В Московском парламентском центре обсудили буду...

Заседание круглого стола на тему «Цифровые валюты Центральных банков: перспективы и опасности» состоялось по инициативе члена комиссии МГД по экономической и социальной политике Екатерины Енгалычевой (фракция КПРФ).

[1] «Хотим мы или нет, но тема введения цифрового рубля касается каждого человека. Поэтому разбираться в ней нужно, – отметила Екатерина Енгалычева. – Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни. Она ускоряет многие процессы и облегчает повседневную жизнь, примеров этому много. Но всем нужно понимать, что существует та грань, когда цифровизация начинает угрожать человечеству. Ведь не зря зарубежные эксперты выступают за приостановку разработок систем искусственного интеллекта.

Нас стараются убедить, что именно цифровой рубль обеспечит независимость нашей страны. Но при попадании в эту глобальную мышеловку нас в один миг могут просто выключить из системы! А ведь сейчас, несмотря на все введенные санкции и ограничения, экономика России продолжает жить и существовать во многом благодаря существованию наличных расчетов.

За цифровизацией валют стоит мировая элита, с которой мы сейчас находимся в противостоянии в рамках СВО. Почему нас склоняют сегодня сделать добровольный шаг в сторону потери национального суверенитета? Кому и зачем нужен цифровой рубль в нашей стране? Не превышают ли риски и опасности заявленную пользу цифрового рубля? На все эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы».

Член комиссии МГД по науке и промышленности Елена Янчук, фракция КПРФ:

«Первый вопрос, который у меня возникает – в чьих интересах будет использоваться цифровой рубль? Как и любой другой инструмент он зависит от того, в чьих руках будет находиться. Но давайте посмотрим: у людей массово появятся индивидуальные счета в Центробанке, и тогда популярный сейчас вид мошенничества материализуется окончательно.

Про пенсионную реформу, изменения в Конституцию нам тоже говорили, что их не будет. Сейчас вот обещают, что не будет никаких запретов на хранение наличных. Впечатление, что это просто информационный вброс, чтобы проверить реакцию населения. 

Единственная благая цель – контроль за расходами чиновников и госзакупками. Но у общества мало доверия к таким инициативам в принципе. Предметную дискуссию по цифровым технологиям необходимо продолжать».

Член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Дмитрий Локтев:

«Не понимаю выгоды от введения цифрового рубля для самозанятых и предпринимателей. Вариант ввода комиссии при переводе цифровых денег на коммерческий счет очевиден. Как и дальнейший уход экономики в теневой сектор: люди станут больше расплачиваться наличными, это факт.

Цифровой рубль, так же, как и введение ДЭГ и банковских карт «Мир», будет навязываться государственным служащим и бюджетникам сверху, я уверен.

Конечно, мировой капитал будет на нас давить! Общественная собственность на средства производства, левый поворот и социалистический путь развития – решение и лекарство от всех проблем».

[2] Член редакционной коллегии всероссийской газеты «Современная школа России», финансовый аналитик Александр Лежава:

«Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» внесен в декабре 2022 года и даже был принят в первом чтении. В дальнейшем прохождении документа пока возникла пауза.

И несмотря на то, что, по утверждению Центробанка, цифровой рубль – это третья форма денег, считаю, что скрытую цель введения этой инициативы совсем недавно озвучил депутат Госдумы Анатолий Вассерман. Он, фактически, поставил хранящих наличные россиян вне закона. И не надо говорить про ограничения в миллион рублей, конечная цель этой активности – никаких наличных. А всех, кому не нравится жить под цифровым колпаком, можно будет записать в преступники.

Таким образом, фраза Ротшильда «Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, – и мне все равно, кто пишет законы» окажется окончательно возведена в абсолют в рамках Российской Федерации. Приняв такой закон, депутаты Государственной Думы самостоятельно откажутся от данной им обществом законодательной власти, передав ее руководству Центрального Банка.

Заложенный в цифровом рубле функционал изначально предполагает нормирование потребления в зависимости от социального статуса, идеологических убеждений, кредитного рейтинга, размера доходов, места проживания и так далее. Нельзя исключать, что в определенных случаях цифровой рубль может рассматриваться как система распределения норм потребления для граждан – «карточная система», реализованная на качественно новом технологическом уровне. Есть и масса других рисков, гораздо более серьезных.

Поэтому считаю, что принятие закона о цифровом рубле преждевременно. А принятие в таком виде – прямая и явная финансово-экономическая угроза суверенитету Российской Федерации, ее национальной безопасности, правам, свободам и благосостоянию наших граждан. Сначала необходимо проработать механизмы контроля, регулирования и безопасности страны».

[3] Директор Департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина:

«Цифровой рубль – это третья форма денег, которую Банк России будет выпускать в дополнение (а не для замены) к существующим наличным и безналичным рублям. Это еще один способ платежей и переводов, который в определенных ситуациях будет выгодней и удобней остальных.

Храниться такие рубли будут в цифровых кошельках на платформе Банка России. Там же будут проходить операции с цифровыми рублями. Банк России – оператор платформы цифрового рубля, именно мы будем устанавливать тарифную политику по операциям с цифровым рублем. Речь идет об одной и той же национальной валюте, у нее не может быть разных курсов в зависимости от формы. Всегда один наличный рубль равен одному безналичному и одному цифровому.

Мы планируем, что для граждан открытие цифровых кошельков и любые операции с цифровыми рублями будут бесплатными. Для компаний тарифы планируется установить не выше, чем в Системе быстрых платежей. Банки не вправе будут брать по этим операциям никакие комиссии. А вот доступ к цифровым кошелькам люди и организации получат через привычные дистанционные каналы банковского обслуживания. Это мобильные приложения и веб-интерфейсы на сайте банков.

Сегодня мы работаем в первую очередь над тем, чтобы запустить платформу и провести пилот с реальными цифровыми деньгами. Речь идет о базовых операциях: открытие и закрытие кошельков, переводы друг другу, оплата по QR-коду. Наша задача – качественно пройти пилот и нарастить функционал внутри России. Это главный приоритет, без жестких рамок по срокам.

Трансграничные операции – тема для следующего этапа. В перспективе для того, чтобы у людей и компаний была возможность совершать трансграничные операции с цифровыми рублями, необходимо, чтобы аналогичные системы и возможности появились в других странах. Мы в Банке России видим, что многие государства работают над этим вопросом, но все находятся в разных стадиях. Дальше других продвинулся Китай, но и у него пилот продолжается не первый год.

Мифы, которые ходят о цифровом рубле – от недостатка информации. И поэтому я могу поблагодарить инициаторов круглого стола за возможность выступить с разъяснениями».

Участники круглого стола приняли проект резолюции, в котором, в частности, содержится пункт о необходимости обращения в Государственную Думу ФС РФ с предложением «отклонить и снять с рассмотрения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля». Окончательный вариант резолюции будет направлен также в Совет Федерации ФС РФ и Президенту России.   

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован