21 мая 2007
1832

Централизация и милитаризация?

Государство берет курс на создание крупных корпораций в оборонной промышленности

Виталий ЧЕРНОВ

В настоящее время в РФ идет процесс создания объединенной судостроительной компании, на подходе объединение авиационной промышленности. Впрочем, почти все крупные промышленные предприятия страны и так уже находятся в составе тех или иных холдингов. Централизация российской экономики быстро набирает обороты. Представители власти объясняют этот процесс необходимостью снизить издержки и затраты и создать фонды развития, позволяющие разрабатывать новые технологии, финансирование которых становится непосильным для отдельных предприятий.

"Мы безнадежно отстали в технологиях, - заявил недавно руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин на совещании с руководителями промышленных предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга. - В то же время европейские компании постоянно расширяют сервисные услуги, оставляя за собой огромную прибавочную стоимость".

В России же, по мнению научного руководителя - директора ФГУП "ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова" Валентина Пашина, на перспективу ничего не сделано - и ничего не делается. Системы вооружения и приборы заказываются без учета необходимой унификации. Фактически все новое делается по старым технологиям. Например, у нас изготавливают корпуса кораблей и судов, а их высокотехнологичная начинка (60 - 70% стоимости корабля) производится за границей.

Кстати, и по словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, город сейчас вынужден покупать "продукцию вчерашнего дня". Губернатор уверена, что необходимо внести коррективы в законодательство, предоставляющее право выставлять предприятиям дополнительные условия.

Другая проблема - это высокие издержки у отдельных предприятий. По словам вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского, наша промышленность до сих пор остается неэффективной именно из-за огромных издержек и затрат.

По замыслу чиновников, объединение промышленности позволит все эти издержки и затраты снизить, так как крупным корпорациям легче концентрировать большие ресурсы. Кроме того, исчезнет внутренняя конкуренция. Первым опытом в деле создания таких огромных корпораций станет объединенная судостроительная компания.

Борис Алешин уверен, что проблемы отставания можно будет преодолеть с помощью холдингов. Они призваны решить две главные задачи: сконцентрировать ресурсы, так как у западных конкурентов они огромны, и получить возможность конкурентоспособного выхода на международные рынки. Кроме того, холдинги позволяют формировать фонды развития, откуда и черпаются средства для инновационных исследований.

"Ни одна мировая компания не тратит менее 10% на развитие, и черпает она эти средства из фонда, сформированного головной компанией. Холдинги не мода, а насущная необходимость", - говорит руководитель Федерального агентства по промышленности. Кроме того, по его мнению, промышленность не должна рассчитывать только на госзаказы, а должна производить продукцию двойного назначения, резко снизить издержки и уметь себя предложить на мировом рынке.

Однако сама по себе централизация промышленности без подготовки соответствующей законодательной и административной базы вряд ли способна принести пользу. Так, по мнению директора ЦНИИ "Электроприбор" Владимира Пешехонова, при решении всех вопросов можно сделать экономику инновационной за 10 - 15 лет: "Но у нас нет единой государственной политики в этой сфере".

Российский рынок "слишком узкий", считает директор "Электроприбора", поэтому необходимо, напротив, пробиваться на внешние рынки. А для этого необходимо внедрение инноваций, в противном случае выход на мировой рынок может быть только на ролях сборочного производства либо производства низкотехнологичных деталей и частей.

"У нас уже исчерпан ресурс прошлого века, нам необходимы новые технологии. Но чтобы обеспечить их появление, необходима соответствующая государственная политика. А сейчас научные организации даже не имеют льгот по налогообложению - откуда же взяться инновациям?" - вопрошает Владимир Пешехонов.

Помимо решения вопроса с льготами для научных организаций на пути образования корпораций стоит масса других нерешенных проблем. По мнению научного руководителя - директора "ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова" Валентина Пашина, "решение о создании объединенной судостроительной корпорации (ОСК) продуктивное, но запоздавшее. К тому же существует масса проблем, стоящих на пути создания ОСК, которые до сих пор не решены".

Одной из таких проблем является неравномерное распределение заказов между верфями. А ведь в Северо-Западном регионе расположены 170 из 230 судостроительных предприятий России. Другая задача - перевод предприятий на единую акцию. И еще одна - необходимость превалирования внутренних заказов над внешними и в то же время уход от излишнего влияния Минобороны.

При всех плюсах крупных корпораций вызывают опасения разногласия между различными ведомствами, а также то обстоятельство, что холдинг создается, судя по всему, на скорую руку, без решения тех проблем, которые следовало бы снять заранее. Не приведет ли сверхцентрализация российской оборонной промышленности к ее чрезмерной бюрократизации, подавлению инициативы, борьбе различных ведомств и бесконечному "перекладыванию бумажек"?

Существует здесь и политический аспект: желание обильно снабдить внутренними заказами "оборонку" может привести к милитаризации экономики по советскому образцу, оттоку ресурсов от других, гражданских, отраслей и даже осложнению отношений с другими государствами. Известна старая поговорка: "Маленькие корабли - маленькая война, большие корабли - большая война".

www.spbvedomosti.ru

21.05.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован