27 декабря 2006
1524

В расчете на сильного CIO (Intelligent Enterprise)

Подавляющее число информационных проектов, как известно,
предполагают активное взаимодействие поставщика, исполнителя и
заказчика. Взгляды этих сторон вполне могут не совпадать,
но в некоторых "реперных точках" должны, по идее, сильно пересекаться.
В конце прошлого года мы опрашивали ИТ-директоров по весьма широкому
кругу вопросов, касающихся развития информационной поддержки бизнеса.
Сегодня мы решили выяснить мнение по некоторым из этих проблем
у ведущих поставщиков и системных интеграторов.

В очередной раз о роли CIO

Первый вопрос, который был задан участникам рынка информационных продуктов и услуг (рис. 1), относится к почти банальной, но по-прежнему важной теме роли ИТ-директора в современном бизнесе. Приоритет значимости той области, которая связана с бизнес-процессами и регламентами, очень показателен, поскольку это по сути единственный предмет нашего разговора, непосредственно касавшийся построения бизнеса как такового. Четыре правых столбца диаграммы, высота которых примерно одинакова, в совокупности демонстрируют скорее не прямое значение ИТ-директора в бизнесе, а наличие фундаментальной методологической основы для его взаимодействия с топ-менеджментом компании. Чем оно эффективнее, тем с большей обоснованностью можно полагаться на непосредственное сотрудничество с CIO по той или иной проблеме: по техническому обеспечению проекта и поддержке пользователей через ITIL/ITSM, по кадровому обеспечению и мотивации через технологии Project Management, по вопросам регламентных работ посредством утвержденных процедур, внутренних и общих стандартов.

Рис. 1. Какие вопросы вы обсуждаете с ИТ-директорами напрямую?

Наконец, обратим внимание на низкий приоритет темы, посвященной технической спецификации решений, которую, казалось бы, если и следует обсуждать с заказчиком в принципе, то только с ИТ-директором. Причем невысокий приоритет ей ставят даже те компании, чья деятельность в большей степени связана с аппаратными платформами. Остается предположить, что сейчас речь больше идет не о продуктах, а об ИТ-решениях, причем обладающих очень высокой степенью заранее обеспеченной интеграции между различными аппаратными и программными компонентами. Наверное, только в этом случае можно отодвинуть на второй план дискуссии по чисто технологическим вопросам.

Сдвиг в сторону диалогов с ИТ-директором по поводу бизнес-процессов отмечают очень многие из опрошенных. В частности, прямо говорят об этом специалисты компаний "Ай-Теко", Columbus IT, "Оптима-Интеграция", "Открытые технологии", Symantec, "Sterling Интеграция". "CIO - это прежде всего специалист, обладающий стратегическим взглядом на бизнес и опытом по управлению растущими информационными потоками в условиях постоянно усложняющейся инфраструктуры предприятий, - говорит Дмитрий Фомичев, заместитель генерального директора, коммерческий директор "Оптима-Интеграции". - Соответственно расширяется и круг ответственности CIO в иерархии управления компанией. Поэтому большинство вопросов, обсуждаемых сегодня с CIO, - это качественные изменения бизнес-процессов компании, которые будут достигнуты в результате внедрения информационной системы".

Пожалуй, только комментарий эксперта BCC сдержан в отношении тенденций такого рода, который, впрочем, склонен часть вины за это возлагать на самих системных интеграторов. "К сожалению, такие тонкости (далеко не в первую очередь влияющие на качество и эффективность комплексного ИT-продукта), как, например, частота вращения жесткого диска или количество слотов под оперативную память, все еще остаются любимыми вопросами ИT-директора. Но в том, что обсуждение сводится к подобным критериям сравнения, не последнюю роль играют сами интеграторы, переводя конкурентную борьбу в такой "партер", вместо того чтобы представить явные преимущества комплексного решения непосредственно для бизнеса", - утверждает Андрей Морозевич, директор департамента системной интеграции BCC.

Из других комментариев можно выделить отмеченное рядом специалистов движение в сторону сервисной ориентированности работы ИТ-отдела. На это указали, в частности, такие компании, как Sun Microsystems, ЕМС и "Техносерв А/С". "Необходимо отметить увеличивающийся интерес к формализации ИT-сервисов, выдаваемых ИT-службами бизнес-подразделениям заказчиков. Эта тема также все чаще обсуждается с нашими заказчиками", - поясняет директор департамента по работе с корпоративными заказчиками "EMC России и СНГ" Борис Гермашев.

Интересно, что личные качества и опыт CIO, как следует из рис 2, являются для поставщиков услуг лидирующим критерием, в соответствии с которым они оценивают перспективы предстоящей работы с заказчиком. При этом спектр ответов, как видно, был весьма разнообразным. Примечательно также, что профессионализм ИТ-директора оказался даже более важен для поставщиков, чем контакты с топ-менеджментом компании. "Как сторонник идеи "значения роли личности в истории" я считаю, что личные качества и опыт играют огромную роль в успехе совместных проектов. От личных качеств и опыта зависит и проработка проекта, и дальнейшее его продвижение в компании, и окончательное внедрение и сопровождение", - говорит Светлана Мишина, руководитель нефтегазоэнергетического сектора Sun Microsystems. Директор по маркетингу компании "АйТи" Дмитрий Ведев также комментирует значимость личных качеств и опыта CIO, определяя ее через конкретные формы проектной активности. "Немаловажным фактором является участие ИТ-специалистов вообще и CIO в частности в продвижении, лоббировании проекта внутри компании-заказчика", - говорит он.

Рис. 2. Каковы общие критерии, в соответствии с которыми вы оцениваете
перспективы успешности предстоящей работы с заказчиком и
его зрелость в области управления ИТ?

В устных ответах, касающихся изменений в критериях оценки перспектив проекта, эксперты отмечают возросшую их корреляцию. Прежде всего имеется в виду пресловутая связь между бизнес- и ИТ-стратегией. "Отрадно отметить, что за последний год именно в этой сфере видны позитивные сдвиги. Наметилась более тесная интеграция ИТ- и бизнес-подразделений, возросло понимание основополагающей роли ИТ в бизнесе компаний", - комментирует ситуацию Сергей Квашук, руководитель департамента консалтинга Novell в СНГ. "Существенно возросла роль взаимодействия ИТ-подразделения с бизнес-отделами на всех этапах от обследования до внедрения, сопровождения и обучения", - считает Александр Антипов, управляющий директор компании "Sterling Интеграция". "Без четкой, существующей де-факто бизнес-стратегии не может быть эффективной ИТ-стратегии, и очень хорошо, что эту простую истину все больше осознают и заказчики, и ИТ-компании. Соответственно меняются и приоритеты", - утверждает президент консалтинговой группы "Борлас" Алексей Ананьин. Фактически эту же мысль декларируют эксперты из "Компьюлинка". Специалисты ряда фирм делают акцент на тесной связи еще двух факторов - грамотного CIO и сильного состава ИТ-подразделения. Иными словами, заметное повышение личной роли CIO во взаимодействии с поставщиками - факт безусловно отрадный, но, как видно, значимой эта тенденция оказывается только на фоне других критериев: наличия бизнес- и ИТ-стратегии, их связи между собой, качества работы всего ИТ-подразделения и эффективности коммуникаций "бизнес - ИТ".

Отвечая на первые два вопроса, наши собеседники не могли не затронуть направлений и форм работы, которые имели место в последний год и были так или иначе сопряжены с вышеназванными акцентами. Довольно часто звучала мысль о начале систематической деятельности в области планирования и развития ИТ-инфрастуктуры, что в свою очередь связано с достижением на российских предприятиях достаточного уровня ее зрелости, произошедшим, по мнению наших экспертов, именно в последний год. Отсюда, кстати, заметное внимание к регламентным вопросам (рис. 1), которое не может быть признано самым приоритетным, но которому на этапе интенсивного наращивания ИТ-ресурсов компании могли придавать куда меньшее значение. "Важная тенденция, которая была ярко выражена на протяжении прошедшего года, - усиление значимости вопросов эксплуатации ИТ, а также важности и критичности процессов планирования, развития и оптимизации ИТ-систем предприятия", - говорит Денис Матеев, заместитель директора департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании "Микротест". "Значительно больше внимания стало уделяться таким аспектам, как выработка единой ИТ-стратегии, проведение ИТ-аудита и оптимизация всей ИТ-инфраструктуры. Таким образом, налицо желание навести порядок в том, что уже есть", - комментирует ситуацию со своей стороны директор по развитию бизнеса компании "Форс - Центр разработки" Николай Зезюлинский. Здесь хочется заметить, что именно систематический подход к планированию инфраструктурных решений способен выдвинуть фигуру CIO на передний план. При таком подходе данная проблема перестает ассоциироваться исключительно с техническими вопросами, и в то же время (в отличие от проблем с внедрением бизнес-систем) ИТ-директора здесь не заменит никакой другой функциональный топ-менеджер.

