20 июня 2007
1882

УРАЛЬСКИЙ КОЛОСС

Освоение Полярного Урала станет самым амбициозным проектом в современной России, отдача от которого, как ожидают эксперты, будет колоссальной
Более 500 миллиардов рублей - именно столько средств понадобится для промышленного освоения Приполярного Урала в рамках реализации одноименного проекта, пожалуй, самого амбициозного в новейшей истории России. Источников финансирования проекта, как ожидается, будет три - федеральный бюджет, региональный, а также частный инвестор, для чего в настоящее время прорабатывается законодательно-правовая база. Об этом нашему еженедельнику в эксклюзивном интервью сообщил директор Департамента развития Приполярного Урала в правительстве ХМАО Александр Шпиренко.
По словам чиновника, реализация проекта имеет стратегическое значение не только для самой Югры, которая намерена вложить в "Урал" более 300 миллиардов рублей и за счет него добиться значительной диверсификации региональной экономики. В плюсе окажется вся Россия, поскольку "Урал промышленный" - это тонны золота, мегатонны качественного угля и еще огромная масса полезных ископаемых, включая редкие и только в недрах этого региона встречающиеся виды минерального сырья.

Мегазадачи мегапроекта
- О проекте "Урал промышленный - Урал Полярный" заговорили еще три года назад. Тогда - достаточно робко и пространно, сегодня - уже не так неуверенно, но по-прежнему без особой конкретики, отчего сам проект, к которому прочно "приклеилась" приставка "мега", производит впечатление чего-то грандиозного и вместе с тем призрачно-сюрреалистичного. Скажите, какие конкретные вопросы и задачи решает реализация "Урала"?

Если мы говорим о Югре, то для правительства ХМАО основная цель реализации проекта - диверсификация экономики. До 2020 года долю нефтегазового сектора в структуре внутреннего валового продукта предполагается снизить с нынешних 90 процентов до 48 за счет развития других секторов экономики. Так вот комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых, что и является главной составляющей реализации проекта "Урал промышленный", позволяет решить эту задачу. Значение эффективной реализации проекта для Югры велико - у округа появляются дополнительные возможности не только развивать транспортную инфраструктуру и энергетику, но и формировать горнорудный сегмент промышленности. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Эти электростанции смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих, а в дальнейшем - и новых потребителей Приполярного и Полярного Урала.
Одним из важных элементов создания транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный" является строительство на территории Югры железной дороги Полуночная - Обская. Транспортный коридор позволит надежно связать ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала и Севера Западной Сибири со старо-промышленными районами Урала. Также, благодаря перспективам вывода этого транспортного коридора на Новый Порт и Харасавэй, регион получит выход к портам Северного Морского Пути. Кроме того, в планах развития Северных транспортных коридоров отмечу перспективы создания широтного транспортного коридора, который должен соединить два меридиональных транспортных коридора - Тюмень - Новый Уренгой и Полуночная - Обская. Он планируется по территории Югры: от действующей транспортной системы запада Югры через Нягань - Ханты-Мансийск - Пыть-Ях с выходом через Нижневартовск - на Стрежевой и на действующую транспортную сеть Томской области, с последующим выходом на Транссиб.
Транспортный коридор "Урал промышленный - Урал Полярный" даст экономике региона новые возможности выхода на глобальные транспортные коридоры, что в свою очередь обеспечит транзит грузопотоков из Европы на рынки Средней Азии и стран Персидского залива через Северный Морской Путь с выходом на Трансазийский транспортный коридор.
Создание Транспортного коридора Приполярного и Полярного Урала в рамках реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и развития транспортной системы округа позволит укрепить каркас транспортной системы Урала и Западной Сибири и решить стратегическую задачу внутреннего территориального и экономического развития западной части Югры.
Таким образом, реализация проекта решает задачи:
- по обеспечению ресурсной и энергетической безопасности и закрытия дефицитов мощностей в энергосистемах Урала и Западной Сибири;
- по выходам на глобальные транспортные коридоры: Северный Морской Путь, Трансазийский Транспортный коридор, Северный Сибирский широтный транспортный коридор;
- по созданию новых транспортно-логистических центров на территории Югры;
- по социально-экономическому развитию территорий Урала и Западной Сибири. Вышеперечисленное позволяет утверждать, что проект "Урал промышленный - Урал Полярный" является стратегическим не только для развития Югры, Урала и Западной Сибири, но и России в целом.

Сто миллиардов на минералы...
- Теперь понятно, почему проект считается грандиозным. Но такие планы потребуют соответствующей инвестиционной базы, которая должна быть не менее грандиозной. Есть ли уже хотя бы предварительные расчеты о финансовой емкости "Урала"?

Прежде чем озвучить цифры, характеризующие объемы инвестиций, думаю, необходимо рассказать, а куда эти деньги, собственно, будут потрачены.
С целью обеспечения комплексного развития проекта на территории Югры органами государственной власти автономного округа созданы рабочие группы по разработке отраслевых разделов общей концепции и программы реализации проекта. В рамках этих разделов и ведется предварительный расчет его инвестиционной емкости.
Рабочей группой по вопросам недропользования с привлечением специалистов отраслевой и академической науки выполнен и принят один из основополагающих разделов концепции - "Недропользование". Раздел одобрен соответствующим распоряжением правительства ХМАО.
В рамках данного раздела выделены шесть основных горнорудных комплексов, или потенциальных горнопромышленных узлов (ПГПУ). ПГПУ объединяют в себе как уже отрабатываемые месторождения, так и объекты геологоразведочных работ, перспективные на открытие месторождений дефицитных полезных ископаемых. Практически все проводимые и планируемые объекты геологоразведочных работ сконцентрированы в том или ином ПГПУ.
Согласно разделу "Недропользование" указанной концепции, освоение минеральных ресурсов должно осуществляться в два этапа: первый из них охватывает время с 2006 по 2010 годы, второй - с 2011-го по 2020-й.
С учетом относительно высокой степени разведанности некоторых видов минерального сырья и малых объемов перевозок на первом этапе возможна организация добычи россыпного и рудного золота, кварцевого сырья, бурого угля, некоторых видов горнотехнического сырья и стройматериалов для местных нужд.
На втором этапе (2011-2015 годы) объемы добычи минерального сырья по перечисленным выше видам полезных ископаемых возрастают. Так, добыча россыпного золота с 350 килограммов в 2010 году увеличивается до 400 килограммов в 2015-м, рудного золота, соответственно, с 600 килограммов до одной тонны. Добыча цеолитов возрастет с 20 тысяч тонн до 30 тысяч тонн. В производстве кварцевого особо чистого концентрата намечается в 2012 году выйти на проектную мощность завода - десять тысяч тонн и в дальнейшем сохранить эти объемы.
Но главным на втором этапе является крупномасштабное освоение таких видов сырья, как бурый уголь и руды черных и цветных металлов (железных, медноцинковых и хромовых). Это обеспечит грузооборот будущей железнодорожной магистрали всего транспортного коридора.
А теперь о деньгах. Для освоения ресурсов твердых полезных ископаемых, согласно предварительным расчетам в рамках "Концепции... раздел Недропользование", необходимые инвестиции на первом этапе составят 14,6 миллиарда рублей, на втором - 108 миллиардов рублей.

... И полтриллиона - на весь "Урал"
С освоением полезных ископаемых в общих чертах понятно. А сколько средств понадобится на развитие транспортной инфраструктуры?

Этот вопрос я бы увязал с необходимостью решения задачи по обеспечению проекта электроэнергией.
В апреле 2007 года правительством автономного округа рассмотрена и одобрена "Концепция развития энергетики Приполярного и Полярного Урала на базе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений".
До 2020 года при реализации регионального проекта на Приполярном Урале появляются новые крупные потребители электроэнергии, среди которых: Магистральный железнодорожный транспорт (новая железная дорога Полуночное - Обская), добыча и обогащение Северо-Сосьвинских бурых углей (топливная промышленность), добыча и обогащение рудного сырья для черной и цветной металлургии, химии и промышленности строительных материалов.
Общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям в зоне Приполярного Урала на 2015-2020 годы может превысить 200 мегаватт. В связи с этим в перспективном развитии энергетики Приполярного Урала выделяется два основных этапа.
Первый охватывает период 2007-2015 годов и продолжается до завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги Полуночное-Обская. В это же время предполагается к реализации проект строительства газо-турбинной станции (ГТС) мощностью 122 мегаватта в поселке Приполярный с параллельным строительством высоковольтной линии 110 киловольт "Приполярное - Саранпауль" и "Приполярное - Усть-Манья".
Второй этап, а это период 2015-2020 годов, связан с освоением природно-ресурсного потенциала территории Приполярного Урала. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинско-Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе Югры. Эти электростанции смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих и новых потребителей энергорайона Приполярного и Полярного Урала.
Проектная электрическая мощность первоочередной электростанции на Северо-Сосьвинских углях может быть рекомендована в 600 мегаватт. Такая мощность с учетом ГТС "Приполярная" полностью покрывает суммарные электрические нагрузки потребителей Приполярного и Полярного Урала на этапе до 2020 года.
Общие объемы капитальных вложений в строительство объектов энергетической инфраструктуры (объекты генерации и электросетевое хозяйство) предварительно оцениваются в 60 -74 млрд. рублей в ценах 2006 года.
Конечно, решение вопросов создания минерально-сырьевой базы и энергетики Приполярного Урала невозможно без создания транспортной инфраструктуры. Поэтому правительство Югры уделяет этому самое серьезное внимание. В рамках проекта ведется работа по созданию Транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный". Эта работа проводится совместно с федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ - партнеров по проекту. Среди них ОАО "Ямальская железнодорожная компания", ЗАО институт "НТПИ и ТИ". При этом для нас очень важно, чтобы уделялось внимание не только технической стороне вопроса (приближенность будущего коридора к потенциальным горнопромышленным узлам и эффективное обслуживание грузопотоков), но и экологическим и социальным параметрам (охрана окружающей среды, соблюдение интересов местных коренных малочисленных народов Севера).

- Таким образом, какова общая инвестиционная емкость проекта?

В целом по проекту прогноз потребности в инвестициях выглядит следующим образом: для освоения твердых полезных ископаемых на первом этапе - 14,6 млрд. рублей, на втором - 108 млрд. рублей; развитие транспортной инфраструктуры (строительство железной дороги на территории Югры) оценивается в 61 млрд. рублей (в ценах 2006 года), стоимость строительства автомобильной дороги может составить 48 млрд. рублей. Ну и, наконец, потребность в инвестициях в развитие энергетической инфраструктуры проекта оценивается (с учетом сетевого строительства и генерации) в 60-74 миллиарда рублей. Учитывая сказанное, общая инвестиционная емкость проекта может составить около 300 миллиардов рублей, только на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В целом по проекту "Урал промышленный - Урал Полярный" эта цифра может превысить полтриллиона рублей.

Welcome, или инвесторам вход... разрешен
- Планируется ли привлекать для реализации программы частные средства, и если да, то на каких условиях?

Безусловно, данный проект - инвестиционноемкий, с большой инфраструктурной составляющей. С длительными, свыше десяти лет, сроками окупаемости и большим мультипликативным эффектом. Реализация комплексного инфраструктурного и ресурсного проекта такого масштаба, как "Урал промышленный - Урал Полярный", возможна в современных экономических условиях только на основе партнерских отношений государственных структур и частного сектора с применением современных механизмов государственно-частного партнерства.
Мы открыты к диалогу с потенциальными инвесторами по рассмотрению различных схем и инструментов финансирования проекта развития Приполярного Урала. Инвесторам, какие бы финансовые инструменты и инвестиционные схемы не использовались, нужна уверенность в том, чтобы проект был утвержден государственными органами и что на самом деле он имеет поддержку государства. Мы понимаем это и работаем в данном направлении.
Такие источники финансирования, как Федеральная целевая Программа или Инвестиционный фонд Российской Федерации, ведомственные федеральные и окружные инвестиционные программы, по нашему мнению, демонстрируют и подтверждают приверженность государства к таким проектам. Это финансирование может быть получено по широкому кругу проектов в составе мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный". И такая работа активно ведется в правительстве РФ.

- Во время своего недавнего визита в Югру полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев заявил, отвечая на вопрос корреспондента нашего еженедельника, что, скорее всего, "Урал" будет финансироваться из Инвестиционного фонда России. Насколько это, по вашему мнению, вероятно?

На днях делегация правительства Югры вернулась из Санкт-Петербурга, где принимала участие в XI Международном экономическом форуме. В рамках форума прошла презентация проекта, который представила корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный". А также прошло заседание инвестиционной комиссии Министерства экономического развития РФ, которая рассмотрела проект и приняла решение о государственной поддержке и выделении средств из Инвестфонда на первый этап (создание проектной документации) в размере 6,5 миллиарда рублей.
Как вам известно, согласно положению об Инвестфонде, одним из условий осуществления финансирования из данного фонда является наличие соинвестора с частным капиталом не менее 25 процентов от выделяемой суммы. И сейчас ведется активная работа по формированию пула частных инвесторов для вхождения в локальные проекты по созданию энергетической и транспортной инфраструктуры, а также освоению месторождений твердых полезных ископаемых.

- То есть государство открывает дорогу частным деньгам на освоение "Урала"?

Основные инвестиционные механизмы реализации проекта так или иначе основаны на принципах государственно-частного партнерства.

И для этого уже проработана соответствующая законодательная база?

В настоящее время такая работа ведется. Необходимо разработать целый ряд законодательных и нормативных правовых актов как на уровне субъекта, так и на уровне Российской Федерации.
Если говорить о субъекте Федерации, то в рамках реализации распоряжения губернатора Югры по формированию концепции и программы комплексного промышленного освоения Приполярного Урала правительство Югры предпринимает усилия по созданию нормативной базы для формирования правового режима, способствующего благоприятному инвестиционному климату, координации бюджетной и инвестиционной политики властей и хозяйствующих субъектов в соответствии с этапами развития проекта. Кроме того, идет формирование нормативной правовой базы в области государственно-частного партнерства.
Государственная поддержка проекта идет не только на административном уровне и заключается не только в активном участии в формировании эффективной институциональной среды. Речь идет и о прямой финансовой поддержке на начальных стадиях некоторых стратегически важных инвестиционных проектов, проектов стержневых, имеющих большой мультипликативный эффект, чтобы инвесторы, финансирующие такие проекты, были уверены в надежности своих финансовых вложений.




- Какая сумма средств уже выделена на освоение "Урала"?

С целью максимального снижения рисков инвесторов на начальном этапе правительство Югры уже осуществляет бюджетное финансирование региональных отраслевых целевых программ и финансирование конкретных мероприятий в рамках мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Размер и направление выделенных средств следующие:
- геологоразведочные работы и работы по изучению и пополнению материально-сырьевой базы, формирование потенциальных горнопромышленных узлов - все они профинансированы из федерального и окружного бюджетов на сумму около двух миллиардов рублей; проектные, изыскательские и иные работы по формированию транспортного коридора - из целевой программы "Сотрудничество" профинансированы в размере 447,3 миллиона рублей; работы по формированию энергетической инфраструктуры Приполярного Урала - помимо выполнения проектных работ и работ по формированию Концепции развития энергетики, начиная с 2004 года из окружного бюджета на финансирование данных работ выделены средства в размере 311 миллионов рублей.
Кроме того, создаются новые перерабатывающие производства. Например, комплекс "Полярный Кварц", продукция которого будет обеспечивать сырьем такие высокотехнологичные отрасли, как микроэлектроника, стекольная промышленность, производство медтехники. В рамках проекта "Полярный кварц" создано горнорудное производство, завершается создание обогатительного производства. Уже сегодня предприятия приступают к промышленному освоению месторождений золота. Правительство Югры готово и далее поддерживать реализацию проекта как организационно, так и финансово, и приглашает к сотрудничеству потенциальных инвесторов и финансовые структуры уже на стадии предпроектных разработок. Это позволит им войти в проекты на начальной стадии, а значит, на более выгодных условиях, и даст возможность инвесторам принимать решения и влиять на формирование и реализацию проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".

Подготовил Николай Епифанов.

СПРАВКА "МК": Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" предусматривает почти 40-процентное увеличение ВВП России за счет соединения транспортных сетей ЯНАО и ХМАО с территориями промышленного Урала. При этом реализация проекта направлена прежде всего на обеспечение перетока машиностроительных ресурсов в обрабатывающую отрасль. Достигать этого можно будет за счет нового горнорудного района, который пройдет по восточному склону Уральских гор. Как отметил полпред президента России в УрФО Петр Латышев, "сегодня цена железнорудного концентрата в четыре раза ниже, чем на мировом рынке, а здесь (на полярном Урале. - Авт.) - колоссальные запасы угля, руд цветных металлов; то есть базовые отрасли промышленности Урала могут обеспечиваться доступным и дешевым сырьем". По мнению полпреда, реализация проекта позволит создать условия, которые помогут "встать на ноги" отечественному машиностроительному комплексу.
СПРАВКА "МК": Согласно озвученным первым вице-премьером российского правительства Сергеем Ивановым данным, общая инвестиционная емкость проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" составит около 530 миллиардов рублей. Из них 105 миллиардов будет выделено из инвестиционного фонда страны, около 79 миллиардов - вложения регионального бюджета, остальные средства (350 миллиардов рублей) планируется привлечь в виде частных инвестиций. В настоящее время заканчивается государственная экспертиза проекта, после чего документ, уже получивший высокую оценку специалистов Минтранса России, должен быть рассмотрен экспертным советом Минэкономразвития (будет принимать окончательное решение о возможности и размерах финансирования проекта из Инвестфонда РФ).


МК-Югра. No 25 (309) от 20.06.2007. Подготовил Н.Епифанов.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован