15 июня 2005
1510

Ухабы на пути реформ

Реформа естественных монополий в России напоминает езду по ухабистой дороге.

Такое сравнение пришло на ум после "круглого стола" на тему "Синхронизация реформ естественных монополий и тарифное регулирование как факторы долгосрочного планирования социально-экономического развития России", прошедшего в Москве в рамках Девятого Петербургского международного экономического форума.

Ход реформирования таких базовых отраслей экономики страны, какими являются электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая отрасль, непосредственным образом влияет на ситуацию в стране. А положительный или отрицательный эффект от этих реформ зависит от синхронности их проведения. Ведь все эти отрасли крепко взаимосвязаны. Например, почти половина всей вырабатываемой в стране энергии производится на газе. А одним из крупнейших потребителей электроэнергии является железная дорога - ОАО "Российские железные дороги" покупает примерно 6 процентов от общего объема электроэнергии.

Поэтому сам Бог велел таким базовым отраслям тянуть экономику страны в одной упряжке. Да не по ухабистой, а по нормальной дороге, под которой понимаются согласованные, синхронные действия и в законодательной сфере, и в практической работе, и в тарифной политике. Отрасли настолько тесно связаны между собой, что построить полноценный рынок в одной, не осуществив соответствующих реформ в других, практически невозможно. Увы, но пока шагать дружно в ногу не получается. Куда ни кинь, везде клин.

Намеченные сроки реформ естественных монополий не выдерживаются, констатировал председатель комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Михаил Одинцов. "Сроки осуществления реформ в энергетике несколько отстают от плановых, и прогнозируются задержки в будущем", - заявил он.

Реформирование железнодорожного транспорта должно быть осуществлено в три этапа до 2010 года. В настоящее время пройден первый этап реформы и идет второй, который предполагает образование дочерних структур по разным видам деятельности. Но реализация второго этапа, подчеркнул председатель, также "тормозится, так как до сих пор не сформирована необходимая нормативно-правовая база". Правительство не приняло ряд законодательных актов, необходимых для реализации реформы.

А газовая отрасль вообще находится на "предреформенной" стадии. Хотя различные министерства и ведомства предлагают проекты и планы реформирования отрасли, официальная концепция ее развития до сих пор не определена.

Сроки - проблема общая для всех реформируемых отраслей. Но и в каждой из них в отдельности есть неясности, камни преткновения. На некоторые из них обратил внимание аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын. В "Газпроме" воспроизводство минерально-сырьевой базы ведется на уровне, который не обеспечивает поддержку планируемых к добыче объемов сырья. В "РЖД", как говорилось выше, процесс реформирования тормозит медленное принятие решений Правительством страны. Кроме того, по словам аудитора, есть проблема с учетом затрат по разным видам перевозок. В РАО "ЕЭС России", наоборот, в чем-то забегают вперед, что оборачивается печальными последствиями. Имеется в виду недавняя авария. Принадлежащая "Мосэнерго" подстанция в Чагине была передана в пользование другой организации, что, подчеркнул аудитор, не предусмотрено документами. Вообще, отмечали на "круглом столе", разрушение крепкой вертикали в нашей энергетике чревато негативными последствиями.

Больной вопрос - тарифы. В последние годы их уровень во всех естественных монополиях оказывался выше, чем прогнозировало Минэкономразвития. Почему, спрашивается, государство допускает такое повышение тарифов в работающих с прибылями монополиях, в то время как многие другие отрасли влачат жалкое существование? Например, сельское хозяйство. Такая тарифная политика вместо стимулирования экономики, наоборот, провоцирует инфляцию.

По этому поводу сенатор Олег Толкачев справедливо заметил, что формирование тарифов является фундаментальным вопросом для обеспечения безопасности страны. И привел пример явного пренебрежения этим со стороны "Мосэнерго". Уровень рентабельности в компании составляет аж 25 процентов, но должные инвестиции в развитие не производились. И при этом после аварии энергетики заявили о необходимости значительно увеличить тариф. Пир во время чумы, да и только! Лучше бы отчитались за то, как и на что расходуют прибыль: сколько средств идет на производство, а сколько - на непрофильные затраты. А так, получается, сколько бы ни наломали дров горе-реформаторы, они все время на коне, а отдувается за них потребитель, расплачиваясь по неоправданно высоким тарифам.

Вообще с тарифами в стране просто беда. Вроде уже не первый год шагаем по пути реформирования, а четких правил в этом деле как не было, так и нет. Надумали, например, бизнесмены и задрали в прошлом году цены на металл на 66 процентов, начхав, грубо говоря, на все прогнозы Минэкономразвития. Отсутствие сквозного регулирования тарифов считает основной причиной их роста в российской экономике заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Он обратил внимание на то, что "повышение тарифов на местах происходит зачастую без экономических экспертиз". В результате "в первом квартале этого года затраты населения на отопление жилья выросли на 40 процентов, а плата за электроэнергию составляет две трети от всех коммунальных платежей".

Оратор также указал на необоснованные действия энергетиков при установлении тарифов. Например, по мнению ФАС, плата за присоединение к энергосетям должна включать только оплату услуг, связанных с присоединением, а все расходы, связанные с развитием сетевой инфраструктуры, должны включаться в другие тарифы. В настоящее время ФАС после обращения в нее потребителей возбудила ряд дел по фактам, связанным с установлением энергокомпаниями фиксированной платы за присоединение к сетям. В частности, такие дела возбуждены в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

Проверки показывают, что сегодня остро стоит проблема отсутствия эффективного контроля за параметрами, влияющими на рост тарифов. Компании-монополисты часто размещают свои заказы по явно завышенным ценам, "отыгрываясь" затем на потребителях. Конечно, зачем напрягаться, находить и вводить в действие "скрытые резервы производства", устанавливать строжайший режим экономии ресурсов, когда можно свою неоправданную расточительность, а то и просто расхлябанность и некомпетентность переложить на плечи потребителей, при этом забывая, что до сих пор десятки миллионов этих "потребителей" находятся у черты или за чертой бедности?

В связи с этим Федеральная служба по тарифам предлагает ввести социальные нормы потребления и тем самым снизить нагрузку на малообеспеченные слои населения от роста тарифов. "Неизбежное повышение тарифов и рыночное ценообразование усилят финансовое давление на малообеспеченные слои населения и социальную сферу", - подчеркнул на "круглом столе" заместитель руководителя службы Евгений Яркин. "Чтобы избежать негативных социальных последствий, должна быть введена система адресного субсидирования и социальных норм потребления", - заявил он.

И это справедливо, о чем свидетельствует такой пример. Один владелец коттеджа обратился в соответствующий орган с заявкой - обеспечить его участок энергомощностью в один мегаватт. Зачем столько энергии для дома на одну семью? Оказывается, при коттедже был обустроен пляж с... подогревом.

И правильно было замечено, что с жиру бесятся в том числе и потому, что у нас для всех - и для миллионеров, и для нищих - тарифы практически одинаковы. Как и подоходный налог. Вот на днях прозвучала информация, что список миллионеров (разумеется, в долларах) в России стремительно увеличивается. Несложно подсчитать, что если бы они платили не уравненный для всех подоходный налог в 13 процентов, а дифференцированный (скажем, 40 процентов при доходе даже в один миллион), то бюджеты получили бы на десятки миллиардов рублей больше. К сожалению, сегодня в России сплошное равенство, но отнюдь не братство. И богатые (как правило, за счет бедных) с этими бедными не желают делиться.

Тревога за социальные последствия такой политики государства звучала во многих выступлениях. Проблема нашла отражение и в принятых рекомендациях. Государство путем регулирования цен и тарифов должно обеспечивать баланс интересов как монополий, так и потребителей их продукции и услуг. Риски негативных социальных последствий реформ должно принять на себя государство посредством введения адресного субсидирования и социальных норм потребления. А заместитель начальника департамента Минпромэнерго Сергей Михайлов озвучил позицию министерства, которое считает целесообразным создание специальной межведомственной комиссии, которая следила бы за ходом реформирования электроэнергетики в России. По его словам, в процессе реформирования есть определенного рода проблемы, в связи с чем необходимо усиление контроля государства за этим процессом (кто бы сомневался в этом?!).

Конечно, отрадно, что государство вроде бы стало поворачиваться лицом к проблемам реформирования. Приходит в верха и понимание того, о чем давно говорят в низах: можно ли считать реформами те действия, которые не улучшают жизнь страны и ее граждан, а наоборот? А если есть понимание, то должны последовать и действия.

Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ
© "Гудок", 15.06.2005
http://gudok.ru/index.php/25835
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован