Правоохранительные органы 24 мая задержалидиректора департамента транспорта Ярославской области Татьяну Черемных по подозрению в получении крупной взятки в ходе реализации транспортной реформы в регионе. Задержан такжедиректор ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев. Есть мнение, что за арестами чиновников стоит предшественник нынешнего губернатора Ярославской области Михаила Евраева — Дмитрий Миронов, сейчас он занимает пост помощника президента РФ.
Стоит отметить, что Евраев долгое время трудилсяв Федеральной антимонопольной службе, где разрабатывал законы для системы госзакупок, благодаря которым сегодня его земляки и партнеры получили доступ к миллиардам из бюджетаЯрославской области. Дмитрий Миронов во время работы в правоохранительных органах расследовал крупные экономические преступления и коррупцию.
Когда уроженец Петербурга Михаил Евраевзаступил на должность главы Ярославской области, он настроил против себя практически все местныеэлиты тем, что привлек в регион не местных специалистов, а своих людей для реализации транспортной реформы. Так, принадлежащая мэрии Ярославля ПТАП-1 по распоряжению Евраева не была допущена к участию в тендерах. Якобы региону невыгодно за бюджетный счет обновлять автобусный парк, а бизнес готов сделать это за свои деньги. Но в итоге автобусы все равно закупались из средств бюджета, только с той разницей, что закупщиком выступала не государственная организация, а частный перевозчик.
Им стала компания «Транспорт Ярославии», она получила тендеры более чем на 20 млрд рублей. 51% компании принадлежит администрации Ярославской области, а 49% владеет частная фирма «Контроль-Сервис», конечным бенефициаромкоторой является московский транспортный холдинг «Мовиста». Еще 15,7 млрд рублей по госконтрактам досталось столичной компании «Стартранс».
Третьим перевозчиком по объему контрактов в 12,7 млрд рублей стала «Первая пассажирская компания», дочернее предприятие холдинга «Питеравто» петербургского бизнесмена Леонида Бондаренко и хорошего знакомого Евраева.Бондаренко также является совладельцем предприятия «Волгабас» - автобусы этого предприятия «Транспорт Ярославии» закупает за бюджетные деньги. Также часть закупается у ЛиАЗ, но почему-то цена на них в Ярославской области втрое превышает цены в соседней Костромской области.
При Евраеве с ГК «Мовиста» было заключено концессионное соглашение на передачу бизнесувсей трамвайной сети Ярославля, и теперь город в течение 20 лет будет платить за перевозки более 54 млрд рублей. Другими словами, благодаря реформеЕвраева транспортный сектор полностью передан частным компаниям, причем московским и петербургским. Такие процессы наблюдаются и вдругих сферах экономики Ярославской области. Как итог — конфликт интересов с региональными элитами, а также недовольство простых жителей, которые стали заложниками грубого передела сферы влияния.
Евраеву хорошо известны «дыры» в системе, потому что он сам их и создавал во время работы в ФАС. Эксперты критикуют Евраева за коррупционность «продавливаемых» им законов, но он продолжает делать это.
Задержание ключевых исполнителей транспортной реформы Татьяны Черемных и Ильи Прокопьева стало закономерным итогом схем Евраева. Действия главы региона по наведению «своихпорядков под своих людей» в регионе наткнулись на противодействие со стороны Дмитрия Миронова и его окружения. Именно экс-губернатор, по мнению СМИ, может являться интересантом возбуждения уголовного дела и задержания чиновников.