22 декабря 2015 года в Общественной палате РФ состоялось «нулевое чтение» поправок № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
По мнению участников дискуссии, меры по ужесточению требований к собственному капиталу застройщиков и по усилению контроля за использованием средств чрезмерны и приведут к монополизации рынка.
«В прошлом и позапрошлом году были попытки вообще отменить 214-й закон. Собирались представители строительной отрасли, ассоциации застройщиков и аргументировано призывали не трогать документ. В этом году было принято решение усовершенствовать текст закона — предлагались, в частности, очень радикальные меры по ужесточению, но сейчас мы имеем вполне компромиссный вариант. Тем не менее, поправки нужно дорабатывать», — открыл «нулевое чтение» первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков.
Статс-секретарь, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина отметила, что у Правительства не было намерений упразднить закон — «институт долевого строительства стал одним из наиболее распространенных способов строительства». При этом она подчеркнула необходимость совершенствования отдельных его положений. Поправки предусматривают информационную открытость застройщиков, введение Единого реестра застройщиков, альтернативного способа обеспечения сохранности денег дольщиков посредством счетов эскроу, а также обязывают строительные компании, привлекающие средства дольщиков, увеличить размер собственного капитала до 5% от стоимости стройки или до 1 миллиарда рублей.
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров считает, что «5% — это слишком много, множество компаний не смогут продолжить работу на рынке, мы увидим отток застройщиков». По его мнению, оптимальным показателем является 1,5% от стоимости постройки. «В этом году рынок ипотечного кредитования упал на 37%, момент для существенного ужесточения требований не очень удачный, рынок и так лихорадит», — подчеркнул Назаров.
Первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ Елена Николаева отметила, что необходимо предусмотреть в законопроекте разумные сроки введения финансовых требований. «Мы не можем допустить развала отрасли. У меня множество писем из регионов, в которых застройщики и представители строительных ведомств региона возмущаются сроками исполнения требований», — предупредила она.
Председатель совета директоров Инвестиционно-консалтинговой группы ФЁСТ, сопредседатель комитета Деловой России по денежно-кредитной политике Владимир Гамза отметил следующие недостатки законопроекта: 1) Вводится механизм якобы банковского проектного финансирования с использованием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства. На самом деле фактически и юридически в законопроекте речь идет об инвестиционном кредитовании, а не проектном финансировании, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. 2) Вольные новации законопроекта об эскроу счетах также не соответствуют Гражданскому кодексу РФ. Граждане и сейчас, без какого-либо нового закона, могут пользоваться счетами эскроу для финансирования своего долевого участия в строительстве. Законопроект пытается специальные расчетные счета эскроу превратить в особые банковские депозитные счета. В.Гамза предложил внести изменения в Закон о банках и банковской деятельности и предусмотреть право банков на осуществление реальных (а не квази) операций проектного финансирования, которые включают создание специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ), открытие ими счетов эскроу в банках и финансирование строительства его долевыми участниками через эти счета.
Подробности по ссылке:
https://www.oprf.ru/1449/2133/1537/2142/newsitem/32195