21 февраля 2012
3500

Центры превосходства инфраструктуры инновационной деятельности: мировой опыт и перспективы для России

Саввинова М.В. -к.э.н., с.н.с. Научно-исследовательского проектно-экономического института (НИПЭИ) Якутского государственного университета (ЯГУ)
Бекетов Н.В. - д.э.н., профессор, академик Академии гуманитарных наук, директор НИПЭИ ЯГУ

1. Потребность России в создании центров превосходства в сфере науки и технологий в целом определяется:
o отсутствием значимых позитивных сдвигов в решении задач технологической модернизации, устойчивого развития и роста конкурентоспособности экономики;
o необходимостью приоритетной (специальной) государственной поддержки лучших организаций отечественного научно-технологического комплекса, их взаимодействия и кооперации;
o сохранением конкурентных преимуществ страны в отдельных отраслях (космос, вооружения и др.);
o угрозой утраты мирового лидерства по ряду областей науки (математика, физика и др.);
o необходимостью структуризации сети институтов, причастных к достижению важнейших социально-экономических целей развития страны, решению масштабных государственных задач, реализации приоритетных направлений науки, технологий и техники и т.д.

2. В программных документах государственной политики в сфере науки и технологий центры превосходства определены как "конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, который обеспечивает приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" не связано с каким-либо специальным статусом организаций". Формирование и развитие таких центров предусмотрено, начиная с 2008 г.
Наряду с этим в последние несколько лет о создании центров превосходства заявило несколько ведущих российских вузов, позиционирующих себя в качестве исследовательских университетов. Так, МФТИ планирует создать у себя центры превосходства в области нанотехнологий, живых систем и высокопроизводительных вычислений. К реализации программы центров превосходства приступил в 2006 г. Томский политехнический университет и т.д.

В этой связи заслуживают внимания как мировая практика создания центров превосходства в сфере науки и технологий, так перспективы их создания в России.
Мировая практика создания центров превосходства

3. Мировая практика создания центров превосходства характеризуется нарастающим разнообразием их моделей и определений, целей, задач, масштабов и границ деятельности и т.д., что создает определенные сложности, как для типологии таких центров, так и для оценки возможности использования этого опыта в России. Прообразом современных центров превосходства в сфере науки и технологий, продемонстрировавшим потенциал и эффективность этого института в условиях глобализации и становления экономики, основанной на знаниях, по-видимому, можно считать научные подразделения (лаборатории, центры, институты) ведущих американских университетов (исследовательских университетов). Несмотря на безусловное лидерство США в реализации и развитии этой идеи, интенсивные и весьма успешные усилия в этом направлении в последние годы предпринимает не только Европа (причем, как на уровне ЕС, так на уровне отдельных стран и их объединений), но и развивающиеся страны.

4. В седьмой Рамочной Программе ЕС, рассчитанной на 2006-2010 годы, создание центров превосходства выделено в одну из шести задач Программы и призвано обеспечить развитие транснационального сотрудничества между европейскими исследовательскими центрами, университетами и компаниями, определяющими качество и уровень исследований и разработок, распространение и использование их результатов.

Эти центры должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- наличие критической массы специалистов высокого уровня;
- четкая структура (как правило, созданная на базе уже существующих структур) с собственной исследовательской программой;
- способность к междисциплинарным исследованиям;
- наличие условий для мобильности высококвалифицированного персонала;
- значимый вклад в развитие инновационной системы (в прирост знаний);
- международное признание и активное взаимодействие с исследовательскими структурами и/или промышленностью;
- стабильность финансирования и условий деятельности;
- независимость от колебаний объемов государственной поддержки.
Они могут выполнять:
- монодисциплинарные исследования;
- междисциплинарные исследования, основанные на кооперации;
- исследования, основанные на возможностях инфраструктуры (например, ЦЕРН), или больших "коллекций";
- исследования и разработки в сотрудничестве с промышленностью;
- прикладные промышленные исследования и разработки (проводимые лабораториями компаний).

Организационно центры превосходства могут представлять собой:
- отдельные центры (подразделения, лаборатории или институты крупных (как правило, исследовательских) университетов или ведущие исследовательские организации);
- сетевые структуры (включая сетевые институты), объединяющие взаимодополняющее оборудование, исследователей и/или центры знаний.
В качестве критериев отбора претендентов для создания центров превосходства предлагается использовать такие показатели, как:
- публикационная активность претендента;
- наличие и использование патентов, патентные области;
- численность исследовательского персонала и приглашенных исследователей;
- число и объем коммерческих контрактов;
- число spin-off компаний;
- участие в трансевропейских образовательных программах и т.д.

Созданием подобных центров превосходства ЕС рассчитывает обеспечить достижение следующих целей и эффектов:
- сформировать "критическую массу" знаний, человеческих, инфраструктурных и иных ресурсов, необходимую для повышения эффективности европейских исследований и разработок;
- максимизировать влияние существующих национальных центров превосходства на инновационные системы европейских стран;
- повысить привлекательность европейского научного пространства для исследователей (в том числе неевропейских) и мультинациональных компаний, а также роль региона в глобальных научных проектах и инициативах, отвечающих его интересам.

Основные направления деятельности по созданию в Европе центров превосходства:
- идентификация центров превосходства и компетенций Европы в приоритетных областях науки и технологий и распространение информации о них.
- создание информационных систем, обеспечивающих доступ к результатам деятельности европейских центров превосходства (особенно для малого бизнеса);
- разработка механизмов трансферта знаний/технологий и мобильности персонала, адекватных условиям деятельности центров превосходства в Европе;
- объединение лучших ресурсов Европы в отдельных областях исследований и разработок либо за счет их физической концентрации в ограниченном числе европейских центров превосходства, либо за счет создания виртуальных сетей существующих центров.

5. Примером региональных европейских усилий в этой области может служить программа поддержки сотрудничества национальных центров превосходства, финансируемая Советом Министров Северных стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия) и национальными исследовательскими фондами. Ее цели:
- содействие региональным исследованиям и разработкам высокого уровня;
- рост привлекательности науки региона в европейском и глобальном контекстах;
- обеспечение эффективного использования ресурсов северных стран;
- поддержка эффективных и перспективных исследований и разработок;
- создание в регионе критической массы исследований и разработок;
- развитие мобильности ученых (особенно молодых) в рамках региона;
- стимулирование междисциплинарных исследований;
- поддержка разделения труда и специализации стран региона;
- интеграция центров превосходства в национальные исследовательские системы стран региона.

Характеристики Программы:
- важнейший критерий создания центров превосходства - высокое (по мировым меркам) качество исследований и разработок претендента в определенной области и потенциал его роста;
- центры превосходства создаются на пять лет, на основе открытого конкурса и с участием зарубежных экспертов;
- виртуальные центры превосходства предназначены для максимального развития взаимосвязей между исследовательскими группами региона.
6. Цели, задачи, границы деятельности и иные параметры центров превосходства национального уровня европейские страны определяют исходя из особенностей национальных инновационных систем, целей и приоритетов своего развития, стратегии и тактики их реализации и т.д.

Например, в Германии под центрами превосходства понимаются исследовательские проекты, обеспечивающие наибольший вклад в рост конкурентоспособности страны. Они отбираются по результатам конкурса, проводимого Федеральным правительством вместе с землями, в рамках инициативы "Центры превосходства в области конкурентоспособности". В Великобритании центры превосходства (или научно-исследовательские центры экспертизы) создаются в вузах и адаптируют свою деятельность к потребностям международного, национального или регионального бизнеса.

Финляндия, лидирующая в мировых рейтингах конкурентоспособности, создает центры превосходства с 1995 г. Они представляют собой мини-сети, объединяющие лучшие в стране исследовательские подразделения (лаборатории) по каждой области проводимых в стране исследований. Финский опыт характеризуется использованием центров превосходства для селективной поддержки наиболее перспективных фундаментальных исследований, проводимых отдельными лабораториями, координации и объединения их усилий; активным привлечением иностранных экспертов к созданию таких центров и оценке результатов их деятельности, наконец, эффективным взаимодействием центров с реальным сектором экономики.

7. Интерес к центрам превосходства, проявленный в последние годы такими странами как, например, Турция и Египет, позволяет признать их универсальным инструментом современной политики в сфере науки и технологий, адекватным вызовам глобализации и новой экономики и инвариантным к уровню развития той или иной страны.
В Турции эта деятельность осуществляется в рамках государственных программ развития, под эгидой правительства и направлена на создание современной крупномасштабной инфраструктуры ведущих национальных университетов и исследовательских центров, исследования и разработки которых соответствуют потребностям страны и глобальным научно-технологическим приоритетам.

Подходы Египта характеризуются стремлением к использованию возможностей интеграции ресурсов и потенциала развивающихся стран (прежде всего, стран региона); расчетом на масштабную международную финансовую и техническую поддержку (со стороны развитых стран и таких международных организаций как МБРР, ЕБРР, ООН, НАТО, ОЭСР и др.), а также реальными оценками усилий, времени и ресурсов, необходимых для создания центров превосходства (в частности, создание типичного центра превосходства в Северной Америке занимает около 3 лет и оценивается примерно в 30 млн. долл., из которых 10 млн. долл. - стартовый капитал и т.д.)
Перспективы создания центров превосходства в России

8. Несмотря на то, что к созданию центров превосходства в России предполагается приступить лишь с 2008 г., новизна этого предложения весьма условна и относительна, т.к. попытки, если не собственно создания таких центров, то приоритетной поддержки лучших организаций научно-образовательного комплекса, в России уже предпринимались.

Первой можно считать создание в начале 1990-х годов института государственных научных центров (ГНЦ), предназначенного для сохранения ведущих (и лучших на тот момент) организаций отечественной прикладной науки за счет их селективной государственной поддержки. Вне зависимости от приведших к этому причин важно то, что институту ГНЦ не удалось трансформироваться в отечественную модель центров превосходства, стать системообразующим блоком национальной инновационной системы, обеспечить технологическую модернизацию, устойчивый рост и конкурентоспособность отечественной экономики.

Вторым подходом России к реализации идеи центров превосходства можно признать конкурсный отбор и дополнительное финансирование ВУЗов, внедряющих инновационные образовательные программы, начатые в 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Учитывая краткосрочность национального проекта "Образование", неопределенность перспектив его продолжения и другие параметры, достаточных оснований для позиционирования 57 вузов-победителей в качестве центров превосходства пока нет. Однако сам факт реализации данного проекта свидетельствует о возможности перехода от интенсивных в последние годы дискуссий о целесообразности смещения акцентов отечественной политики в сфере образования, науки и технологий в пользу приоритетной поддержки лучших к принятию и выполнению необходимых для этого решений.

Наконец, индикатором возможных новаций и перемен, так или иначе связанных с центрами превосходства, можно считать разработку и обсуждение в конце 2007 года проекта постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки в 2009-2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации". Хотя критические замечания, высказанные в адрес этого документа, весьма многочисленны, серьезны и разнообразны, его причастность к идее приоритетной государственной поддержки лучших организаций сферы науки и технологий и создания в ней центров превосходства несомненна и достаточно очевидна. Многое будет зависеть от окончательной версии этого документа, практики его реализации, содержания и качества ее методического обеспечения (регламентов, порядков, типовых положений, критериев оценки программ и процедур принятия решений и т.д.).

9. Очередной попыткой адаптации концепции центров превосходства к условиям России и их встраивания в систему институтов отечественного научно-технологического комплекса стало позиционирование национальных исследовательских центров (НИЦ) в качестве центров превосходства национального (федерального) уровня по приоритетным направлениям науки и техники.

Данное предложение было сформулировано при разработке модели НИЦ РФ, решение о создании которых и основные параметры заданы перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 17 октября 2006 г. Хотя какой-либо официальной информации о создании пилотного НИЦ РФ в области нанотехнологий и наноиндустрии, который должен быть создан на базе Российского научного центра "Курчатовский институт", пока нет, а его роль в системе инструментов и институтов одноименной национальной программы представляется не вполне очевидной, следует подчеркнуть, что позиционирование НИЦ РФ в качестве национальных центров превосходства по приоритетным направлениям развития науки и техники может дать значимые позитивные эффекты лишь при выполнении целого ряда предварительных условий. К ним, в частности, относится необходимость дополнения этих центров сетями региональных, локальных, отраслевых и иных центров превосходства; их активное взаимодействие между собой и с другими организациями (частными, государственными, выполняющими исследования и разработки, промышленными компаниями, малыми и средними предприятиями и т.д.); формирование и развитие необходимой инфраструктуры, преодоление инновационной пассивности частного сектора и т.д.

10. Разработка модели НИЦ РФ и их позиционирование в качестве центров превосходства национального (федерального) уровня позволяет определить следующие параметры таких центров в России:
o Масштабы. Центры превосходства национального уровня по приоритетным областям науки и техники должны создаваться на базе лучших организаций, выполняющих междисциплинарные исследования и разработки, способных демонстрировать и тиражировать свои успехи и достижения. В России соответствовать подобным требованиям могут лишь крупные организации и/или объединения организаций, из чего, в частности, следует, что национальные центры превосходства должны выделяться среди прочих организаций и своими масштабами.
o Лидерство в прорывных направлениях науки и технологий. В свете тенденции к концентрации усилий и ресурсов научно-технологической политики лидеров мировой экономики на приоритетных направлениях развития науки и технологий, "обещающих" инновационные прорывы, в средне- и, особенно, долгосрочной перспективе, решение национальных проблем глобальное позиционирование страны, ключевыми характеристиками центров превосходства национального (федерального) уровня в России должны быть как причастность к подобным приоритетам, так и лидерство в соответствующих областях исследований и разработок.
o Эффективная коммерциализации результатов выполняемых исследований и разработок. Значимость этого требования для создания в России центров превосходства национального уровня определяется настоятельной необходимостью технологической модернизации отечественной экономики и содержанием стратегических целей развития страны (в части параметров и качества экономического роста и конкурентоспособности). Принципиальная сложность его выполнения связана как с низкой в целом инновационной активностью отечественной промышленности, так и с особенностями правового положения организаций сферы науки и технологий. Так, большинство из них является федеральными государственными учреждениями (бюджетными учреждениями) и унитарными предприятиями, возможности участия которых в коммерциализации научных результатов и технологий ограничены (в том числе, нормами и требованиями действующего законодательства). Хотя определенные надежды на разрешение этих проблем связаны с предстоящим созданием в науке института автономных учреждений, по центрам превосходства (в том числе, национального уровня) могут потребоваться специальные решения, направленные на устранение существующих сегодня барьеров и ограничений для коммерциализации результатов исследований и разработок.
o Государственная поддержка. Высокая в целом эффективность института центров превосходства за рубежом во многом обеспечена высоким уровнем его государственной поддержки, которая проявляется в наделении таких центров необходимым имуществом, полномочиями, их финансировании и т.д. Учитывая состояние отечественного научно-технологического комплекса (в частности, его материально-технической базы) создание в России центров превосходства (прежде всего, национального уровня) представляется целесообразным только в случае масштабной и комплексной государственной поддержки.
o Формирование сети центров превосходства. Решение о создания пилотного НИЦ РФ по нанотехнологиям и наноиндустрии, позиционируемого в качестве национального (федерального) центра превосходства по соответствующем приоритетному направлению науки и техники, в сжатые сроки не соответствует лучшей в этой области мировой практике. Дело в том, что создание центров превосходства, как правило, начинается снизу, т.е. в университетах и исследовательских организациях, занимает в среднем около трех лет и требует значительных финансовых ресурсов (для формирования современной материально-технической базы центров и необходимой инфраструктуры, подготовки персонала, приглашения экспертов и т.д.). Спектр проблем и сложностей, возникавших при разработке модели пилотного НИЦ РФ, как центра превосходства национального уровня, позволяет предположить, что формирование сети таких центров в России предпочтительней также начинать снизу.
Эти и другие выводы относительно центров превосходства в России получены при разработке модели НИЦ РФ. Они фрагментарны и явно недостаточны для создания таких центров. В этой связи необходимо разработать концепцию и модели центров превосходства для России, учитывающие как лучшую в этой области мировую практику, так и национальные особенности и условия.
11. Некоторые проблемы разработки и реализации концепции центров превосходства для России
- Отсутствие сводной (достоверной, актуальной, должным образом детализированной и структурированной и т.д.) информации о направлениях, качестве и результатах выполняемых в России исследований и разработок, потенциале и практике их коммерциализации. Хотя отчасти это объяснимо масштабами страны и отечественного научно-технологического комплекса, подобная информация необходима для идентификации фактически существующих центров превосходства. Определенные надежды на решения этой проблемы связаны как с предстоящей инвентаризацией организаций, выполняющих в России исследования и разработки, так и с внедрением современных подходов к оцениванию результатов их деятельности.
- Правовое положение организаций отечественного научно-технологического комплекса определяется преимущественно организационно-правовой формой их деятельности. Ни одна из форм, в которой действуют эти организации (особенно организации госсектора науки), не позволяет осуществлять те функции и направления деятельности, которые собственно идентифицируют современные центры превосходства. Это касается не только инновационной деятельности, возможности, осуществления которой организациями госсектора науки (особенно, его учреждениями) весьма жестко ограничены, но и взаимодействия с партнерами, мобильности персонала, возможностей мотивации и привлечения лучших специалистов и экспертов и т.д. Новые возможности могут появиться с созданием в науке автономных учреждений, хотя судить об этом пока несколько преждевременно (хотя бы потому, что пока ни одного такого учреждения в науке не создано).

- Инновационная пассивность отечественного бизнеса и низкий в целом спрос на инновации. Смысл создания центров превосходства в этих условиях может быть во многом девальвирован.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован