17 ноября 2007
1996

`Урал Промышленный - Урал Полярный`: мегапроект в действии

Одним из важнейших путей развития экономики Югры в направлении диверсификации и снижения зависимости от доходов нефтегазового сектора, наряду с внедрением инноваций, является освоение территорий Приполярного Урала. Сегодня в рамках грандиозного проекта "Урал промышленный - Урал полярный" это направление получило поддержку на федеральном уровне и уже переходит из стадии стратегических разработок в стадию реализации. О непростой истории проекта, о проблемах, возникших в ходе его разработки, мы беседуем с директором Департамента развития Приполярного Урала Правительства Югры Александром Игоревичем ШПИРЕНКО.

- Александр Игоревич, кому принадлежит инициатива разработки программы комплексного освоения Приполярного и Полярного Урала? Кто был, если можно так выразиться, автором идеи?

Инициатива разработки такой программы принадлежит Александру Васильевичу Филипенко. Причем саму идею освоения Приполярного Урала он вынашивал очень давно - еще с тех времен, когда был первым секретарем Березовского райкома КПСС. Уже тогда было известно о существовании здесь богатых рудных месторождений, и он в общих чертах представлял себе промышленный потенциал территории Приполярного Урала. К сожалению, политика государства была в то время такова, что все силы были брошены на разведку нефтегазовых месторождений. Геологоразведкой твердых полезных ископаемых в этом районе никто всерьез не занимался. Предварительные работы, конечно, велись, иначе бы мы вообще ничего не знали о запасах природных ископаемых в районах Приполярного Урала. Но, как я уже сказал, основные силы государство бросало на поиск новых месторождений углеводородного сырья. На нем, как известно, держалась вся экономика позднего СССР.
Став Губернатором Югры, Александр Васильевич не оставил идею освоения районов Приполярья. Начиная с 1997 года, Правительство округа целенаправленно вкладывало средства в геологоразведку северо-западных территорий. За десять лет на эти цели было потрачено около двух миллиардов рублей. Но затраты себя полностью оправдали! Мы выяснили предполагаемый объем запасов твердых полезных ископаемых Приполярного Урала и могли теперь приступить к разработке проекта его комплексного освоения.

- Какова была первая реакция Федерального правительства на эту инициативу, изменилась ли она сейчас?

Первые годы (2003 - 2005 гг.) на федеральном уровне на нас смотрели как на фантазеров. Отношение изменилось в 2005 году, после проведенного в Челябинске совещания, посвященного развитию Уральского федерального округа. Там впервые рассматривался наш проект и было подписано соглашение между шестью субъектами федерации (Югрой, Ямалом, Свердловской, Пермской, Челябинской областями и республикой Коми) о комплексном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортного и энергетического комплексов. Так был дан старт проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный". Тогда же Президент РФ, Владимир Путин, дал соответствующее поручение правительству, а полпредство УрФО взялось курировать проект.

- И плотина была прорвана?

Еще нет! Поручение Президента надо было, конечно, исполнять. В Федеральном правительстве нам говорили: все это очень интересно, однако, пока у вас не будет подтвержденных запасов, рассматривать проект рано. Осторожность правительственных чиновников можно было понять. В конце концов, речь шла о проекте, масштабность которого возрождала в памяти как лучшие, так и худшие примеры из советской эпохи. Кроме того, если уж говорить честно, в последнюю четверть века Россия вообще отвыкла от замыслов такого размаха.
Психологический барьер был, мне кажется, преодолен в июне этого года, во время проведения международного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге. Мы защищали там свой проект перед комиссией Инвестиционного Фонда при Министерстве экономического развития. Проект получил полную поддержку со стороны государства. И с этого момента отношение к нему кардинально изменилось! Когда мы вернулись из Петербурга, то сразу почувствовали, как далеко шагнули вперед!

- Если речь идет, главным образом, об освоении рудных запасов Урала, при чем тут "опережающее развитие транспорта и энергетики"? Эта фраза встречается во всех документах, и Вы тоже упомянули об этом.

Посмотрите на карту Березовского района, территория которого целиком попадает в сферу проекта "Урал промышленный - Урал полярный". Вы увидите, что там нет ни железных, ни автомобильных дорог. Зимой можно проехать только по "зимникам", а в летний период - по рекам или на вертолете. В районе нет централизованного энергоснабжения. Во всех населенных пунктах электроэнергию вырабатывают дизельные установки.
Прежде чем начать здесь масштабное освоение месторождений, необходимо построить автомобильные дороги с твердым покрытием, железную дорогу, создать новые энергетические мощности. Другими словами, сначала необходимо развернуть инфраструктуру добычи рудных ископаемых, и лишь затем приступать к промышленному освоению месторождений.

- Вы считаете, что это задача государственной власти? Почему развитием инфраструктуры не займутся частные инвесторы, заинтересованные в разработке месторождений?

По предварительным расчетам весь проект комплексного освоения Полярного и Приполярного Урала "тянет" на 540 миллиардов рублей. Только по территории нашего округа инвестиционная емкость проекта составляет свыше 300 миллиардов рублей. Таких денег Федеральное правительство нам не даст. Да мы на это и не рассчитывали. Финансирование всего проекта в целом будет вестись из разных источников. Понятно, что освоение рудных месторождений целиком и полностью должно идти за счет средств частных инвесторов-недропользователей. Энергетика тоже считается инвестиционно привлекательной отраслью и мы рассматриваем возможность привлечения сюда негосударственных средств. Что же касается строительства автомобильных и железных дорог, то на эти цели частного инвестора не найдешь. Поэтому, составляя заявку в Инвестиционный Фонд, мы решили сосредоточиться на том, что однозначно является заботой государства - на строительстве железной дороги вдоль восточного склона Уральского хребта между станциями Полуночная и Обская. Стоимость этого проекта оценивается в 100 миллиардов рублей.

- Именно эту стройку согласен финансировать Инвестиционный Фонд?

Да. Хочу обратить внимание на весьма примечательный факт. Недавно, представляя Президенту РФ проект стратегической программы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2020 года, руководитель компании "Российские железные дороги", Владимир Якунин отметил, что до указанного года необходимо "решить проблему прокладки железнодорожных магистралей к основным точкам роста российской экономики". Такой точкой роста Якунин назвал территорию, где развернется проект "Урал Промышленный - Урал Полярный".

- Вам приходилось сталкиваться с критикой проекта? Один уральский ученый сравнил его со строительством БАМа. Он утверждает, что железная дорога будет нерентабельна, поскольку месторождения Приполярного и Полярного Урала не до конца изучены, а оценки запасов полезных ископаемых носят прогнозный характер. У Вас есть ответ на эти возражения?

Критики мы не боимся и готовы отвечать на нее по существу. Давайте вспомним, как осваивалась Западная Сибирь накануне и в период нефтяного бума. До тех пор, пока не забили фонтаны, никто не верил, что здесь вообще есть нефть и что в развитие инфраструктуры стоит вкладывать государственные средства. И лишь когда геологи доказали наличие в Западной Сибири гигантских запасов нефти и газа, сюда потекли финансовые реки.
Теперь же ситуация другая. Сегодня уже есть поставленные на государственный учет запасы твердых полезных ископаемых в Приполярном и Полярном Урале. Идет интенсивный процесс перевода месторождений из оценочно-прогнозных категорий в категорию государственных запасов. Округ увеличивает средства, вкладываемые в геологоразведку. В 2006 году нами потрачено 310 млн. руб., в 2007 эта сумма составит почти 322 млн. руб. В трехлетний бюджет на 2008 - 2010 годы заложена сумма 1087 млн. руб., которая пойдет на геологоразведочные работы. Другими словами, к тем запасам, которые уже есть и которые служат, своего рода, гарантией проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", будут добавляться все новые и новые объемы разведанных и поставленных на государственный учет запасов полезных ископаемых.
Кроме нас в строительстве "транспортного коридора" вдоль восточного склона Уральского хребта заинтересован Ямало-Ненецкий округ. Сейчас он связан одной железнодорожной веткой с Тюменью и та перегружена! Предприятия не имеют возможности вывозить все, что добывают. Есть планы продолжения этого "коридора" по территории Ямала до выхода к Северному морскому пути. Тогда в этот грузопоток вольются еще горнорудные ресурсы Полярного Урала! А если начнется широкомасштабное освоение океанского шельфа? Согласитесь, мы обязаны думать еще и на перспективу!
Что же касается оценки данного проекта российскими учеными, то надо помнить одно важное обстоятельство: в науке никогда не бывает полного единомыслия. Проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" прошел презентацию в Академии Наук РФ и был поддержан самым представительным сообществом российских ученых. Более того, Академия Наук рекомендовала своему Уральскому отделению оказать проекту всемерную поддержку.

- Это замечательно. И все-таки, не ставится ли телега впереди лошади? Быть может, сначала надо было договориться хотя бы на уровне предварительных соглашений с потенциальными инвесторами? Чтобы имелась абсолютная уверенность: когда железная дорога будет построена, инвестор сюда точно придет...

Такая работа велась и ведется непрерывно. Интерес инвесторов к проекту меняется в зависимости от того, как он продвигается в Правительстве РФ. Кстати говоря, мы бы не получили одобрения комиссии Инвестиционного Фонда, если бы не имели предварительных соглашений с негосударственными компаниями. Ведь одним из важнейших условий для рассмотрения заявки является наличие соглашений с частными инвесторами с подтверждением софинансирования реализации проекта в размере не менее 25% его стоимости. Такие гарантии в форме предварительных соглашений были представлены от РАО ЕЭС, "Газпром", ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", ЯЖДК, компании "Новатэк", ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ и ряда других компаний.

- "Транспортный коридор", о котором Вы сказали, включает в себя не только железную, но и автомобильную дорогу. А на ее строительство кто даст деньги?

Рядом с железной дорогой, как Вы правильно сказали, пойдет автомобильная - до поселка Агириш, куда уже доведена действующая автотрасса. После того, как обе дороги начнут работать, весь район Приполярного и Полярного Урала будет замкнут в сеть автомобильных и железных дорог России. В качестве источника финансирования мы будем рассматривать существующие федерально-целевые программы по дорожному строительству и, возможно, в какой-то части, программу "Сотрудничество".
Как я уже говорил, мы не рассчитывали только на федеральное финансирование всего проекта. Поэтому и было принято решение объединить усилия нескольких субъектов Федерации, заинтересованных в его реализации. С этой целью учреждено открытое акционерное общество "Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный", главными акционерами которого стали три субъекта Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Тюменская область.

- Получается так: на геологоразведку и развитие транспортной инфраструктуры региона Федеральное правительство и субъекты Федерации потратят значительные средства, исчисляемые сотнями миллиардов рублей. А потом придут частные инвесторы и будут осваивать месторождения. В чем же тут интерес государства? Стоит ли овчинка выделки?

Задача государства - создавать необходимые условия для развития территории. Деньги, потраченные на геологоразведку и строительство инфраструктуры, мы, так или иначе, вернем через лицензии на разработку месторождений и налоги от деятельности горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий, которые будут здесь работать. Ситуация аналогичная с нефтедобывающей отраслью. У нас же практически нет ни одной нефтяной компании, принадлежащей государству, за исключением "Роснефти". Все месторождения находятся в частных руках. Тем не менее, государство живет за счет налогов, которые собирает с нефтяников.

- Вы упомянули о налоговых доходах от добычи нефти. Освоение Приполярного Урала считается важным, в том числе и для того, чтобы снизить зависимость Ханты-Мансийского округа от нефтяных денег. Как Вы полагаете, если проект "Урал промышленный - Урал полярный" будет полностью реализован, какую часть доходов округа это покроет? И каково будет соотношение доходов, получаемых от нефтедобычи, с доходами от горнорудной промышленности?

Конкретную цифру предполагаемых доходов сейчас никто не назовет. Ведь полная реализация проекта включает не только строительство транспортных магистралей и разработку рудных месторождений. Здесь есть богатейшие запасы кварца и строительных материалов. Здесь будут создаваться новые энергетические мощности. Только по предварительным расчетам здесь можно построить крупные ТЭЦ на угле, общей мощностью до 4800 мегаватт, что позволит не только полностью закрыть все энергопотребности наших северо-западных территорий, но и продавать избыток электроэнергии за пределы округа. Реализация проекта приведет к созданию порядка 60 тысяч рабочих мест, которые необходимо не просто заполнить людьми, но дать этим людям современное жилье, отвечающее всем требованиям, обеспечить им соответствующее качество жизни - создать социальную инфраструктуру (школы, больницы, культурные учреждения, места отдыха, сервисные предприятия). В результате доходы, которые начнут поступать при полной реализации проекта в бюджет региона, будут складываться из всех видов деятельности, а не только от добычи полезных ископаемых.
Но одну цифру я Вам все-таки назову. Губернатор поставил задачу: к 2020 году снизить долю доходов региона, связанную с добычей углеводородов, до 48%. Сегодня она близка к 90%. Причем задача эта должна быть решена не за счет падения нефтедобычи, а за счет увеличения доходов других секторов экономики. Комплексное освоение Приполярного Урала Югры - это повышение конкурентоспособности экономики автономного округа за счет перехода от моносырьевого экономического развития к комплексному, это обеспечение стабильности развития территории. В итоге благополучие Югры перестанет зависеть от мировых цен на нефть.

- Учитывались ли в разработках вопросы экологии и сохранения уникальной природной среды Приполярного и Полярного Урала?

Безусловно учитывались и будут учитываться. Эти вопросы серьезно изучались уже на стадии обоснования инвестиций в "транспортный коридор", когда еще только рассматривались варианты выбора направления железной дороги. По просьбе главы Березовского района были внесены коррективы с тем, чтобы трасса не затронула оленьи пастбища, которых здесь очень много. В рамках проекта освоения территории Приполярного Урала будут предусмотрены локальные территории, где вообще будет запрещена хозяйственная деятельность. Сейчас формируется техническое задание на разработку комплексной концепции и программы развития территории Приполярного Урала, составной частью которого будет блок по вопросам экологии и сохранению мест обитания коренных жителей Севера. Вырабатываются требования и нормативы к потенциальным инвесторам, соблюдение которых будет обязательно при освоении территории.

- Вы не находите, что все перечисленные направления деятельности - в частности, экология, создание социальной инфраструктуры - так или иначе связанные с вопросами освоения Приполярного Урала, выходят далеко за рамки проекта "Урал промышленный - Урал полярный"?

Департамент развития Приполярного Урала, которым я руковожу, изначально создавался под этот проект. Работа над ним была рассредоточена по отраслевым департаментам Правительства Югры, требовался координирующий центр, где бы собирались воедино все полученные результаты. Поэтому Губернатор принял решение - создать наш департамент. Но по мере того, как проект обретал все более отчетливые контуры, нам становилось понятно, что задачи департамента гораздо шире. Они включают в себя разработку комплексной стратегии социально-экономического развития тех территорий, которые попадают в сферу реализации проекта. На данном этапе мы пришли к пониманию, что необходимо вовлекать в эту работу муниципальные образования, расположенные в зоне проекта. Сейчас по распоряжению Губернатора формируется рабочая группа по разработке стратегии освоения Приполярного Урала. В нее войдут представители муниципальных образований, попадающих в сферу реализации проекта. При определении своих долгосрочных планов муниципальные образования должны понимать свое место и роль в проекте. И это должна быть совместная работа Правительства и муниципалитетов по согласованию своих стратегий.

- Возвращаясь к началу нашего разговора, хотелось бы узнать, в какой стадии на данный момент находится реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"?

Что делает Правительство Югры в рамках реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", я уже рассказал. Если посмотреть, как в целом продвигается проект, то картина следующая. Заканчивается работа по обоснованию инвестиций в транспортный коридор. Эта работа ведется Научно-технологическим проектным институтом транспортной инфраструктуры и финансируется из программы "Сотрудничество".
15 ноября состоялось заседание Инвестиционной комиссии под председательством главы Минрегионразвития Дмитрия Козака, на котором было одобрено финансирование первого этапа реализации инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" за счет средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации - разработки проектной документации строительства железнодорожной магистрали "Полуночное - Обская". Проект мы расчитываем получить к концу 2008 года. После его утверждения в Инвестфонд будет подана еще одна заявка - на финансирование непосредственно строительных работ. Строительство будет вестись 5-7 лет. Другими словами, к 2015 - 2016 годам на железной дороге может быть начато движение. Параллельно с этим будут строиться энергомощности, будет продолжаться геологоразведка и решаться весь комплекс вопросов, связанных с началом освоения рудных месторождений.

Беседовал И.Лихоманов

Регион 86. Ноябрь 2007. Беседовал И.Лихоманов.












Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован