22 февраля 2006
1172

Уроки в школе диалога

Россия и Международная организация труда: необходимость взаимодействия

Международная организация труда (МОТ) - в своем роде долгожительница. Она была основана при Лиге Наций (предшественнице ООН) вскоре после Первой мировой войны, в апреле 1919 г., на мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. Ее устав стал частью Версальского мирного договора.

Устав МОТ исходит из двух принципов - универсальности и трехстороннего представительства. Первый принцип означает возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя обязательства, предусмотренные уставом. Второй принцип - принцип трехстороннего представительства (трипартизма) - пронизывает все структуры МОТ и заключается в том, что каждое государство в организации представляют два делегата от правительства и по одному делегату от трудящихся и предпринимателей.

Согласно уставу целью МОТ является достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости.

Революционная Россия практического участия в создании МОТ не принимала, но влияние нашей страны тогда реально осознавалось. Прогрессивные буржуазные деятели понимали необходимость реформ, улучшающих положение трудящихся. В противном случае правящий класс, как это произошло в России, в одночасье мог потерять все.

Советский Союз вступил в МОТ в 1934 г. и находился в ней по 1940 г. В 1954 г. СССР снова стал ее членом. Российская Федерация свое членство в организации обрела как правопреемница СССР. Белоруссия и Украина наряду с Советским Союзом являлись и остаются членами ООН и МОТ.

За время своего существования МОТ выработала 185 конвенций (договоров). Из них в Российской Федерации сегодня действующими являются 52 конвенции, включая 8 основополагающих, в которых изложены главные принципы и права в сфере труда. Россия как суверенное государство ратифицировала 10 конвенций. Пик ратификаций приходится на 1998 г., когда Государственной Думой было ратифицировано пять конвенций: об инспекции труда; об упразднении принудительного труда; о безопасности и гигиене труда; о регулировании вопросов труда; о трудящихся с семейными обязанностями.

С трансформацией экономической и политической системы России интерес к ней со стороны МОТ значительно возрос. Руководство организации практически, позитивно откликалось на все просьбы российской стороны. В частности, была оказана помощь в разработке положения "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", проекта закона "О занятости населения в РСФСР". МОТ также содействовала разработке первого в России Генерального соглашения между правительством, представителями трудящихся и представителями работодателей на 1992 г. Позднее МОТ приняла участие в разработке и обсуждении Трудового кодекса РФ.

И тем не менее при анализе совместной деятельности России и МОТ создается впечатление, что российская сторона играет роль очень прилежного, чрезмерно усердного, но крайне посредственного ученика, который с горем пополам усваивает программу обучения. На сегодняшний день в нашем обществе не изжиты такие позорные явления, как массовые несвоевременные выплаты заработной платы, высокая смертность населения и низкая продолжительность жизни, не говоря об убогости минимальной зарплаты.

Российская Федерация, согласно Конституции, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако не в полной мере использует для этого как свой собственный огромный потенциал, так и опыт государств, достигших высокого уровня жизни и социальной защиты людей. Пока еще крайне неэффективно в России используются в интересах большинства населения общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые по Конституции являются составной частью правовой системы страны и имеют примат над национальным законодательством.

В нашей стране не существует эффективной системы контроля за выполнением ратифицированных конвенций МОТ как со стороны федерального правительства, так и со стороны субъектов Федерации. Отчеты об их выполнении не заслушиваются ни на заседаниях правительства, ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. Содержание международных договоров России до сих пор остается недоступным для широкой общественности. Их нет в книжных магазинах и в массовых библиотеках.

В своем последнем Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин сказал, что наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И для такого жесткого определения у президента есть веские основания. В свою очередь у людей возникают естественные вопросы. Почему, например, федеральное правительство не вносит в Государственную Думу законопроекты о ратификации конвенций МОТ: о процедуре установления минимальной зарплаты; об основных целях и нормах социальной политики; о минимальных нормах социального обеспечения; об охране материнства; об оплачиваемых учебных отпусках; о безопасности и гигиене труда в строительстве?

Почему министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не ставит вопрос об острой необходимости ратификации конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве?

Почему Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, где часто случаются аварии на шахтах и гибнут люди, не добивается ратификации конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах, тем самым оставляя шахтеров без защиты международных правовых норм?

Еще в ноябре 2002 г. в Государственной Думе прошла конференция по теме "Россия и международная организация труда: перспективы взаимовыгодного сотрудничества". В рекомендациях, единодушно принятых конференцией, правительству РФ было предложено активизировать работу по внесению в Государственную Думу на ратификацию конвенций МОТ NN 42, 102, 117, 131, 140, 144, 154, 157, 158, 166, 168, 173, 174, 175, 178, 181 в соответствии с Генеральным соглашением между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2002-2004 гг. Профсоюзам и объединениям работодателей было рекомендовано направить усилия на дальнейшую защиту и всестороннее соблюдение социально-трудовых прав работников в соответствии с международными трудовыми стандартами.

Прошло три года, но ни одна из 16 конвенций, рекомендованных к ратификации, до сих пор не ратифицирована. И протестного голоса профсоюзов по этому поводу что-то не слышно.

Бесспорно, вины МОТ в сложившейся ситуации нет. Она была и остается универсальной и уникальной организацией. Уникальность трехстороннего представительства в МОТ заключается в том, что три ведущие силы государства - правительство, трудящиеся и работодатели - могут иметь отличающиеся друг от друга интересы и устремления, но плодотворность общих усилий для всех трех сторон заключается в умении поиска и нахождения общих интересов. За без малого 87 лет своей деятельности МОТ накопила большой опыт реализации принципа трипартизма, что свидетельствует о его жизненности и продуктивности. И этим надо пользоваться.

Диалогу надо учиться, надо уметь слышать и слушать. Учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и демократии.

И поэтому есть все основания предполагать, что сотрудничество между Россией и МОТ должно быть поднято на новый, качественно более высокий уровень. Первым шагом в этом направлении могло бы стать открытие в Москве филиала Туринского центра подготовки кадров, в котором заинтересованы и МОТ, и объединения трудящихся и работодателей, и правительство России.

Алексей Алексеевич Зотиков - доцент кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы.

22.02.2006

www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован