Чиновники в очередной раз пытаются отобрать у компании атомный ледокольный флот
В настоящее время в Минтрансе обсуждается проект создания ФГУП "Севморпуть", которое будет управлять атомным ледокольным флотом страны. Об этом сообщил RBC daily источник, знакомый с ситуацией. В настоящее время ледокольный флот, закрепленный в федеральной собственности, находится в доверительном управлении Мурманского морского пароходства (ММП). Счетная палата не первый год пытается доказать, что пароходство управляет атомным ледокольным флотом неэффективно - в январе были подведены итоги очередной проверки компании. С самим ММП связаться не удалось. Но, по мнению экспертов, идея создания подобного госпредприятия едва ли имеет шанс на реализацию.
Мурманское морское пароходство - единственная российская судоходная компания, способная активно работать в Арктике круглый год. ММП оперирует атомным ледокольным флотом с 1959 г., а с 1998 г. ледокольный флот, закрепленный в федеральной собственности, был передан в доверительное управление ОАО "ММП". Фактически пароходство имеет монополию на стратегическом рынке ледокольных проводок. В основном пароходство доставляет грузы ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Апатит", ОАО "НК "ЮКОС", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Архангельскгеолдобыча" и обеспечивает выполнение программы "Северного завоза". По предварительным данным, в прошлом году в сложных ледовых условиях ледоколами ММП была обеспечена перевозка 1,8 млн т грузов, что превышает аналогичный показатель 2004 г. на 18%. Прибыль пароходства от управления ледокольным флотом осталась на уровне 2004 г. и составила 140 млн руб.
Впрочем, не исключено, что в ближайшее время Мурманское морское пароходство может лишиться своего эксклюзивного статуса. Как сообщил RBC daily источник, знакомый с ситуацией, в настоящее время в администрации северного морского пути Министерства транспорта РФ обсуждается проект создания ФГУП "Севморпуть", которое будет управлять атомным ледокольным флотом. Предполагается, что это предприятие будет осуществлять функции оператора ледокольного флота, его технологическое обслуживание и ремонт. На создание ФГУП "Севморпуть" может потребоваться порядка 1,5-3 лет. Как раз к этому времени - в августе 2008 г. - истекает срок действия договора с Мурманским морским пароходством.
Вопрос передачи ледокольного флота отдельной государственной компании поднимается не впервые. Счетная палата РФ уже в течение нескольких лет предлагает передать атомный ледокольный флот государственному предприятию, которое, по замыслу, управляло бы им более эффективно, чем ММП. В январе этого года были подведены итоги очередной проверки ММП. Как сообщил на днях аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, эта проверка показала, что компания по-прежнему неэффективно управляет атомным ледокольным флотом. По его словам, ММП без согласия собственника продолжает сдавать ледоколы в аренду иностранным компаниям для пассажирских круизов на Северный полюс. Кроме того, как отмечает Михаил Бесхмельницын, пароходство продолжает самостоятельно устанавливать экономически не обоснованные тарифы на ледовую проводку своих судов в замерзающих северных морях, что приводит к перераспределению доходов от ледокольного флота к пароходству.
С самим Мурманским морским пароходством корреспонденту газеты связаться не удалось. Однако, по мнению экспертов, из затеи создать госпредприятие для управления ледокольным флотом ничего не выйдет. Как сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов, государство не справится с управлением атомным ледокольным флотом. По его словам, грамотно управлять им сможет лишь частный владелец или хотя бы арендатор. "Управление кораблями с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) - сложнейшая в техническом отношении задача, - вторит ему аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. - Мурманское морское пароходство имеет уникальный опыт эксплуатации судов с ЯЭУ - более 40 лет. Команды специалистов, которая работает с этими установками, нет больше ни на одном предприятии, и как ее создать за 1,5-3 года, не очень понятно. Возможно, чиновники рассчитывают сформировать команду специалистов в Северном флоте, где также эксплуатируются атомные корабли, но вероятность этого очень мала".
10.02.2006
http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml?2006/02/10/archive/214528