип верховенства права, а ведь именно он играет первостепенную роль в оценке инвестиционной привлекательности региона и страны. В то же время людям, которые проживают в небольшом муниципальном образовании и хорошо друг друга знают, наверное, лучше известно, кто больше достоин возглавить местное хозяйство.
Фирменный знак Конституционного суда РФ - поиск компромисса между ценностями. При малейшей возможности судьи стараются не отдавать приоритет тому или иному принципу, не выстраивать иерархии. Так, в вышеописанном случае, было решено ввести запрет на проведение выборов без решения суда по иску кандидата.
В Конституции есть только одна ценность, которая возвышается над остальными: статья 2 - человек, его права и свободы. Причем главное слово здесь - человек, - акцентировал Гаджиев. А права и свободы в этой формуле следует рассматривать не отдельно, а в рамках гражданского мира и согласия.
"Для меня, собственно Конституция - это главы 1 и 2, а также преамбула - сгусток, 77 слов, каждое из которых священно", - призвал судья КС РФ вчитаться в первые страницы главного закона страны.
Подводя итог теме бинарных ценностей Конституции, стоит заметить, что она связывает не только разные слои общества, но и будущее с прошлым государства.
В преамбуле перечислены ориентиры для идеального развития страны и общества, которые никогда нельзя забывать. "Если идеалы тускнеют - это первый признак неблагополучия общества", - отметил Гаджиев почти священный формат Закона для правового государства. В то же время Конституция кодифицирует юридические нормы, и тем самым она кодифицирует и все связи страны с прошлым.
Аксиологический подход к содержанию Конституции РФ - это перманентное сражение взглядов на окружающий мир наших далеких предков и потомков, победить в котором должны обе стороны. То есть синтез.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован