В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросам совершенствования Федерального законодательства и концепции доработки Федерального закона О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в котором приняли широкое участие представители регионов страны, традиционно занимающихся рыболовством, в том числе - представители Ассоциации Росрыбхоза России, постоянного представительства Республики Тыва при Президенте РФ, администрации Амурской области при Правительстве РФ, представительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Представительства Ненецкого АО, администрации Сахалинской области, Камчатской области Республики Саха (Якутия), Республики Карелия, Архангельской области, Корякского АО, Чукотского АО, Красноярского края, Читинской области, Республики Коми, Тюменской области, инспектор Счетной Палаты РФ, советник аппарата Комиссии СФ по национальной морской политике и ряд других заинтересованных лиц.
В соответствии с повесткой дня были рассмотрены вопросы о концепции доработки Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", О Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за правонарушения в области использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты).
Председатель комитета Г.Д.Олейник: отметил, что прошедшие два года правоприменительной практики Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" выявили ряд вопросов, которые или не были урегулированы этим законом, или их регулирование в редакции действующего закона не отвечает современным задачам эффективного управления отраслью.
Эти выводы были подтверждены и в ходе рассмотрения вопроса "О практике реализации Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"" в рамках правительственного часа на 184 заседании Совета Федерации 13 октября прошлого года, и на парламентских слушаниях по данному вопросу, проведенных в октябре прошлого года.
Уже в 2007 году рассматривался вопрос о нормативном обеспечении рыболовства во внутренних водоемах Российской Федерации и одной из причин ряда организационных трудностей были названы несовершенство федерального законодательства в этой сфере.
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Измайлов Владимир Абдурманович проинформировал о том, что министерством ведется работа по совершенствованию закона о рыболовстве, с этой целью разработаны концепция и техническое задание на доработку закона.
Заслушав и обсудив информацию Минсельхоза России "О концепции доработки Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" представленная концепция была одобрена как отражающая рекомендации по направлениям доработки Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Разрабатываемым законопроектом предполагается более подробно регламентировать прибрежное рыболовство, установив районы и режим прибрежного рыболовства, при этом, сняв искусственные ограничения по состоянию добытых биоресурсов (охлажденных, замороженных), что позволит доставлять на российский берег уловы из отдаленных районов промысла, использовав преимущества прибрежного рыболовства.
Также законопроектом предусматривается установить перечень водных биоресурсов, для которых в обязательном порядке будут определяться и утверждаться объемы общих допустимых уловов, а также порядок добычи водных биоресурсов, для которых показатели ОДУ устанавливать нецелесообразно. Кроме этого предполагается ввести отказ от ежегодного квотирования вылова ряда анадромных видов рыб, в том числе тихоокеанских лососей, определяется порядок регулирования оперативного промысла анадромных видов рыб, что с нетерпением ждут промысловики дальнего Востока и других "рыбных житниц" России.
Законопроектом предлагается установить, что закрепление долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов за пользователями, осуществляется на срок двадцать лет.
Кроме того, предлагается передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
полномочия по проведению конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и участков для осуществления промысла анадромных и катадромных видов рыб;
функции распределения прибрежных квот между пользователями;
полномочия по организации и регулированию любительского и спортивного рыболовства.
Законопроектом предлагается скорректировать порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских целях.
На мой взгляд, предложенные изменения, безусловно, улучшают редакцию Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", одним из авторов которого я являюсь, но вместе с тем, не могу не отметить, что в ряде случаев предложенные новации не до конца решают существующие проблемы отрасли, например:
- предлагаемая регламентация прибрежного рыболовства не решает задачу загрузки рыбоперерабатывающих предприятий прибрежных территорий, и, следовательно, создания мощных стимулов социально-экономического развития существующих рыбацких поселков;
- предлагается расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации и регулированию только любительского и спортивного рыболовства, в то же время сохраняется избыточное регулирование промышленного рыболовства во внутренних пресноводных водоемах со стороны федеральных органов исполнительной власти;
- по сути, не решается задача перехода на бюджетное финансирование рыбохозяйственной науки;
- многие предполагаемые изменения так и не удалось сделать нормами прямого действия и требуют разработки нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Учитывая, практику подготовки подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законов "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", можно предположить, что такая работа потребует достаточно продолжительный период времени, что не будет способствовать развитию и эффективной работе отрасли в необходимой мере.
Информация о подготовленной концепции содержится в материалах Минсельхоза России, датированных 29 сентября 2006 года, но к сожалению этот законопроект все еще находится в стадии согласования и доработки и не внесен на рассмотрение законодательных органов.
По результатам обсуждения рекомендовано Минсельхозу России ускорить подготовку проекта федерального закона по совершенствованию редакции Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с учетом высказанных замечаний и предложений, оновременно с работой над проектом федерального закона начать работу по подготовке проектов нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и ведомственных документов, предусматриваемых предлагаемой редакцией федерального закона.
Председатель комитета Г.Д.Олейник: довел до сведения участников расширенного заседания вопрос "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", который принят Государственной Думой 21 марта 2007 года.
Рассматриваемый Федеральный закон устраняет терминологическое несоответствие статей 11, 252, 253 Уголовного кодекса Российской Федерации Федеральным законам "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Также обсуждался проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесен Курганской областной Думой, целью которого является усиление административной ответственности за правонарушения в сфере регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Для решения этой задачи законопроектом, во-первых, предусматривается внесение изменений в часть третью статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствие с которыми вдвое увеличивается максимальный размер административного штрафа, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда. Таким образом, предполагается установить следующий размер таких штрафов: для граждан - 50 МРОТ или 5000 руб., для должностных лиц - 100 МРОТ или 10000 руб., для юридических лиц - 2000 МРОТ или 200 000 руб.
Во-вторых, законопроектом предусматривается увеличение с двух до трех лет максимально возможного срока лишения специального права за систематическое или грубое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, обозначенных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (изменения, касающиеся части 2 статьи 3.8 Кодекса).
Введение этих мер позволяет ужесточить наказание за нарушение правил охоты и правил пользования объектами животного мира, в связи с чем, частью 3 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 8.37, усиливающие наказание за указанные правонарушения. Если эти изменения будут приняты, то размер максимального штрафа для граждан будет увеличен с 1000 до 4000, для должностных лиц - с 4000 до 10000 руб.
Вместе с тем следует отметить, что в ряде случаев такое увеличение штрафов вряд ли будет способствовать снижению уровню правонарушений в сфере охоты, особенно это касается крупных охотничьих животных. Так, например, средний вес лося в европейской части Российской Федерации составляет примерно 200 кг, стоимость незаконно добытого мяса из расчета 170 кг стоимостью по 150 рублей составит 25500 рублей. В соотношении даже с предполагаемой максимальной суммой штрафа, составляющей для граждан 4000 рублей, выгода очевидна.
Представляется целесообразным для отдельных видов правонарушений в сфере охоты, исчисление суммы административного штрафа производить не в размерах, кратных МРОТ, а кратно стоимости предмета административного нарушения, в данном случае рыночной стоимости реализации добытых объектов животного мира.
Также, поскольку вносимые законопроектом изменения касаются и части 3 статьи 8.37, следует внести соответствующие изменения в статью 7.11 по увеличению размера административных штрафов за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Представляется обоснованным поддержать предлагаемое авторами законопроекта увеличение в пять раз штрафов за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.4 Кодекса).
Частью 5 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 23.26 конкретизирующие перечень должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания по рассмотрению дел об административных правонарушениях в указанной сфере. В соответствии с этими изменениями правом рассматривать дела об административных правонарушениях наделяются практически все специалисты этих органов: руководители, их заместители, начальники отделов, заместители начальников отделов, главные специалисты.
Вызывает сомнение целесообразность и правомерность такой редакции и прежде всего исходя из того, что действующая редакция пункта 2 статьи 23.26 позволяет рассматривать подобные дела как в субъектах Российской Федерации, так и в районах.
Также законопроектом предлагается предоставить право должностным лицам в исключительных случаях осуществлять без понятых такие процессуальные действия как досмотр транспортного средства (статья 27.9) и изъятие вещей и документов (статья 27.10). Несмотря на то, что такая мера ограничивает процессуальные права граждан, она представляется обоснованной с учетом специфики деятельности должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
Кроме того, подобный прецедент уже имеется в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: частью 4 статьи 27.7 предусмотрена возможность в исключительных случаях личного досмотра граждан и их личных вещей без понятых, если есть достаточные основания предполагать, что при этих гражданах может находится оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствие со статьей 27.2 имеется возможность принудительного препровождения физического лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение для составления протокола при невозможности составления его на месте выявления правонарушения. То есть проблема присутствия понятых может быть решена и этим способом.
http://www.lebedeva-m.ru/