Дата проведения - 24 января 2008 года
Место проведения - г.Петропавловск-Камчатский, пл.Ленина, 1 (здание Правительства и Законодательного собрания Камчатского края)
Председатель "круглого стола":
Дроздов Александр Семенович -
заместитель Председателя Правительства Камчатского края
Дроздов А.С. Добрый день, уважаемые друзья!
Сегодня мы начинаем серию заседаний "круглых столов" по различным направлениям развития региона и государства в целом. Это задача общефедерального плана, а именно - необходимо выработать предложения от органов исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления, региональных отделений политических партий, общественности, бизнеса, науки по основным ключевым направлениям развития государства. Сейчас мы уже говорим о том периоде развития страны и общества, когда можно с уверенностью смотреть в будущее, когда можно вырабатывать реальные планы и разрабатывать стратегию свершения этих планов. Сегодня наша задача обсудить и выработать конкретные предложения по такой важнейшей теме, как практические задачи социального государства. Прежде всего, - что необходимо предпринять на региональном и федеральном уровнях по качественному улучшению жизни каждого человека, независимо от того, где он проживает, где он находится. Для Камчатского края проблема эта имеет свою особую актуальность. Мы все прекрасно знаем, что на нашей громадной территории социальное неравенство, к сожалению, имеет место. Достаточно сравнить уровень жизни тех, кто живет и работает в городе Петропавловске-Камчатском, и тех, кто находится в отдаленных поселках и селах Камчатского края. Поэтому, задача по решению социальных проблем стоит в ряду наиболее злободневных, возможности по решению этих задач есть и сегодня мы их обсудим. Хотелось бы услышать мнение всех. Более того, сразу могу сказать, что это мнение будет учтено при разработке стратегии развития Камчатского края, над которой сейчас очень активно работает Правительство Камчатского края во главе с губернатором Алексеем Алексеевичем Кузьмицким. Также наши предложения в виде стенограммы сегодняшнего заседания будут направлены в Москву. Буквально позавчера я связывался с нашим депутатом в Государственной Думе - Ириной Анатольевной Яровой. Ирина Анатольевна сможет обобщить все эти предложения и направить председателю Государственной Думы - Борису Вячеславовичу Грызлову для того, что бы в дальнейшем наши предложения были учтены при выработке единой стратегии развития регионов нашей страны.
Представляю первое слово Александру Николаевичу Ерохину - министру экономического развития Камчатского края.
Ерохин А.Н. Добрый день уважаемые коллеги! Для начала хочу предложить определиться с понятиями. Предлагаю такую систему терминов и определений: основная практическая задача социального государства - это формирование социально ориентированной экономики, при этом эффективную социальную политику можно рассматривать как составную часть социально ориентированной экономики. На мой взгляд, социально ориентированная экономика - это не только "масло вместо пушек", это в первую очередь экономика, которая имеет достаточное количество экономически эффективных рабочих мест. Экономически эффективное рабочее место с позиций социально ориентированного государства - это то рабочее место, на котором экономически активный, трудоспособный гражданин имеет достойный уровень доходов. Где мы сейчас в этом плане находимся? Возьмем сравнительные относительные показатели, более характеризующие наши успехи или некоторые неуспехи, откуда и вытекают задачи. В Камчатском крае среднедушевые денежные доходы населения составляют около двух величин прожиточного минимума, при этом последние год- полтора показатель колеблется - несколько менее двух. Сравним с другими субъектами федерации: там начинается с шести, пяти, четырех прожиточных минимумов - например в двух столичных городах, есть группа - чуть выше трех, устойчивая группа - выше двух. Наша первая задача - выше двух. Средний уровень заработной платы в экономике края, скажем так, чуть больше двух прожиточных минимумов. Отсюда вытекает такая простая вещь, что этот достойный уровень доходов надо достигать не только по пути совершенствования пенсионного обеспечения граждан, но и обратить внимание на относительно низкую экономическую эффективность тех рабочих мест, которые мы вместе с вами создаем на территории края. Экономически активная часть населения должна иметь возможность зарабатывать. Социальная политика - это так же и оказание адресной социальной поддержки тем людям, которые либо временно, либо в силу тех или иных жизненных причин оказались в трудной жизненной ситуации. Здесь широкий спектр направлений, начиная от эффективной страховой медицины, которая позволяет выйти из этих положений, и другие формы. Безусловной проблемой, причем проблемой с такими последствиями, которые отрицательно скажутся на результатах социальной политики лет через пять, десять, пятнадцать, и даже двадцать лет - это проблема, так называемой, "теневой" заработной платы или заработной платы "в конверте". Это какой-то более и менее уровень доходов сегодня, когда человек трудоспособен, но гораздо более низкий уровень пенсионного обеспечения, когда человек потеряет трудоспособность. И государство при этом теряет свои возможности по социальной поддержке населении, поскольку недополучает определенную часть доходов. Здесь видится много путей решения. И сегодня такая работа проводится поэтапно, очень взвешенно: поднимается минимальный размер оплаты труда, то есть тот размер ниже которого платить нельзя, - это законодательное регулирование. Делается взвешенно, потому что хуже нет той нормы закона, которую не может выполнить или не выполняет девять из десяти исполнителей. Надо также еще в деловом мире, в экономике, в бизнесе сломать сложившиеся традиции и стереотипы. Данную ситуацию очень четко очертил первый заместитель Председателя Правительства в последнем выступлении, когда поставил задачу по формированию действительно правового государства, то есть нормы права должны быть не только на бумаге, но должны быть и в жизни, должны быть частью менталитета, деловой, профессиональной и прочей этики. Тогда одну из задач социального государства нам удастся решить.
Дроздов А.С. Спасибо, Александр Николаевич. Тема затронута очень серьезная. Более того, я хочу сказать, что Александр Николаевич у нас является застрельщиком Стратегии развития Камчатского края до 2025 года. Конечно, без развитой, структурированной экономики говорить о какой-то социальной сфере не приходится. Это в общем прописные истины, и мы вынуждены с этим считаться. К сожалению, состояние нашей экономики пока оставляет желать лучшего. Темнее менее, мы все знаем, что определенные шаги в этом плане предпринимаются. После сентябрьского визита Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина внимание к Камчатскому краю кардинально изменилось. Появились поручения Президента к федеральному Правительству, которые многие проблемные вопросы поставили на путь решения. В частности, впервые в новейшей истории страны были реально снижены энерготарифы. Это очень серьезное достижение. Конечно, требовать моментальной отдачи от бизнеса невозможно, но мы надеемся, что эти действия будут правильно поняты, востребованы и именно от бизнеса пойдет социальная отдача.
В плане социальной политики нам больше расскажет Светлана Альбертовна Занько - министр труда и социального развития Камчатского края.
Занько С.А. Повышение реального уровня населения в Камчатском крае - это та самая главная задача, ради которой разрабатывается и стратегия социально-экономического развития края, и готовятся другие основополагающие документы в Камчатском крае. Для начала несколько цифр о структуре населения Камчатского края. При общей численности населения по состоянию на 1 января с.г. 345 тыс. человек, у нас вместе с Корякским округом численность проживающих пенсионеров составляет 88 тыс. человек. То есть, практически каждый четвертый человек у нас сегодня получает пенсию, находится в возрасте, который позволяет эту пенсию получать, то есть за гранью трудоспособного возраста. Естественно, отсюда возникает множество проблем, связанных с оказанием каких-то определенных льгот, компенсаций для того, чтобы поддерживать реальный уровень доходов, особенно неработающих пенсионеров. Причем удельный вес неработающих пенсионеров на сегодня составляет 52%, и это достаточно много. Александр Николаевич уже обозначил некоторые позиции относительно жизненного уровня нашего населения, в частности, отношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму. Я скажу только одно, что уровень прожиточного минимума у нас один из самых высоких в Российской Федерации. Мы стабильно среди регионов Российской Федерации занимаем третье-четвертое место. По состоянию на 1 января этого года у нас прожиточный минимум в расчете на душу населения составляет 7557 рублей, в расчете на трудоспособного гражданина - 8315 рублей, на пенсионера - 5652 рубля и на детей - 7230 рублей. Конечно, статистика вещь иногда бывает достаточно лукавая. Если сегодня сравнить средний размер пенсии с уровнем прожиточного минимума пенсионера, то вроде как мы пенсией замещаем прожиточный минимум пенсионера. Если сравнить его все-таки с размером прожиточного минимума на душу населения, то, конечно, не дотягиваем. Отсюда возникает ряд серьезных проблем, и мы прекрасно понимаем, что тот рост пенсий, который в принципе обеспечил нам сегодня замещение прожиточного минимума у пенсионеров в последние месяцы явление положительное, но, к сожалению, инфляция накладывает свой отпечаток, и по-прежнему число нуждающихся граждан у нас остается достаточно высоким. Ниже уровня прожиточного минимума, практически это бедное население, сегодня проживает 23% наших жителей. Многие люди пожилого возраста получают жилищно-коммунальные субсидии, получают те или иные льготы. Общее количество федеральных и региональных льготников у нас тоже достаточно велико - почти 49 тысяч человек. Конечно, та политика, которая осуществляется сегодня государством, в том числе в ней участвуют субъекты федерации, бесспорно оказывает определенную финансовую поддержку социально незащищенным категориям людей. Сейчас, в первую очередь - это 50-процентная льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг, льгота по проездным билетам на городском и пригородном транспорте - их стоимость 100 руб., ряд других льгот, которые мы сегодня осуществляем. К этой программе государственной, добавляются наши региональные меры поддержки, то есть комплексно решаем эти вопросы. В тоже время необходимо решать проблему повышения реальных доходов, в первую очередь пенсионеров. Она давно назрела. Все мы знаем, что Президент и Правительство озабочены этой проблемой, и много предпринимается в этом направлении. И нас проходил по пенсионным вопросам совет Дальневосточного полпредства в г.Вилючинске. Были приняты неплохие решения, мы также приняли участие в их реализации. В том числе, был разработан целый комплекс предложений по внесению изменений в налоговое, пенсионное законодательство, в кодекс по административным правонарушениям. Остановлюсь на нескольких проблемах, имеющих большое значение для нашего региона. Есть проблема, с которой мы столкнулись начиная с 2002 года. До 2002 года мы жили в одних условиях, то есть люди заключали трудовые договора и жили с уверенностью, что при исчислении пенсионного стажа у них пойдет год за полтора. С 2002 года этого льготного стажа нет. Учитывая, что у нас понижен по сравнению со среднероссийским возраст выхода на пенсию, на наших пенсионерах это здорово сказалось. То есть, к 50-ти годам - женщины, 55-ти годам - мужчины, плюс льготные категории - рыбаки, моряки др., они не успевают выработать достаточно большое количество трудового стажа, а от этого зависит размер пенсии. Мы не оспариваем действия, которые были проведены на государственном уровне, но, может быть, надо было разграничить: трудовой стаж до 2002 года все-таки в льготном исчислении, то есть просчитывать - год за полтора, в 2002 году изменился закон - и тогда год за год. Тогда для людей это было бы объяснимо. Вторая проблема - большинство из нас знают, что субъектам Российской Федерации было предоставлено право в рамках действующих размеров районных коэффициентов устанавливать свой размер районного коэффициента. У нас в Камчатской области, в Корякском автономном округе, а теперь в Камчатском крае (подготовлен проект закона) установлен размер районного коэффициента для работников бюджетной сферы максимально действующий - 1,8, производственная сфера выплачивала такой коэффициент к зарплате всегда. Вот что у нас получается сегодня: все отчисления в пенсионный фонд сегодня осуществляются исходя из заработной платы с районным коэффициентом 1,8, а все составные части для исчисления пенсии идут с коэффициентом 1,6. Идет у нас это соотношение, и мы попадаем в соотношение заработков для определения пенсий в 1,7. Хотя, если бы исходить из реального и фактически выплачиваемого районного коэффициента в 1,8, мы бы вошли в максимальное значение, которое предусмотрено правительственными документами - это 1,9 , то есть это тоже могло бы значительно увеличить размер пенсии, получаемой конкретно в нашем регионе. Это две большие проблемы, над которыми, мне кажется, стоит поработать и может быть какие-либо оптимальные пути их решения изыскать. Хотелось бы остановиться на жизненном уровне не только пенсионеров, но и всего работающего населения. Абсолютно правильно сегодня отмечено, что одна из самых основных задач - легализация заработной платы, которая выплачивается работающим гражданам. И если с бюджетной сферой проблем здесь нет: практика показывает, что все, что начислено, то и выплачено, то есть каких-то скрытых доходов не существует, то во внебюджетном секторе проблем больше чем предостаточно. Работа по легализации заработной платы, по сокращению задолжности заработной платы в нашем регионе начали заниматься в соответствии с поручением Президента Российской Федерации с 2004 года. Было создано две комиссии: одна по сокращению задолжности по заработной плате, другая - по сокращению задолжности по налогам всех уровней. Эти комиссии работали в параллелях, но с приходом сейчас нового руководства, Губернатор Алексей Алексеевич Кузьмицкий и Первый заместитель губернатора Игорь Станиславович Чередниченко приняли решение совместить функции этих двух комиссий. С 1 октября 2007 года работа по легализации заработной платы получила новый импульс и новые результаты. Если по состоянию на 1 сентября 2004 года, то есть на тот момент, когда началась работа по легализации заработной платы, общая задолжность по зарплате составляла в целом по нашему региону 626,8 млн. руб., то сейчас по состоянию на 1 января сумма задолжности по заработной плате - 78,6 млн. Особенно впечатляющие результаты были достигнуты осенью 2007 года, когда, многие присутствующие являются членами этой комиссии и знают насколько жестко подходит председатель к решению этих вопросов, буквально за период с 1 октября за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) задолжность по заработной плате снизилась на 51 млн. руб. Кроме того, задолжность по перечислению налогов и сборов во внебюджетные фонды сократилась на 170,9 млн. руб. Впервые за долгий период в четвертом квартале у нас произошло снижение задолжности в пенсионный фонд на 76 млн. руб. Таких результатов мы давно не добивались, все это пойдет на благо людям. Это первый аспект по легализации заработной платы. Есть аспект другого плана. В работе нашей комиссии мы определились сразу, что будем рассматривать состояние дел в организациях по нескольким направлениям. В том числе одно из направлений - это уровень той заработной платы, которая выплачивается сегодня во внебюджетном секторе. Ориентируемся мы на средние показатели по отрасли и строим свою работу добиваясь, чтобы заработная плата во внебюджетном секторе увеличилась на данном этапе до среднеотраслевого уровня. Хотя хочу сразу подчеркнуть, что какой-то нормативной законодательной основы для этого нет. Вторым направлением по увеличению уровня заработной платы может явиться реализация 54-го федерального закона, который позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте, что тоже могло быть рычагом увеличения заработной платы. Но мы здесь столкнулись с проблемой: законодатель убрал из Трудового кодекса понятие размера минимальной заработной платы. Если раньше в Трудовом кодексе четко был аналог, что минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый на федеральном уровне, и размер минимальной заработной платы - это тождество, то сейчас такой жесткой нормы не существует, и это позволяет трактовать данные понятия различным образом. Нужна четкость в федеральном законодательстве. Вторая проблема - чисто специфическая для северных территорий. У нас есть две статьи в Трудовом кодексе, касающиеся районного регулирования - это процентная надбавка районного коэффициента. Эти статьи гласят о том, что к заработной плате применяется процентные надбавки районного коэффициента. Есть вопрос - включаются ли в понятие "минимальный размер заработной платы" процентные надбавки и районный коэффициент. Это должно быть четко на федеральном уровне прописано. Третья проблема - самая главная: как же быть тем субъектам Российской Федерации уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточно высок и которые, в значительной степени, зависят от субвенций и субсидий, выделяемых Правительством Российской Федерации. Потому что мы прекрасно понимаем, что государственный карман - он не безграничен, какой бы мы не установили размер минимальной заработной платы, речь, конечно, идет об уровне прожиточного минимума, а я называла цифру и она достаточно высокая - 7557 рублей сегодня на душу населения при 2300 руб., который определен на федеральном уровне. То есть - это рост очень высокий, поэтому, где та грань, та золотая середина, в соответствии с которой дотационные субъекты федерации могли бы устанавливать размер минимальной заработной платы, от которого зависит заработная плата и бюджетной сферы и небюджетного сектора. С этим так же тесно связана наполняемость налогами, отчисления во все фонды, получение дополнительных доходов в целом как государства, так и отдельных регионов.
Дроздов А.С. Спасибо Светлана Альбертовна. Очень подробно, с примерами изложено свое видение и предложения по широкому кругу социальных вопросов. Хотелось бы, чтобы сегодня и в ходе следующих "круглых столов" высвечивалась проблемы, их понимание и пути решения. Что мы делаем здесь на региональном уровне, какие предложения мы выдвигаем на уровень федерального решения, что для этого нужно. Работа в таком ключе, на мой взгляд, будет наиболее оптимальна. Хотелось бы услышать мнения по проблеме повышения жизненного уровня работающего и неработающего населения Камчатского края.
Слово предоставляю Орловой Ирине Леонтьевне - председателю комитета по социальной политике, экологической безопасности и защите прав граждан Законодательного собрания Камчатского края, члену Политсовета РО "Единая Россия", председателю профсоюза рыбаков Камчатки.
Орлова И.Л. Очень внимательно слушала выступающих коллег, особенно Светлану Альбертовну, с который мы в очень тесной связи много лет работаем. Следует констатировать, что уровень социальной обеспеченности, уровень той социальной помощи, которую мы сегодня можем обеспечить социально незащищенных слоям населения, безусловно, зависит от того, каков уровень экономики в Камчатском крае. Много можно причин называть, в том числе сколько мы получим лимитов водных биологических ресурсов, как будут работать рыбаки, насколько социально ответственно они отнесутся к своей задаче - сколько будет перечислено налогов, каков будет уровень заработной платы и т.д., то есть выстраивается цепочка, которая опять же возвращается к пенсионерам, многодетным семьям и другим социально незащищенным слоям, тем людям, которым мы сегодня обязаны обеспечить нормальное и достойное существование. Я хочу привести слова Дмитрия Медведева, которые он недавно сказал, что наступающая и грядущая пенсия не должна сравниваться с концом жизни. Весь мир живет по-другому. С гордостью мы сегодня слышим, что весь мир потрясают финансовые кризисы, а мы в общем то стоим на ногах. Но при этом, наши пенсионеры испытывают проблемы, а те страны, где сегодня кризисы, обеспечивают более достойную вторую половину жизни. Что позволяет пенсионерам, например, возможность путешествовать и др. Такие задачи должны стоять и перед нами: должен быть достойный уровень заработной платы, повышение пенсий, добросовестное отчисление в пенсионный фонд. На последней проблеме мне хотелось бы подробней остановиться, потому что очень хорошо знаю, что отчисления или не отчисления взносов в пенсионный фонд - это не только уровень и размер пенсий, но и пенсионный стаж работников. Мы сталкиваемся с тем, что люди теряют не только месяцы, люди теряют годы. Приходят за пенсиями, а оказывается, что ты ее не заработал, хотя в соответствии с трудовой книжкой ты работал. Есть постановление Конституционного суда, многие о нем знают, что независимо от поступлений взносов, государство должно обеспечить компенсацию взносов в Пенсионный фонд. Но пока еще не отработан механизм и все остается на том же уровне. Я, как представитель законодательного органа, работавшая в прошлом созыве и работаю сейчас, разрабатывала и мы вносили в Государственную Думу предложения по внесению изменений в законодательство для того, что бы безболезненно для государства, не затрачивая ни копейки, все-таки пополнялся пенсионный фонд и была бы возможность увеличивать пенсии застрахованным работникам. Это проект федерального закона об исполнительном производстве, изменения в Уголовный и Гражданский кодексы Российской Федерации. Речь идет о том, чтобы работодатель отвечал за неуплату в пенсионный фонд также, на том же уровне, как он отвечает за невыплату заработной платы. Человек, может быть, не получил зарплату месяц-два, особенно это качается рыбаков, и мы знаем причины. Человек отработал на компанию, возвращается на берег и узнает, что компании нет, не с кого спросить. Молодой и здоровый - он может как-то пережил это, но когда наступит время, когда он станет беспомощным, когда не с кого будет спросить, наверно, это страшнее. Хотелось бы, чтобы новый состав Государственной Думы повнимательней отнесся к этим законопроектам. Кстати, потом я видела, что другие субъекты тоже выступали с такими предложениями. Если мои коллеги меня поддержат, то мы эти предложения продублируем, еще раз направим в Государственную Думу, и будем надеяться, что поддержка будет. И еще об одном хочу сказать. Общими усилиями, здесь также надо подумать Министерству образования и науки как это сделать, но сегодня молодежь должна понимать, уяснить для себя, что же такое пенсия, для того, чтобы стать более социально активными, понимать, что нужно уметь себя защищать. Не позволять себе получать заработную плату в конвертах, проверять, отчисляет ли работодатель взносы в пенсионный фонд или не отчисляет. И для того, чтобы потом, когда очень быстро наступает пожилой возраст быть более социально защищенным. Полагаю, что такая разъяснительная работа должна обязательно вестись, не смотря на то, что, конечно, сегодня молодые люди не видят того высокого результата, к которому нужно стремиться для социальной обеспеченности родителей, бабушек, дедушек и своей. Тем не менее, мы должны понимать, что вместе с ними, мы должны сделать так, чтобы нам не стыдно было за то, как живут наши пенсионеры.
Дроздов А.С. Спасибо. Поднят очень серьезный вопрос - вопрос информирования. Наряду с теми вопросами, которые озвучила Ирина Леонтьевна, мне бы хотелось вопрос информирования особо отметить. Мы все помним с вами, как тяжело начиналось действие 122-го закона. А причина очень банальна. Потому что никто не был должным образом проинформирован. И как следствие - восприятие закона было очень-очень тяжелым. Понадобилось время, определенные средства, для того чтобы ситуацию выровнять. И здесь, если мы говорим о социальных задачах государства, то одна из основных задач - это разъяснение населению социальной политики, причем на всех уровнях: и на уровне муниципального образования, на уровне каждого рабочего места. Я искренне надеюсь на наш депутатский корпус, потому что вы избрались благодаря доверию народа. Сейчас это доверие необходимо оправдывать, больше работать в коллективах, особенно там, где вам была оказана поддержка. Я рассчитываю на серьезную поддержку наших политических структур, таких как региональные отделения политических партий, общественные объединения. Надо шире подключаться всем к этой работе.
Я представляю слово Валерию Федоровичу Раенко - заместителю председателя Законодательного собрания Камчатского края, члену президиума Политсовета "Единой России".
Раенко В.Ф. Уважаемые коллеги мы прекрасно осознаем, что итогом деятельности любого государства является уровень и качество жизни каждого человека. Чтобы мы не говорили, какие бы действия не предпринимали, но конечные результат нашей деятельности - это то, что ощущает на себе человек. Ирина Леонтьевна подняла важный вопрос - это законодательство. Не надо забывать о специфики нашего региона. Камчатка - одна из северных территорий, которая никогда не была в равных условиях с другими территориями. И пока не будет разработанной региональной политики нашего государства своими усилиями решить все социальные проблемы, сделать счастливыми всех жителей Камчатского края, у нас не получится. Поэтому надо использовать трибуну и Государственной Думы и Совета Федерации. У нас там сейчас серьезные, яркие представители. Ряд законодательных инициатив по "северным проблемам" к Правительству Российской Федерации были и этот процесс будет продолжаться. От политики и решения вопросов на правительственном уровне зависит, будет ли должное развитие Северов. Мы знаем, что основная часть природных ресурсов - богатств нашей Родины, сосредоточена здесь. Но по населению, мы видим демографическую ситуацию, она катастрофическая. Отсюда блок вопросов, связанный с внесением серьезных поправок к законам по Северам. Затем - по каждому направлению деятельности надо нарабатывать законодательные инициативы, и пытаться достучаться до нашего Правительства и Президента. Мы сегодня говорили, что уровень жизни в Петропавловске и отдаленных районах Камчатки отличается, но если мы сравним Петропавловск с Москвой и Санкт-Петербургом, то это явно несравнимые категории. К сожалению, львиная доля всех инвестиций оседает в двадцати регионах, которые и так достаточно состоятельны. Та же Москва, Санкт-Петербург, нефтедобывающие регионы. Пожелания - пропорционального инвестирования регионов. Конечно, благодаря Поручениям Президента Российской Федерации В.Путина, наш регион, наш край сегодня имеет хорошие перспективы по тем же вопросам привлечения инвестиций, в целом по развитию нашей экономики, но вопрос напрашивается один - кто будет работать, кто будет осваивать эти средства. На сегодня мы уже столкнулись с тем, что не хватает, прежде всего, рабочих кадров, специалистов среднего звена, квалифицированных специалистов. Разрушена система профориентации, профобразования. Хотим мы или нет, пока мы не будем убеждать своих детей, что высшее образование не панацея, причем часто получается: получил диплом - и на рынок, а это определенный уход от производственной сферы, нам будет очень сложно. Демографическая ситуация такова, что к 13-му году у нас будет обвал в рождаемости. Вряд ли нужно ожидать прироста значительного, потому что 1993 год - показательный, когда родов стало в три раза меньше, было 9000, а потом 3500. К 2013 году подойдет возраст, как говорят медики - фертильный, когда нужно рожать, а у нас женщин в три раза меньше, поэтому надо создавать условия, стимулирующие приезд сюда специалистов. Данная демографическая ситуация должна найти отражение в Стратегии развития Камчатского края, может быть отдельным блоком. Прежде всего - важна привлекательность региона. Чем можно привлечь специалистов из других регионов, конечно, достойной заработной платой, жильем. Сегодня мы не в лидерах по жилищному строительству. И без привлечения серьезных инвестиций из центра нам вряд ли жилищную программу удастся реализовать. В Вилючинск и Рыбачий сейчас идут деньги с центра, и там пошло строительство. Сложная ситуация с кадрами по всему краю, в селах. Будет жилье и заработки - проблему решим. Здесь нам надо серьезно поработать. То есть важно - продвигать имеющиеся и нарабатывать новые законодательные инициативы по Северам, предусмотреть в Стратегии развития Камчатского края раздел, отражающий демографические проблемы Камчатки.
Орлова И.Л. Хочу добавить, что перед нами на этот год стоит большая ответственная работа по принятию законодательства Камчатского края. Сейчас мы живем в новых условиях. При этом какие-то социальные гарантии были выше в Корякском автономном округе по сравнению с Камчатской областью и наоборот. Нам надо приложить все усилия, чтобы при принятии законов Камчатского края ни один житель не пострадал. Очевидно, это каким-то бременем ляжет на бюджет, но эту задачу мы должны выполнить. Что касается законодательства в социальной сфере, то в нашем комитете - это более ста законов.
Дроздов А.С. Спасибо. Да, действительно, было наработано очень много нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени формировали подходы по социальной защите населения. Нельзя сказать, что все они абсолютно исполнялись, ряд имели декларативный характер, мы это тоже прекрасно понимаем. Можно вспомнить тот же федеральный закон о ветеранах, который априори был неисполним, потому что финансовое содержание его явно не отвечало тем задачам, которые в него закладывались. Такие же аналогии можно провести и по нашим региональным законам. Сейчас радует, что есть понимание и конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, и при поддержке общества эти вопросы можно будет не только рассматривать, но и решать в практической плоскости.
Слово представляю Лебедеву Сергею Владимировичу - руководителю агентства территориального развития Камчатского края
Лебедев С.В. Я совершенно согласен с тезисом о том, что конечным результатом деятельности всех нас, обеих ветвей власти, является направленность результата на улучшение жизни граждан, чтобы она была достойной и комфортной в нашем регионе. Совершенно правилен посыл о том, что не во всех районах Камчатского края одинаковые условия жизни. В числе того, что не получают жители отдаленных населенных пунктов - государственные услуги и функции. Несомненно, это проблема: получение качественной медицинской помощи, услуг различных федеральных структур. В этом плане губернатором Камчатского края и его Первым заместителем была инициирована программа предоставления государственных услуг и функций в режиме выездных бригад в труднодоступных населенных пунктах региона. В настоящее время идет подготовка к реализации данной программы, начать которую планируется во втором квартале 2008 года. Предполагаем, что это станет одним из кирпичей в фундамент активной системы социальной поддержки населения нашего региона.
Дроздов А.С. Хотелось бы еще одну проблему обсудить в рамках сегодняшнего "круглого стола" - проблему социальной ответственности бизнеса. В заседании круглого стола принимает участие Ильин Василий Анатольевич - депутат законодательного собрания Камчатского края первого созыва и руководитель крупнейшего предприятия пищевой промышленности - птицефабрики "Пионерская".
Ильин В.А. Наше предприятие -одно из старейших на Камчатке. Мы его сохранили в сложных экономических условиях. Наша продукция - экологически чистая, доходит до покупателя в свежем виде, мы держим доступные цены. И это наш социальный вклад. Но, работать становится очень сложно. Идет массированный завоз яйца извне, из других регионов, что подрывает местного товаропроизводителя, особенно в аграрном секторе. А, мы тоже перечисляем необходимые налоги, обеспечиваем необходимые социальные гарантии нашим работникам. И экономические условия сегодня таковы, что производить невыгодно. Просим государства помочь и поддержать нас, тогда мы сможем продолжить работу, сохранить наш коллектив, и обеспечивать камчатцев необходимым продуктом питания.
Дроздов А.С. Нельзя не согласиться с проблемами, которые были озвучены. Единственное момент, что запрет на ввоз продукции из других регионов условиях рыночных отношений довольно проблематичен. В большей степени должны быть задействованы рыночные механизмы. Хотелось бы вернуться к теме разговора - проблеме социальной ответственности бизнеса.
Предоставляю слово Надежде Ивановне Новиковой, главному специалисту Министерства сельского хозяйства и торговли Камчатского края.
Новикова Н.И. Приоритетным направлением является обеспечение жильем молодых специалистов на селе. Это направление реализуется у нас в рамках нацпроекта и федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". Программа распространяется не только на работников АПК, но и на специалистов социальной сферы на селе. Финансирование программы на 30% состоит из средств федерального бюджета и на 70% - бюджета региона. Но, поскольку наш бюджет дефицитный, мы уже на протяжении нескольких лет обращаемся в Министерство сельского хозяйства, которое является главным государственным заказчиком и разработчиком этой программы, об увеличении доли финансирования из федеральных средств с 30% до 50%. Еще одной существенной проблемой является обеспечение жильем молодых специалистов, проживающих с родителями. Для решения этой проблемы требуется внесение изменений в Жилищный кодекс.
Дроздов А.С. Участвует ли бизнес в решении социальных вопросов на селе. И если нет, то что нужно сделать, чтобы заинтересовать бизнес, создать для этого условия. Какие действия требуются от исполнительной и законодательной власти?
Новикова Н.И. Со стороны исполнительной власти меры принимаются. В 2006 году в программе приняли участие 16 семей молодых специалистов, в 2007 - уже 32 семьи. Если в 2006 году область не принимала участие в этом направлении, то в 2007 году область включилась в эту работу, осуществила то финансирование, которое требуется от нас - не менее 40%. Хоть и медленно, но поворачиваются лицом к этой проблеме муниципальные районы, в частности, можно отметить Быстринский район. Остальные районы пока в этом принимают недостаточное участие, как и работодатели. Работодатели не созрели, сколько мы с ними не работаем в этом отношении - они пишут нам письма о том, что такой возможности не имеют. Подвижки есть, но их пока недостаточно. То, что строительства на селе нет уже более 15 лет - факт общеизвестный. За это время мы сдали дом в селах - Соболево, Мильково, в Эссо пытаемся сдать в этом году.
Дроздов А.С. Продолжая тему, поскольку речь зашла о необходимости участия в этих процессах представителей бизнеса, слово предоставляется Шустровой Юлии Васильевне - исполнительному директору Ассоциации предпринимателей и предприятий Камчатки
Шустрова Ю.В. Четкого понятия "социально-ответственный бизнес" нет, то, что мы под этим понимаем - достаточно субъективно. К сожалению, я вынуждена согласиться с выступающими, что под социально-ответственным бизнесом сейчас понимают такие элементарные, законом обязанные вещи, как выплата всех социальных гарантий работникам, выполнение социальных обязательств перед государством и т.д. К сожалению, мало предприятий могут соответствовать этим критериям. Не смотря на это, все-таки есть тенденция к улучшению, так как уровень требовательности работника к повышению зарплаты, обеспечения всех соцгарантий повышается, это конечно же, накладывает на работодателя определенные обязательства и дисциплинирует их. В связи с дефицитом персонала работодателям приходится идти на дополнительные меры мотивации, многие предприятия вырабатывают сложные программы мотивации, то есть задаются всерьез этим вопросом. Далее, со стороны потребителей растут требования, что так же налагает обязательства на предпринимателей.
Можно говорить, что предприниматели не выполняют как работодатели тех или иных обязательств, сами же предприниматели говорят, что перед ними стоят множественные административные барьеры, их мучают проверки (называть конкретных лиц и писать заявления отказываются), что в таких условиях они не могут быть социально ответственными. Некоторые предприниматели потеряли надежду на то, что административные барьеры и недобросовестная конкуренция будут устранены. Мы уже начали конструктивную работу с Правительством Камчатского края по преодолению административных барьеров, по определенным задачам будем работать с Министерством промышленности и инвестиций. Хотелось бы, чтобы эта работа была результативной, чтобы по преодолению недобросовестной конкуренции шла работа. Может быть, отталкиваясь не от конкретных предпринимателей, как хочет антимонопольный комитет, потому, что зачастую это не представляется возможным: даже крупные бизнес-единицы отказываются заявлять о фактах недобросовестной конкуренции в связи с риском потерять бизнес, а идя по другому пути. Хотелось бы выразить пожелание о разработке мер по поощрению социально ориентированных предпринимателей и предприятий. Эти показатели, я думаю, очевидны: уровень зарплаты, уровень прибыльности и т.д.
По налогообложению пожелание: учитывать мнение бизнес-сообщества. Не секрет, что многие нормативные акты и на федеральном уровне, и на уровне субъекта, и на муниципальном уровне могут предусмотреть более гибкую политику исчисления налогов.
Дроздов А.С. Говоря об административных барьерах, не могу не согласиться, что это очень серьезная проблема, она нас также серьезно волнует. Мы прекрасно понимаем, что развивать бизнес, тем более - социально ориентированный бизнес, не убрав избыточные проверочные или какие-либо иные административные препоны, конечно, невозможно. Но если предприниматели не будут сами об этом говорить, решить проблему будет намного сложнее.
Шустрова Ю.В. От имени Ассоциации такую работу мы уже ведем и надеемся ее продолжить конструктивно совместно с исполнительной властью.
Ерохин А.Н. Речь идет о необоснованных административных барьерах, вообще то если говорить дальше, то речь идет о коррупции. В этом плане, если будет эффективный механизм борьбы с коррупцией, то предприниматель, наверное, не будет бояться называть фамилию, имя, отчество, а если этот механизм сегодня кажется предпринимателю не совсем эффективным, он в силу этого не чувствует себя защищенным.
Дроздов А.С. Может быть не на сегодняшней встрече, а в рамках нашей повседневной деятельности хочется услышать конкретные предложения и по изменению законодательства, может и по мерам организационного порядка. Как показывает практика, чаще всего не требуется серьезных затрат, необходима просто нормальная организация труда.
Орлова И.Л. Хотелось бы затронуть вопрос о работниках и работодателях на рынках, всевозможных строительствах, дачах и т.д. Может нам стоит вместе вернуться к этому вопросу, направить все в цивилизованное русло. Мы теряем очень большие деньги. Во-первых, теряют эти люди, наверное, им нужно разъяснять, во-вторых - теряет наш бюджет.
Дроздов А.С. Полностью с Вами согласен и приведу лишь один пример. Бюджет Нью-Йорка на 82% состоит из отчислений малого и среднего бизнеса У нас по Дальнему Востоке эта цифра не превышает 14%. При этом говорить о том, что малый и средний бизнес не развивается, не приходится, поскольку эти услуги востребованы. Другое дело, что это какие-то частные гаражи и другие полуподпольные формы работы. Хотелось бы услышать нашу общественность, политические партии.
Представляю слово Бондареву Евгению Евгеньевичу - председателю общественной организации "Торговая гильдия Камчатки".
Бондарев Е.Е. Одним из основополагающих моментов создания сильного социального государства является сохранение и защита интересов среднего класса. Лучше, конкретнее и целенаправленнее, чем Президент, по этому вопросу не высказывался никто. Что говорит о судьбоносном и решающем значении этого вопроса для развития государства, которое не может быть оспорено или неправильно понято, а уж тем более проигнорировано руководителями и должностными лицами региональных и муниципальных структур, чиновниками всех рангов. Абсолютно параллельно с указанной темой идет проблема социального неравенства и бедности. Бедность - это именно та среда, из которой по требованию Президента и должен формироваться средний класс. Именно неравенство между чиновниками и беднотой, трудности воздействия на чиновников, нежелание последних предпринимать решительные меры по созданию надлежащих и льготных условий, делают невозможным до сих пор рост числа успешных предпринимателей, пополняющих средний класс нашей Родины, особенно из числа молодежи. Руководители и чиновники не представляют, что они должны сделать и как они должны сделать, чтобы результат достиг поставленного уровня. Этот вопрос разносторонний, и я думаю, он будет рассмотрен другими выступающими, а я хотел бы остановиться на трудностях создания достаточно многочисленного и успешного среднего класса в торговле непродовольственными товарами.
Здесь есть несколько существенных вопросов, решив которые можно было бы дать резкий ход росту среднего класса, и как следствие - увеличить отдачу от него в пользу государства и общества. Речь идет о едином налоге на вмененный доход от отдельных видов деятельности - пресловутый ЕНВД. Этот налог принимался специально для поддержки индивидуальных предпринимателей для создания равных стартовых условий и взимания эффективных, с точки зрения обеспечения населения услугами торговли, налогов. Безусловно, этот налог требует постоянного совершенствования, но в том виде, в котором он существует много лет, он должен был дать резкий толчок для увеличения среднего класса в торговом секторе экономики. Однако этого не произошло, и только потому, что местные руководители превратили его в оброк, в патент на право торговли, которые давно себя изжил в этой области деятельности. Руководителям трудно и некогда думать о создании жителям условий для развития, проще разказывать о макроэкономике, нацпроектах, хотя одно не должно исключать другого, а наоборот, дополнять. В угоду пополнения местного бюджета всем предпринимателям насильственно вменилась максимально возможная по закону ставка налога, абсолютно одинаковая. Мало того, что она оказалась непомерно тяжелой для большинства мелких предпринимателей, которые очень стремятся и надеются выбраться в средний класс, так она, свела на нет все регулирующие и направляющие возможности, заложенные в этом законе изначально. Свела к нулю влияние этого закона на развитие данного вида предпринимательской деятельности, остался чистый побор.
В одной связке с ЕНВД идет вопрос арендной платы. Вместо того, чтобы использовать муниципальную собственность, как противовес безудержному стремлению арендодателей к росту цен, стать твердым регулятором величины арендной платы в городе, комитет по имуществу так повысил цены, что перегнал некоторых "добропорядочных" арендодателей. Это абсолютное нежелание правильно истолковывать законы и грамотно исполнять их, каждый руководитель трактует закон так, как ему вздумается, как ему позволяют его полномочия, как ему выгодно в данный момент - а потом, хоть трава не расти. Именно об этом говорил Дмитрий Медведев в Общественной палате, как о правовом нигилизме, о отсутствии духа законопослушания. Если муниципальное руководство не решит в ближайшее время вышеозначенные принципиальные вопросы, то оно не сможет обеспечить резкий рост среднего класса в городе. Ни о каком строительстве социального государства не может быть и речи. Повышение качества жизни не абстрактного народа, а горожан, составной частью которых являются предприниматели, может быть достигнуто только в результате реализации эффективной социальной политики. В частности, решение вопросов грамотного применения законов о ЕНДВ и арендной плате. Эффективная социальная политика невозможна без сильной и стабильной экономики, составной частью которой и является индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей непродовольственными товарами. Для решения этих вопросов необходимо, прежде всего, прислушаться к мнению самих мелких предпринимателей.
Ерохин А.Н. Состав нашего Круглого стола не готов к дискуссии по данному вопросу, поскольку единый налог на вмененный доход полностью регулируется представительным органом местного самоуправления. Хочу добавить, что по данным краевого комитета государственной статистики 2007 год не является исключением, он принес очередной прирост товарооборота в так называемой товарной массе, если мне память не изменяет, на 6%.
Шустрова Ю.В. Хочу проинформировать, что у нас есть диалог с муниципальной властью в этом вопросе. В ноябре 2007 года мы обратились к главе Петропавловска-Камчатского городского округа. Достигнута договоренность о создании рабочей группы по вопросу об изменении этого решения городской Думы и, в случае необходимости, изменения будут действовать уже с 1 января с.г.. В декабре было принято решение с не очень хорошими для предпринимателей условиями, но принципиально город на диалог идет, поэтому очень категорично я бы не стала говорить, что так все грустно.
Дроздов А.С. Многие проблемы решаются в дискуссиях. При этом очень важен взгляд общества, его конструктивный диалог с государственной и муниципальной властью.
Слово для выступления представляю Сущевой Марине Вениаминовне - ректору Камчатского государственного университета.
Сущева М.В. Я бы хотела коротко остановиться на нескольких вопросах. О проблеме, о которой сегодня уже говорили о том, что ни один закон федерального или местного уровня ни в коем случае не должен ухудшать положение любого жителя нашей страны, в том числе регионов. И тем не менее, факт налицо - есть такие законы, я имею ввиду пресловутый 122-ФЗ, который существенно ухудшил социальное положение ряда жителей нашего региона. Все мы на Камчатке с 1993 года получали заработную плату с учетом коэффициента 1,8, а после того, как должен был быть реализован 122-ФЗ, вы знаете - с января 2005 года, он вернул часть жителей Камчатки к тому Постановлению Правительства, которое было издано в 1964 году. И сегодня на Камчатке наблюдается неравенство в этой части, потому что структуры федерального подчинения вынуждены были перейти на коэффициент 1,8, что конкретно ухудшило социальное положение трудящихся, в частности сотрудников нашего университета. Когда нам пришлось это сделать, в коллективе создалась социальная напряженность, которая не снята до сих пор. В рамках данного "круглого стола" хотелось бы обозначить данную проблему, довести ее до федерального центра. Второй вопрос, также касается нашего университета, который является федеральным по подчинению. К сожалению, федеральное финансирование не таково, каким его хотелось бы видеть, поскольку федеральные ВУЗы финансируются сейчас на 70%. В последнее время наблюдается расслоение и в этой части функционирования ВУЗов: есть ряд ВУЗов, так называемого "первого эшелона" - самых развитых и передовых, которые финансируются несколько по иному масштабу. А наш ВУЗ, как и масса других ВУЗов России финансируются если не по остаточному принципу, то, по крайней мере, далеко не так, как следовало бы финансировать ВУЗы. Поэтому многие проблемы, стоящие перед университетом и требующие финансовых, вложений, мы не можем решить из-за отсутствия достаточных средств. В других регионах данные вопросы как-то решаются за счет местных бюджетов, потому что правительства субъектов начинают активно участвовать в финансовой поддержке федеральных ВУЗов в решении их социальных задач. В любом случае, это делать не просто, потому что это не является обязанностью местных властей. Хотя наш ВУЗ, как и большинство других, решает региональные задачи: готовит для региона кадры и решает многие другие проблемы регионального уровня. А вот помочь нам финансово регион не может так легко и напрямую, как может это сделать для тех образовательных учреждений, которые находятся на местном финансировании. Вы знаете, нам дали в оперативное управление здание на Ленинской, 69. Но ввиду того, что оно требует серьезного ремонта, уже два года закрыт актовый зал - единственный в крае, удовлетворяющий всем требованиям выступлений представителей искусства Все это также ущемляет социальные интересы жителей нашего края. Поэтому, нужно думать, как нам общими усилиями эту проблему решить - сделать реконструкцию и капитальный ремонт здания. Еще один вопрос, который сегодня задавался: как участвует камчатский бизнес в решении социальных проблем. Могу назвать такие организации, как "Камчатгазпром", "Корякгеолдобыча", "Камчатнедра", "Камчатбургеотермия". Они сейчас готовы в рамках нашего корпоративного университета вкладывать деньги в подготовку для себя специалистов начального и среднего профессионального звена. Решать социальные вопросы они будут, предоставляя рабочие места для молодых жителей Камчатки, для тех, кто сейчас находится на школьной скамье. Это пример того, как представители камчатского бизнеса, крупного бизнеса борется за решение социально важных и очень значимых для развития региона, его экономики и улучшения социального положения жителей края, потому, что оплачивать подготовку этих специалистов будут сами заказчики. Я думаю, очень важно сейчас об этом сказать, потому, что нашему бизнесу, воспитанному на советских традициях, было очень тяжело понять, что успех их экономических планов теперь напрямую будет зависеть от участия в таких проектах, в том числе финансово.
Дроздов А.С. Пожалуйста,Бойцов Лев Николаевич - председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, член Президиума Политсовета РО "Единая Россия"
Бойцов Л.Н. Говоря о практических задачах социального государства, о задачах органов государственной власти Камчатского края которые перед нами стоят, хотелось бы обратиться к вам с предложением, чтобы мы всегда выделяли молодежную составляющую в процессе нашей деятельности: и в законодательстве и в практических делах. На Камчатке 88 тысяч пенсионеров, а что же остается из 345 тысяч населения края, если молодежь продолжает покидать Камчатку. Государственная молодежная политика предусматривает создание правовых, организационных, экономических, социальных гарантий для самореализации личности молодого человека. И инструмент уже есть в государстве: правительство закончило работу над стратегией государственной молодежной политики, есть региональное законодательство. Закон можно написать любой, но если не будет финансового подкрепления - отдачи от этого закона не будет никакой. На встречах с молодежной аудиторией поднимаются следующие вопросы: доступ к образованию, рабочее место и доступное жилье. Также молодежь просит не снижать планку возраста молодой семьи, но Д. Медведев уже сказал, что этот возраст увеличивается до 35 лет. Если мы учтем пожелания молодежи при разработке программы социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, наш комитет берет это на вооружение, примем закон Камчатского края по молодежной политике, и будет добрая воля вас всех - мы удержим на полуострове молодежь и, может быть, кого-то вернем.
Дроздов А.С. Представляю слово Пархомчук Алле Васильевне - президент общественной организации "Торгово-промышленная палата Камчатского края".
Пархомчук А.В. В продолжение темы о доступном жилье хотелось бы выразить точку зрения на этот вопрос торгово-промышленной палаты Камчатского края и системы торгово-промышленных палат РФ, которые с самого старта нацпроектов и программы "Доступное жилье" пристально за ними следят и по возможности участвуют, хотя участие общественных организаций ограничено. Хотелось бы зачитать формулировку социального государства, изложенную в свободной энциклопедии "Википедия": "Это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсии и т.д.". Политика государства в социальной сфере обуславливается осознанной необходимостью поддерживать некий доступный уровень жизни члена общества, как непреложное условие существования и функционирования государственности, и соблюдения, как участника мирового сообщества, гуманитарных норм цивилизованного общежития. И в этой связи, на мой взгляд, наиважнейшим фактором поддержания достойного уровня жизни человека является жилье. В России растет целое поколение граждан, которые в перспективе не обеспечены собственным жильем. Наиболее приоритетный и жизненно важный нацпроект "Доступное жилье" в настоящее время достоин массы нареканий за способы и черепашьи темпы его реализации. Россияне и желанные квадратные метры по-прежнему далеки друг от друга. В минувшем году произошел неслыханный рост цен, который из года в год просто шокирует. Жилье, наверное, никогда не перейдет в категорию "доступное жилье". Происходит это по многим причинам, среди которых можно выделить следующие. Это вопрос выделения земельных участков. А также ипотека, которая в целом является хорошей формой. Но у нас за счет роста цен и высоких ставок (в среднем 14%) ипотечных кредитов она делает жилье недоступным не только для среднестатистического гражданина, но и в очень большой степени для молодых семей. Если власть намерена реализовывать программу "Доступное жилье", надо делать это последовательно и с учетом всех условий, которые возникают в ходе ее реализации. К 2010 году планируется в два раза увеличить объем строительства жилья до 80 млн. кв. м. Формально задача выглядит впечатляюще. Но она, как мне кажется, не решаема, если не будут предприняты эффективные шаги на государственном уровне по оптимизации жилищного строительства и обеспечения его доступности населению. Мы выделили ряд важный проблем, который стоят на пути реализации программы "Доступное жилье". Это отсутствие мощностей по производству стройматериалов, нужно заводы строить и технику закупать. Отсутствуют готовые выделенные и оборудованные земельные участки. Только первичное выделение земельных участков с разработкой, с законодательным утверждением генеральных планов требует несколько лет, и всем это известно. Доходит до того, что для этого требуется столько времени, сколько выделяют под весь нацпроект. А уж про финансово-организационное и инженерно-производственное обеспечение и говорить нечего. Из этого следует, что без этих мощностей ипотека не только не остановит рост цен на жилье - она его усилит. Возникает порочный круг. Государственная программа, ориентированная на 10-15% населения еще может иметь успех, но программа рассчитанная на 50-70% населения, а именно столько должно быть вовлечено в нацпроект "Доступное жилье", без принятия конкретных мер - это профанация. В связи с этим, система торгово-промышленных палат имеет ряд предложений, которые мы уже сформулировали и намечаем отправить их в Правительство РФ, считаю сегодня необходимым довести до вашего сведения: 1)отмена ввозных пошлин на технологическое оборудование, сырьевые материалы и запасные части, не производимые в России, для предприятий промышленности и строительных материалов; 2) возможность установления специальных налоговых преференций, включая "налоговые каникулы", для инвесторов при капитальном строительстве и модернизации объектов ЖКХ, реконструкции предприятий промышленности и стройматериалов, производителей альтернативной экологически чистой электроэнергии; банкам - при долгосрочном кредитовании строительства жилья; 3) использование механизма смешанного финансирования с использованием средств федерального и муниципального бюджетов и частного капитала для обеспечения жильем граждан, перед которыми государство несет определенные обязательства; 4) муниципалитетам принять упрощенные процедуры землеотвода, разрешений и согласований на жилищное строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры 5) создание совместно с предпринимательским сообществом системы общественного контроля за расходованием средств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище". Кроме того, удачной мыслью, на наш взгляд, было бы прикрепление к ипотечному кредитованию государственного капитала, за счет чего ипотека стала бы доступнее.
