- Объекты газотранспортной системы страны составляют более 80 процентов в стоимости основных фондов "Газпрома", а средний возраст газопроводов составляет четверть века, - обозначил самую главную проблему газовой отрасли страны в 21 веке на сегодняшней пресс-конференции заместитель председателя Правления ОАО "Газпром" Александр Ананенков. Напомним, что в субботу утром была завершена реконструкция компрессорной станции КС-18А "Москово" Дюртюлинского ЛПУ ООО "Баштрансгаз". Александр Ананенков участвовал в пуске современного газоперерабатывающего агрегата (ГПА - пятого по счету на станции) вместе с Президентом республики Муртазой Рахимовым, представителями Правительства РБ и топ-менеджмента "Газпрома".
Сегодня в газотранспортной системе газового концерна страны требуют полной замены, либо глубокой реконструкции свыше полутысячи газоперекачивающих агрегатов, а почти пять тысяч километров газопроводов нуждаются в ремонте, отметил Александр Ананенков.
- Состоявшийся ввод в строй современной станции - яркий пример системной работы "Газпрома" по модернизации и техническому перевооружению объектов транспортировки газа. Компания приняла в сентябре комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа и компрессорных станций подземных хранилищ газа на 2007-2010 годы, - сообщил Александр Ананенков.
Отличительной чертой инвестиционных программ и проектов реконструкции газотранспортной системы "Газпрома", по словам зампреда Правления Общества, остается приоритет отечественного машиностроения в портфеле заказов "Газпрома". Например, все пять ГПА, установленные на КС-18А "Москово" взамен физически и морально устаревших агрегатов, были изготовлены Уфимским моторостроительным производственным объединением. И все последние четыре года газовики все время повышают требования к продукции, которую им предлагают российские машиностроители.
- Если по повышению качества оборудования и росту КПД тех же ГПА отечественные производители работают хорошо, то по снижению экологической нагрузки на окружающую среду им еще работать и работать, - отметил, комментируя востребованность "Газпромома" в продукции именно российских машиностроителей, Александр Ананенков. А главное, считает он, российской промышленности следует наращивать объемы выпуска оборудования, ибо "Газпром" готов размещать заказов на порядок больше, чем сейчас. Достаточно сказать, что концерн предполагает выделять в рамках принятых программ по 60-70 миллиардов рублей на обновление и модернизацию труб, станций и подземных хранилищ газа ежегодно. По скромным прикидкам газовиков, стране это даст дополнительно до 100 тысяч рабочих мест. И еще одна миссия "Газпрома", о которой рассказал Александр Ананенков, - программа газификации России - на самом деле потребует в три ближайших года помимо заявленных 35 миллиардов рублей, еще 15 миллиардов. В общей сумме деятельность по газификации регионов "Газпром", по словам Ананенкова, оценивает в 51-52 миллиарда рублей.
Относительно работ по повышению надежности газотранспортной системы, он отметил не имеющие аналогов в газовой промышленности проведенные уникальные проекты при реконструкции станции КС-18А "Москово". Первый - по усечению производственного здания станции, что позволило сделать ее компактной и снизить расходы на ее содержание и нагрузку на экологию региона. Второй - это комплексная переизоляция подземных технологических трубопроводов, начатая в 2005 году. Общий объем выполненных работ составил почти шесть километров. Александр Ананенков сообщил, что в дальнейшем деятельность "Газпрома" в области повышения надежности газотранспортной системы будет сфокусирована на трех направлениях: полной переизоляции всех транспортных систем и проведению упреждающей внутритрубной диагностики, модернизации максимального числа компрессорных станций и реконструкции подземных хранилищ газа. Причем, подчеркнул зампред Правления "Газпрома", к 2010 году газовики намерены снизить показатели аварийности практически до нуля.
Как дополнил выступление Александра Ананенкова гендиректор ООО "Баштрансгаз" Сергей Пашин, предприятие в течение четырех лет в рамках уже упоминавшейся программы реконструкции и технического перевооружения инвестирует "в объекты транспорта газа 20 миллиардов рублей, в объекты хранения газа - 7 миллиардов рублей". Например, уже в декабре этого года будет завершена первая очередь реконструкции Канчуринско-Мусинского комплекса подземного хранилища газа. В результате активный объем хранения газа увеличится на полмиллиарда кубометров газа и достигнет четырех млрд. кубометров, а активный отъем газа вырастет до 36 млн. кубометров в сутки.
Самое главное, что, по словам Ананенкова, объемы поставляемого в республику "голубого топлива" будут не ниже нынешних, но "Газпром" обеспокоен сейчас в целом продолжающимся перекосом в топливно-энергетическом балансе России. Доля газа уже превысила 53 процента и при относительно дешевой внутренней цене продолжает двигаться к 60 процентам. В такой ситуации "недооцененный газ", как отметил Александр Ананенков, мало кого подвигнет на внедрение энергосберегающих технологий.
Денис Бородин
28.10.2006
bashinform.ru