Минфин разработал новые правила для контроля над долгами регионов и городов. Цель — не допустить, чтобы власти на местах набрали слишком много обязательств и оказались в сложном финансовом положении.
Проект постановления ведомства касается тех регионов и муниципалитетов, которые живут на дотации из федерального бюджета. Теперь при расчёте своего долга регионы и города должны учитывать не только прямые кредиты, но и обязательства по специальным договорам с частными компаниями. Это концессионные соглашения, государственно-частное партнёрство или лизинговые договоры. Для дотационных регионов общая сумма долга по всем этим статьям не должна превышать их собственные доходы без учёта помощи из центра.
Новый документ подробно объясняет, как именно местные власти должны считать все эти платежи по договорам при планировании своего бюджета. Правила касаются договоров, которые будут заключены с 1 января 2025 года.
Первый заместитель председателя Экономического совета ЛДПР, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов считает, что бюджетная трёхлетка 2026-2028 гг. станет одной из самых непростых за последние 12 лет.
«Приоритет победа на СВО, демографическое развитие, технологическое лидерство. Пропускать три года ни по одному направлению недопустимо. Поэтому в части федеральных программ должна быть гарантированная стабильность по доходам. Важно, чтобы федеральный бюджет не превратился во всероссийскую палочку-выручалочку для региональных минфинов. Пусть продолжаются проекты ГЧП, ранее начатые. Но по каждым новым инициативам в концессиях вольницы с обязательствами быть не должно. Это самообман и лукавство. Лучше меньше, да лучше», — уверен парламентарий.
Центр усиливает контроль над финансами на местах. Это делается для того, чтобы регионы и города были более финансово устойчивыми и не брали на себя обязательств, с которыми не смогут справиться в будущем. Федеральному центру вместе с регионами стоило бы подумать об альтернативе концессиям с неизвестно откуда берущимися победителями, считает Станислав Наумов.
Часто существующие подходы к передаче чего-то в концессию вызывают у наших граждан возмущённые вопросы о коррупционных факторах и мотивах, отмечает он.
«В каждом регионе есть своё системообразующее предприятие. Можно было бы вместе с федеральными ведомствами найти решения, которые позволили бы областным корпорациям развития и муниципалитетам с одной стороны и с другой стороны системообразующим предприятиям обменяться пакетами привилегированных акций и за счёт этого сформировать новый финансовый источник развития городской инфраструктуры: от ЖКХ до поликлиник и школ», — приводит пример депутат.
Член Экономического совета ЛДПР, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза считает, что Правительство всё делает правильно.
«В соответствие с изменениями в Бюджетный кодекс Правительство детализирует свой подход, принимая постановление, как это всё будет учитываться, рассчитываться, контролироваться и так далее. Установление общих пределов заимствований — это правильно. Но надо ещё понимать, как регионы потратят эти заимствованные средства. Это будет практически внебюджетное финансирование, чтобы оно не приводило к тому, что это будут неразумные траты. Полагаю, что этим постановлением Правительство все эти вопросы отрегулирует. Я считаю, что это все правильно и разумно. Если регион получает дотацию, то его заимствования должны находиться под контролем кредитора», — уверен экономист.