Эфир ведет Владимир Варфоломеев.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Добрый день, у микрофона Владимир Варфоломеев, наш сегодняшний гость Андрей Васильев, человек един в нескольких лицах или несколько лиц объединились в одной персона, генеральный директор издательского дома "Коммерсант", главный редактор газеты "Коммерсант", возможно, я что-то упустил.
А. ВАСИЛЬЕВ И шеф-редактор, опять же, всех изданий издательского дома "Коммерсант".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Человек и творческий, и занимающий административные должности, имеющий право финансовой подписи и прочее. Открыл сегодня я газету "Коммерсант", по-моему, на второй странице второй бизнес-тетрадки на половину полосы опубликовано не открытое письмо, другой жанр депутатский запрос группы парламентариев, подписи, по-моему, 15 человек, Генеральному прокурору Устинову, председателю ФСБ Патрушеву и министру внутренних дел Грызлову. Речь идет, насколько я понял, изучив эту публикацию, этот запрос, об очередных бизнес-разборках, в данном случае вокруг Котласского целлюлозо-бумажного комбината. Почему депутатский запрос на страницах газеты "Коммерсант", вы же не парламентская газета, Андрей?
А. ВАСИЛЬЕВ В данном случае это можно рассматривать как обычную коммерческую рекламу.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Т.е. это все было за деньги?
А. ВАСИЛЬЕВ Это было, конечно, за деньги, там написано, что это на правах рекламы, внятно, она была оплачена, т.е. пришла к нам обычным коммерческим путем. В этом смысле я как генеральный директор могу только приветствовать такие вещи.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Когда ваш издательский дом зарабатывает деньги?
А. ВАСИЛЬЕВ Да. Но с другой стороны, я понимаю, откуда ваш вопрос, тут уже я как главный редактор, конечно, мне это не нравится.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ А почему вам не нравится?
А. ВАСИЛЬЕВ Потому что это абсолютно коммерческая, во-первых, конкурентная реклама, можно сказать, даже наезд на конкурентов, но делается это под крышей политической, под крышей депутатской. И это даже опубликовано на бланке депутатов, по всей форме запрос, а мы с вами знаем цену этим запросам, у нас депутат Юдин сейчас прославился. Прославился он в первый раз, когда еще по его запросу возбудили квартирное дело Собчака, это давно было, подзабылось.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но в последнее время, если я не ошибаюсь, отталкиваясь от запроса депутата Юдина, Генпрокуратура занялась ЮКОСом.
А. ВАСИЛЬЕВ Платон Лебедев сидит, Михаил Ходорковский и т.д. Но дело в том, что таких запросов полно, на самом деле, и все мы знаем, как они появляются, кто их заказывает, я единственное не знаю, сколько это стоит заказчику.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Хорошо вам, Андрей, вы знаете, откуда это появляется, а я не знаю.
А. ВАСИЛЬЕВ Вы понимаете, еще в чем проблема, там же цена такая, 11 тыс. 598 долларов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ По официальному прайс-листу "Коммерсанта"?
А. ВАСИЛЬЕВ Да, но это же не депутаты платили, за них платила некая коммерческая структура. Я, к сожалению, не могу ее называть, потому что тут уже это не этично, это наш клиент, без его согласия не могу его раскрывать, хотя это не тайна, если придут какие-нибудь органы к нам, они могут получить этот доступ. Все это, в общем, довольно цинично. При том, что мы знаем случаи, когда какие-то депутаты со своими запросами, скажем, покойный Юрий Щекочихин, бились во все двери, никто эти запросы не рассматривал. Запрос депутата Юдина рассматривали, не скажу, буквально за несколько часов после его появления.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но создается впечатление, что арест после его писем осуществляется мгновенно почти.
А. ВАСИЛЬЕВ Конечно. Как вам сказать, можно бы отказать, формальных причин отказать в этой рекламе у нас действительно нет, правильно?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Она не нарушает никаких законов?
А. ВАСИЛЬЕВ Нет, у нас она, как и всякого рода реклама, прошла через нашего юриста, он не нашел там никаких нарушений закона, при том, что кое-что что нельзя было бы позволить нам напечатать у простого человека то когда это депутатский запрос, то там какие-то вещи типа нанесения урона деловой репутации и т.д., они проходят, потому что депутаты имеют право, мы не несем за это консолидированной ответственности.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но есть, наверное, некие признаки, если сейчас пользоваться терминологией предвыборной кампании, такого черного пиара, когда люди не восхваляют себя, а стараются, напротив, очернить своих противников, соперников?
А. ВАСИЛЬЕВ Вы знаете, даже черным пиаром нельзя назвать, потому что там же написано, что это на правах рекламы, т.е. никто никого не обманывает. И поэтому формальных признаков, я повторяю, нет. Другое дело, что мы же частное предприятие, и как частный клуб могли бы отказать по признакам фейс-контроля, например не пускаем мы вас в наш клуб, потому что у вас с лицом что-то не то, вы пьяный или вы одеты не так.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ То, что вы делаете, кажется вам неприличным.
А. ВАСИЛЬЕВ Да, по идее, т.е. депутаты у нас не проходят фейс-контроль, они у нас такие депутаты, действительно. Но другое дело, а что толку? Мы откажем, они пойдут в другую газету. Они, кстати, такого рода заявления, я бы их назвал доносами, они же любят использовать так называемую качественную прессу. Ее не так много, этих центральных газет, позиционирующихся, как качественные. Но они пойдут в эти другие. Другое дело, что если бы, например, консолидировались бы мы, какую-то придумали бы акцию "Нет депутатскому запросу".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вы знаете, Андрей, много говорят о корпоративной солидарности, в том числе в журналистских кругах, но на практике примеров тому не очень много. Я попросил в самом начале нашей беседы наших продюсеров попытаться сейчас связаться с кем-то из главных редакторов крупных уважаемых российских печатных изданий, ежедневных газет. Если у нас это получится, то мы поговорим с теми, кто согласится, во второй части нашей беседы. Сама вторая часть начнется буквально через минуту после краткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Сегодня в гостях на "Эхе" гл. редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев, и мы говорим о такой форме политической или экономической конкурентной борьбы, как депутатские запросы. Александр на пейджер пишет "в "Моменте истины" Караулов рассказал, как Котласский ЦБК, как упомянуто в сегодняшнем депутатском запросе, купил некий криминал за 4 млн. долларов, вы видимо не видели эту передачу". Александр, я вам отвечу за нашего сегодняшнего гостя, что мы не говорим сегодня о сути того, что содержится в том или ином депутатском запросе. Мы говорим о принципиальном подходе к этой проблеме. Перед новостями, Андрей, вы сказали, что не исключено, если главным редакторам крупных российских газет удастся договориться. Но лично мне кажется, что надежды на это нет.
А. ВАСИЛЬЕВ К Караулову я даже вам не советовал бы обращаться с этим вопросом.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Есть некоторые программы, есть некоторые печатные издания, которые занимаются так называемой разоблачительной журналистикой, наверное, в том числе и подобные депутатские запросы, другого рода информация для них питательная среда, собственно, они на этом и работают, и аудитория, и люди интересуются этим. Кто будет еще об этом рассказывать, как не ряд журналистов, как не эти 15 депутатов, подписавшие депутатский запрос в Генпрокуратуру. Такая информация нужна, может быть, и не стоит ее скрывать?
А. ВАСИЛЬЕВ Вы понимаете, какая вещь, что иногда некоторые запросы действительно бывают достаточно интересны, важны обществу. Тогда, например, в "Коммерсанте" мы можем рассматривать этот запрос как повод для серьезной публикации без всяких, конечно, денег. В данном случае это не так. Конечно, то, о чем они пишут, не является интересным для публикации. Более того, они же оплатили только публикацию в газете в Москве и Питере, а, собственно говоря, остальная Россия не интересуется.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Региональный выпуск это не затронуло?
А. ВАСИЛЬЕВ Это не затронуло, т.е. там, собственно, то, о чем они волнуются, те люди не прочтут.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ В этой связи, Андрей, для чего публиковать подобного рода депутатские запросы? Ведь письмо идет напрямую фельдъегерской почтой с Охотного ряда на Большую Дмитровку, на Лубянку и т.д.
А. ВАСИЛЬЕВ Через публикации оно быстрее пойдет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Т.е. скорее обратят внимание на нее?
А. ВАСИЛЬЕВ Да, конечно. И вообще это рассчитано, строго говоря, не на наш весь тираж, это рассчитано, что это прочтет 5-6 человек. И там же написано, господину Патрушеву, господину Устинову и находящемуся в отпуске господину Грызлову. Значит, есть повод у какого-нибудь советника господина Грызлова или Патрушева положить эту штуку в папочку и быстрее ему занести в кабинет. Механизм дико простой.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Чтобы был отклик не только на парламентский запрос, но и на выступления общественности, как воспринимается еще иногда пресса?
А. ВАСИЛЬЕВ Конечно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Посмотрите, что пишут газеты сегодня.
А. ВАСИЛЬЕВ Есть две группы бизнесменов, не буду их называть, которые из-за этого Котласского комбината бодаются. В этом запросе обвиняется одна группа. Соответственно, вторая группа берет эту газету, с этой рекламой, с позволения сказать, и несет, куда надо, вот и все. Депутатам больше уже делать ничего не надо. Поэтому и не они платили за эту публикацию.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Давайте вернемся к первой части нашей беседы. Вы сказали примерно так всем понятно, как делаются депутатские запросы, может быть, чуть подробнее о механизме мы расскажем? Без упоминания фамилий, конкретных предприятий. Правильно ли я понимаю ваши слова, что есть, например, какая-то бизнес-структура, заинтересованная в том, чтобы вопросы, ее интересующие, решились как можно быстрее. Эта бизнес-структура обращается к какому-нибудь члену законодательного органа власти с просьбой составить депутатский запрос. Депутат, наверное, может откликнуться на это предложение, посчитав, что вопрос поставлен справедливо и в целях борьбы за справедливость, в рамках своих государственных полномочий, он пишет депутатский запрос.
А. ВАСИЛЬЕВ А за руку ты никого не поймаешь, на самом деле. Насколько я знаю, существуют определенные расценки, сколько стоит запрос, сколько стоит коллективный запрос и т.д.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Это в том случае, если парламентарии небескорыстно составляют такие бумаги?
А. ВАСИЛЬЕВ Конечно. Но просто трудно доказать, во всяком случае, это не стиль "Коммерсанта", если у нас нет доказательств, а их практически не может быть, потому что эти деньги же не через кассу поступают. Кто-то кому-то дал. Кто же на себя будет сам? У нас по законодательству ответственный за взятку, например, не тот, кто ее получил, а тот, кто ее дает. Никто же не будет сам на себя стучать. Даже депутаты понимают, что этого не нужно делать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Не хочется обижать всех парламентариев, но наверное, учитывая все вышесказанное, можно понять, почему конкурс на одно место сейчас в ГД в округах составляет 9 человек. У меня есть несколько вопросов накопившихся, которые касаются самого "Коммерсанта". Буквально несколько дней назад появилась информация о том, что якобы Борис Березовский, который, насколько я понимаю, является вашим владельцев или совладельцем, собирается продать свой пакет акций якобы Владимиру Потанину.
А. ВАСИЛЬЕВ На самом деле, не очень корректно мне обсуждать эти коммерческие идеи моего владельца. Но я могу твердо сказать, что сейчас он не собирается продавать. Другое дело, что некоторые структуры очень хотят купить "Коммерсант", делаются такие предложения. Но продавать он пока не хочет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Андрей Васильев, гл. редактор "Коммерсанта", в прямом эфире "Эха Москвы". А на прямой телефонной связи у нас сейчас гл. редактор газеты "Известия" Раф Шакиров. Раф, здравствуйте.
Р. ШАКИРОВ Добрый день.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Сегодня в ходе нашей беседы с Андреем Васильевым, вашим коллегой, была затронута тема публикации в прессе, в больших общенациональных газетах на рекламной и на платной основе депутатских запросов, при помощи этих документов некие бизнес-структуры выясняют друг с другом отношения, извините за тавтологию. В газете "Известия" или, например, в ежедневной "Газете", которую вы возглавляли еще недавно, депутатские запросы публиковались?
Р. ШАКИРОВ Дело в том, что депутатский запрос, если это действительно общественно значимое какое-то событие, по убийству Холодова и т.д., он публиковался без всякой рекламы, безусловно, это общественно значимые вещи, безусловно, редакция в данном случае его поддерживает. Сам факт публикации депутатских запросов на правах рекламы, я в этом не вижу ничего криминального за исключением того, что называется контролем со стороны редакции. Это не то, что какая-то фирма, пиар, закупается площадь в газете, редакция якобы не знает, что там будет внутри. Ничего подобного. Мы всегда применяли то, что называется фейс-контролем. Мы смотрим, что же там все-таки написано, потому что уже созданы прецеденты, по которым эти публикации признаются не рекламой, а информацией. Если мы эту информацию не разделяем, в случае, если там содержатся непроверенные факты, какие-то оскорбления и прочее, мы такую рекламу ни в "Газете", ни в "Известях" тем более не размещаем.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Раф, но при этом ваше СМИ будет нести определенные материальные потери. Вам за деньги принесли некий материал, подписанный депутатами ГД. Вам он не понравился, вы идете на определенный ущерб для своего издания.
Р. ШАКИРОВ Абсолютно, это нормально, мы не будем публиковать и рекламу интимуслуг и прочее. Так что это нормально. Есть вещи, которые публиковать, на мой взгляд, нельзя, это право редакции отказаться от подобного рода рекламы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ В этой связи я сейчас попрошу Андрея Васильева еще раз произнести ту идею, которая у нас родилась в ходе сегодняшней программы, с тем, чтобы что, Андрей?
А. ВАСИЛЬЕВ Привет, Раф. Я имею в виду, если бы несколько газет консолидировалось, так называемая качественная пресса, просто вообще не публиковать депутатские запросы на правах рекламы, даже не глядя внутрь, потому что есть запросы такие, которые ты же сам будешь публиковать, писать по ним заметки без всяких денег, правда, если они волнуют действительно общество. Это уже дело редакции. А когда под крышей депутатского запроса структуры коммерческие выясняют отношения, действительно, это можно не печатать, всего таких газет 5-6, если мы не будем принимать, им некуда будет идти.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Стоит ли идти на это, Раф?
Р. ШАКИРОВ Я противник всякого рода деклараций, общественных объединений просто потому, что, как правило, они оказываются недееспособными. Идея, в общем, вполне здравая, но я бы предпочел, чтобы на уровне редакции решали, соответствует ли нашим нормам тот или иной запрос. Очень часто бывают события, не с Холодовым связанные, а довольно мелкие депутатские запросы, касающиеся несправедливости где-то там на местах, и человек хочет разместить его на правах рекламы, хотя, может быть, для широкой читательской аудитории это абсолютно неинтересно. Если мы проверяем эти факты, и все там действительно так и есть, то почему бы не разместить такой запрос?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Т.е. подход должен быть дифференцирован, в каждом конкретном случае?
Р. ШАКИРОВ Абсолютно. А читатель сам сделает вывод, кто-то играет в какую-то кампанию или нет. Но то, что нужно идти на материальные издержки для того, чтобы сохранить лицо, приходится это делать, безусловно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Большое спасибо, к нашей беседе подключился по телефону гл. редактор газеты "Известия" Раф Шакиров. В студии остаемся мы с Андреем Васильевым, гл. редактором газеты "Коммерсант". Расстроены?
А. ВАСИЛЬЕВ Я приблизительно так и думал. Надо сказать, что конечно проверять факты по рекламе, на самом деле, никто не будет, никто не будет их проверять. Это журналистская работа. Другое дело, что проверять их должен юрист. Если содержатся в этой рекламе какие-то сведения, которые подпадают под нарушение закона либо о рекламе, либо о печати, или вообще УК, тогда отказываем заказчикам или требуем внести некие правки в материал, чтобы он не противоречил закону.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но справедливо ведь Раф сказал, что нельзя все запросы стричь под одну гребенку.
А. ВАСИЛЬЕВ Я считаю, что депутатские запросы, размещающиеся на правах рекламы, это вообще аморальная вещь. Либо он должен интересовать общество тогда, нормальная редакция его, так или иначе, обсудит на своих страницах или зацитирует; если это на правах рекламы это уже не депутатский запрос коммерческий документ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Последний вопрос, другая совершенно тема, за месяц до парламентских выборов, как "Коммерсанту" работается сейчас?
А. ВАСИЛЬЕВ Я бы не сказал, что сильно тяжелей, как раз достаточно тяжело и депрессивная картина с делом ЮКОСа происходит, сказать, что выборы осложнили сильно жизнь, не могу, тем более что после конституционного суда, который разъяснил некоторые странные положения
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Спокойней на душе стало?
А. ВАСИЛЬЕВ Вообще на душе, а так, честно говоря, сказать, чтобы ЦИК использовал свои возможности, которые были до решения КС, тоже не особо.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ У Мосизбиркома были к вам претензии.
А. ВАСИЛЬЕВ Они очень быстро сдулись. Это все прокомментировало министерство печати, они практически забрали свои обвинения назад.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Насколько политически активна редакция "Коммерсанта"? Ходите ли вы или ваши коллеги на выборы сами?
А. ВАСИЛЬЕВ Я не знаю, я за коллег не отвечаю. Я только не хожу и не пойду никогда. Я один раз в жизни ходил, кстати, в вашем же эфире рассказывал, в 96 году, потому что я действительно боялся, что коммунисты придут к власти. Сейчас я коммунистов совсем не боюсь, потому что они другие. Лично мне это совершенно неинтересно, я на никакие выборы не пойду.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Ни парламентские, ни президентские?
А. ВАСИЛЬЕВ Абсолютно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Андрей Васильев, гл. редактор "Коммерсанта", сегодня был в гостях на "Эхе Москвы". Большое спасибо, Андрей.
А. ВАСИЛЬЕВ Спасибо вам.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Спасибо за ваши идеи, за ваш рассказ и успехов.
05.11.2003
http://www.echo.msk.ru