В школе Елена была отличницей, активисткой и настоящей заводилой. Ее любили все без исключения. Позднее, будучи уже очень известной, она часто приезжала в Южно-Сахалинск, всегда собирала одноклассников, обожала совместные выезды на природу.
Стать актрисой Елена мечтала с детства. Уже с третьего класса она начала заниматься в театральной студии при Дворце пионеров. В восьмом классе родители поощрили Елену за отличную учебу экскурсионной поездкой в Москву. Гуляя по столице, Майорова дала себе клятву, что скоро вернется. Да не просто вернется, но будет жить недалеко от Кремля... Клятву свою она выполнила. Окончив школу, Елена отправилась в Москву - поступать в театральное училище.
Приехав в 1975 году Москву, Елена Майорова подала документы в несколько творческих вузов, но везде ее ждала неудача. Елена не сдалась, не уехала обратно в родной город. Она пошла учиться в строительное ПТУ, чтобы через год повторить попытку. Учеба в ПТУ. Три дня теории, три дня практики. Молодой девушке пришлось на морозе обматывать трубы стекловатой, металлической сеткой, а сверху бетоном. Елена не просто выдержала, а получила через год красный диплом изолировщицы!
И вот новая попытка. В Школе-студии МХАТ Елену оборвали на первой же фразе: "Спасибо, следующий". Она чуть не умерла от горя! Счастье, что набиравший в ГИТИСе курс Табаков что-то разглядел в девушке. "Она читала не особенно по мысли, а больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие. И как бывает у талантливых людей, она очень заинтересованно наблюдала за проявлением чужого дара. Этим она сразу для меня выделилась".
Будучи студенткой Елена Майорова впервые снялась в кино - в мелодраме Ильи Фрэза "Вам и не снилось". Правда тогда ей досталась лишь эпизодическая роль.
ГИТИС Елена Майорова окончила в 1980 году, а 1982 устроилась в театр "Современник", где проработала год. В 1983 году Елену приняли в труппу МХАТа, где она вскоре стала играть центральные роли в спектаклях как классического, так и современного репертуара.
Своей неординарностью, природным талантом и нестандартной красотой Елена Майорова сразу обратила на себя внимание кинорежиссеров. Она стала часто сниматься, причем в картинах самых разных жанров: в приключенческом фильме-катастрофе "Тридцать четвертый скорый" режиссера Андрея Малюкова, трагикомедии Николая Досталя "Ожидаются похолодание и снег", лирической комедии Самсона Самсонова "Одиноким предоставляется общежитие", социальной драме Павла Чухрая "Зина-Зинуля" и других.
Правда, стоит отметить, что режиссеры видели актрису исключительно проводницей, буфетчицей, фабричной девчонкой, проституткой или сержантом милиции, а ведь Елена Майорова была способна на более интересные роли. Например, после спектакля "Орестея" рецензенты говорили о невероятной красоте актрисы. В этом спектакле Елене довелось играть с Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым, которые стали самыми близкими ее друзьями. Три года гастролей с "Орестеей" по разным странам принесли Майоровой всемирное признание. Ее полюбили и в Италии, и в Японии, а в Греции даже сравнивали с голливудской звездой Гретой Гарбо. При этом всенародное признание не испортило Елену. Она всегда оставалась очень простой и естественной.
Свои лучшие кинороли Елена сыграла в философской драме Владимира Хотиненко "Макаров", политической драме Александра Митты "Затерянный в Сибири" и мелодраме Бориса Яшина "Скорый поезд". За роль официантки вагона-ресторана Ольги Корнеевой в картине "Скорый поезд" Майорова получила приз на кинофестивале "Созвездие-89".
Первый брак Елены оказался неудачным. Она сразу не сошлась характерам со своей свекровью, вследствие чего молодые перебрались в комнатку мхатовского общежития. Вскоре муж Елены не выдержал такой жизни и ушел.
Знакомство с Сергеем Шерстюком, который стал вторым мужем Майоровой, произошло при весьма интересных обстоятельствах. Однажды в гостях у своей подруги в общежитии она изливала свою душу. В какой-то момент Елена вдруг сказала: "Вот сейчас дверь распахнется, и Он войдет..." В ту же секунду постучали, и в комнату вошел Сергей. Это была любовь с первого взгляда!
Первое время в семейной жизни все было нормально. Если же и возникали какие сложности, то Сергей с Еленой хранили их за закрытой дверью своей комнаты. Все изменилось после смерти отца Сергея в 1994 году. Все чаще Елена стала "прикладываться к бутылке". Возможно, причиной тому была наследственность (известно, отец Елены пил), а может быть - подражание кумирам - Далю и Высоцкому. Как бы то ни было, но пока был жив свекор, которого Елена очень уважала и любила, она не позволяла себе "расслабляться"...
Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова предложила Елене Майоровой роль в картине "Странное время". Елене предстояло сыграть зрелую женщину, влюбленную в юношу. "Почему я ее выбрала? - Признается Наталья Пьянкова. - За глаза. Были разные кандидатуры, потому что к ней я долго подбиралась - боялась. Хотя роль написана на женщину, подобную ей, - практически для нее. "Странное время" - все о любви. И в этом его сюжет".
Фильм "Странное время" вызвал сенсацию на фестивале в Роттердаме. У нас же в стране его видел лишь ограниченный круг зрителей. На "Кинотавре" картина не получила ничего, кроме скандала...
"Странное время" сыграло роковую роль в судьбе актрисы. Ее партнером по фильму был 27-летний светловолосый и зеленоглазый актер Олег Васильков. К концу съемок они перенесли отношения с экрана в жизнь. Не таясь ни от кого, они вместе жили в одном гостиничном номере, вместе гуляли... Олег Васильков был без ума от Елены, он верил, что сможет ее спасти, заговаривал даже о ребенке... Муж Сергей Шерстюк очень переживал, но не опускался до откровенных разбирательств.
Мысли о самоубийстве приходили к Елене и раньше - ее снимали с подоконников, ловили на подножках мчащихся поездов, отнимали пистолет... А может быть она просто играла в самоубийство?!
Развязка произошла 23 августа 1997 года. В течение всего дня она беспрерывно диктовала сообщения на пейджер Олегу. Сначала: "Где ты? Приезжай". Через несколько часов: "Приезжай, я умираю". Намеренно ли она облила себя керосином и подожгла, или это была очередная игра в самоубийство, закончившаяся трагически - теперь уже, наверное, не узнает никто. Официальной версией следствия стало неосторожное обращение с огнем.
С ожогами 85 процентов поверхности тела актриса была госпитализирована в институт Склифосовского. Обгоревшее тело Елены Майоровой положили в клинитрон - специальную кровать, где флюидирующий песок создает эффект воздушной подушки. Казалось, сознание к Лене уже не вернется. Но медсестра, взглянувшая на фотографию в паспорте, воскликнула невольно: "Надо же, как на артистку похожа!", и пациентка, уловив знакомое слово, внезапно откликнулась: "Да, я артистка". Это был последний всплеск майоровской гордости...
Примечательно то, что православная церковь Елену простила. Ее отпели, потому что слышанные в подъезде крики "Помогите!" в Патриархии расценили так: в последние минуты хотела жить, значит, раскаивалась в своем грехе, значит, поднося к платью спичку, действовала по наваждению.
Муж Елены Сергей Шерстюк записал в дневнике после ее смерти: "Мы с тобой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя делать вовсе. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю. Ты любила мои ласки, я любил тебя ласкать, но надо было тебя заласкать до заласканности ребенка, пропавшего и вдруг найденного..." Сергей пережил жену ровно на 9 месяцев...