Дроздов А.С. Я прошу выступить Чуева Бориса Николаевича - председателя комитета по строительству, энергетике, транспорту и жилищной политике Законодательно собрания Камчаткого края , Ковалевского Сергея Мефодьевича - министра строительства Камчатского края и мы будем завершать "круглый стол".
Чуев Б.Н. Мы знаем, что есть федеральная целевая программа "Жилище", подобная программа разработана и в Камчатском крае, финансируется из краевого бюджета. На 1.01.2008 г. в Камчатском крае на учете на получение жилья стоит более девяти тысяч семей, около шести тысяч семей проживает в ветхом жилье. Всего же, в приобретении жилья нуждается более пятнадцати тысяч семей. Общая потребность в жилище по Камчатскому краю - более 990 тыс. кв.м. Средняя стоимость квадратного метра - 31-34 тыс. рублей. Такую цену никто не может осилить, если мы говорим о социальном жилье. Чтобы решить потребность по жилью необходимо более 30 млрд. рублей, но таких денег нам никто не даст. Темпы ввода жилья с каждым годом увеличиваются, но увеличиваются минимально, по сравнению с потребностью в жилье. Если в 2004 году было введено в эксплуатацию 16,6 тыс. кв. метров, то в 2007 году - уже 21 тыс. кв. метров. Если такими темпами вводить в строй новое жилье, то нам потребуется 40-50 лет. Строительство ведется, в основном на юге полуострове, это с. Мильково, Елизовский район, город Петропавловск-Камчатский. В национальных селах Корякского автономного округа строительство практически не ведется. Федеральный закон о переселении из ветхого жилья не будет там работать, потому что другого жилья там просто нет, все это постройки 40-50 годов. Только в райцентрах есть жилье, в которое можно переселить из ветхого жилья. У нас практически нет строительных предприятий, которые могли бы заниматься подготовкой к проведению строительных работ. Я думаю, необходимо возрождать домостроительные комбинаты, которые могли бы массово изготавливать железобетонные конструкции и строить жилье. Территория Камчатского края более 475 тыс. кв. километров, на которой проживает 345 тыс. человек. Вместе с тем, чтобы получить земельный участок требуются месяцы, и даже годы. Необходимо решить на законодательном уровне и на уровне Правительства вопрос о льготном предоставлении земельных участков под индивидуальное и многоэтажное строительство, тем более, под строительство социального жилья. Если мы эту проблему не решим, и будет проблемы по отводу земельных участков, я думаю, мы не продвинемся ни на шаг в решении этого вопроса.
Ковалевский С.М. Когда мы рассуждаем об источниках финансирования строительства жилья, мы называем в основном три источника: собственные средства заказчика, ипотека, средства государства. Давайте посмотрим, что мы имеет на территории края в этой части. Те, кто имел собственные средства, либо уже построили, либо заканчивают строить то, что хотели. То, что строится из государственных источников, мы видим: один дом достраивается в Мильково и начаты работы на 115 километре - это все по программе "Жилище". Когда мы смотрим на механизм этой программы, то видим, что требуется софинансирование. Причем такое, которое потребует все возрастающих затрат от субъекта. Такое соотношение финансирования субъекту не осилить, значит данный источник не подходит. Последний - ипотека. Здесь нельзя рассуждать так, как это происходит обычно. Банковская ставка здесь не причем. Если просчитать платежи по кредиту даже при нулевой ставке, при средней зарплате в 20 000 рублей, то окажется, что у заемщика просто недостаточно дохода для погашения кредита, и по этой причине данный источник также недоступен. Существует два выхода: либо увеличить заработную плату, либо уменьшить стоимость жилья, что можно сделать увеличив объемы строительства на 15-20%. Допустим ДСК, на который все ссылаются, при мощностях на 50 тыс. кв. метров реально строит от 5 до 12 тыс. кв. метров. И все издержки производства ложатся то на 5, то на 12 тыс. кв. метров, а лягут на 50 тыс. кв. метров - размажутся по поверхности. В данном случае для нас, как для территории, другого выхода, кроме как работать над государственным источников, причем целевым, который был бы связан либо с сейсмикой, либо с иными государственными программами, причем не отягощенными софинансированием - это и есть наша задача. Если мы ее не решим - никакого движения вперед, резкого увеличения строительства жилья не получится, потому что никаких других источников на сегодняшний день нет и быть не может.
Дроздов А.С.: Нельзя не согласиться, действительно, пока покупательная способность населения не поднимется до того уровня, когда можно будет рассматривать возможность участия граждан в ипотечных, либо каких-то других проектах по приобретению жилья, говорить о решении данной проблемы не приходится. В этой связи можно изучить опыт ряда регионов, в частности хабаровчан, где уже давно активно ведется государственная ипотека. Государство берет на себя ряд обязательств, в частности перед банками. Для молодежи, социально необеспеченных и т.д.
Подведем итоги. Я рад, что первое заседание "круглого стола" состоялось. Мнения высказывались различные. Конечно, пласт, который мы сегодня попытались рассмотреть, громаднейший В рамках одного заседания "круглого стола" рассмотреть всю проблематику социальной сферы нереально. Мы абсолютно не рассматривали такую тему, как доступная и высокотехнологичная медицина, мы едва коснулись сферы образования и не рассмотрели ряд других вопросов. Тем не менее, я надеюсь, со мной все согласятся, диалог состоялся. Более того, я рассчитываю и на поддержку средств массовой информации и на поддержку общественности, чтобы то обсуждение, которое здесь сегодня началось, не осталось в стенах этого здания, а пошло шире. И, конечно, очень бы хотелось, чтобы с мест, от коллективов, общественных организаций, от журналистов поступили серьезные, конструктивные предложения.
Следующее заседание "круглого стола" состоится 31 января в 16.00 в этом же зале. Обозначаю тему: "Инновации- конкурентоспособность- лидерство". Методический материал, план рассмотрения данной темы можно получить уже сейчас. Всех приглашаю подготовиться и принять участие.
Благодарен всем, кто сегодня нашёл возможность прийти и активно поучаствовать в "круглом столе". Спасибо.
24-01-2008
pda.cskp.ru