Надо сказать, что опрашивая ИТ-директоров год назад, мы отмечали, что примерно в половине случаев (по любым вопросам) отношения между ИТ-директором и топ-менеджментом сроились не спонтанно, а по продуманной схеме; при этом самой серьезной сложностью во взаимодействии с поставщиком для российского CIO являлись именно трудности при реорганизации бизнес-процессов.

Стандарты в бизнесе и ИТ

Фактор, который в значительной мере служит фундаментом для установления долгосрочных отношений между корпоративным заказчиком и поставщиком, связан с корпоративными стандартами. В прошлом году вопрос на эту тему мы задавали представителям компаний, являющихся клиентами, а теперь решили адресовать его поставщикам, которые, очевидно, должны быть в курсе дела. Распределение приоритетов (рис. 3) и оценка динамики в этом вопросе здесь в общем-то вполне ожидаемы и примерно одинаковы у всех опрошенных. Наиболее типичным комментарием могли бы стать слова первого заместителя генерального директора "Оптима-интеграции" Олега Зименкова: "Наличие стандартов в области аппаратных и программных платформ - это в общем-то традиционная ситуация, с которой нам приходится сталкиваться практически в каждом проекте. Стандартизация в области бизнес-приложений и в сфере ИТ-поддержки бизнеса в течение последних лет показывает устойчивый рост". "Руководители начинают задумываться о стандартизации в области ИТ-сервисов и переходе на ресурсную модель ИТ-служб", - замечает также Александр Замятин, директор департамента информационных и телекоммуникационных технологий "ТехноСерв А/С".

Рис. 3. С какими корпоративными стандартами вы сталкиваетесь
в настоящее время на предприятиях?

При этом надо отметить, что относительно ровные высказывания о пропорциях присутствия на отечественных предприятиях тех или иных ИТ-стандартов контрастируют со скептическими замечаниями, касающимися их реальной практической значимости. "Стандартизация невозможна без ИT-стратегии, особенно в части ИT-инфраструктуры. Всё ещё распространенный сегодня стиль решения проблем ("тушение пожара") делает невозможным использование каких бы то ни было стандартов", - даёт свой комментарий Владимир Соркин, директор по развитию бизнеса TopS BI. "Хотелось бы отметить, что стандартизацией сегодня занимаются практически все компании. Однако конкретного результата добиваются лишь единицы", - замечает Алексей Клименко, заместитель генерального директора компании "Аскейт" (группа "Компьюлинк"). Если вспомнить наш прошлогодний опрос, то директора тогда в целом определяли ситуацию с ИТ-стандартами как промежуточную между их отсутствием и явным существованием в компании.

Свой взгляд на трудности, сопровождающие ИТ-стандартизацию, высказывает Сергей Квашук из Novell: "Проблема в том, что некоторые вендоры стараются подменить понятие стандартизации, переводя его глубинный смысл с соответствия отраслевым и открытым стандартам на использование "стандартного" ПО и оборудования. Такой подход неприемлем в условиях эксплуатации гетерогенных распределенных систем, а также информационных систем холдингов".

В отношении динамики использования ИТ-стандартов выделим еще одно интересное замечание. "Со стандартизацией дела обстоят не лучшим образом. Впереди, однако, те, кто ориентируется на стандарты менеджмента качества и внедряет процессные подходы к ведению бизнеса", - говорит Дмитрий Грязнов, директор департамента программной интеграции компании "Ай-Теко". Интересно оно тем, что критика в адрес положения с ИТ-стандартизацией здесь сочетается с тезисом о преимущественном развитии известных методических подходов в области бизнес-процессов. Стандартизация в этих двух сферах постепенно сближается, и это можно наблюдать на примере ITSM и BSC. Борис Гермашев из компании EMC называет еще одну новую, но, по его словам, уже известную российскому пользователю спецификацию - ISO/IEC 20000, в общем, также сильно тяготеющую к бизнес-процессам и поддерживаемую рядом ИТ-систем. В итоге по целому ряду причин в будущем у нас может появиться во многом общее поле стандартизации в области бизнес-процессов и ИТ-сервисов, что безусловно должно укрепить как значимость корпоративных стандартов, так и авторитет ИТ-директора в бизнесе.

Сравнение мнений поставщиков и заказчиков

Подводя итог уходящего года, мы не могли не задать нашим респондентам вопрос о востребованности тех или иных специалистов при выполнении проекта (рис. 4). Фактически идентичный вопрос о дефиците тех же специалистов мы задавали ИТ-директорам в прошлом году, и поскольку ответ на него должен быть лишен какого-либо субъективизма, результаты, полученные с разницей в один год, могут быть фактически сравнены напрямую. Они, надо сказать, во многом не совпадают.

Рис. 4. Каких специалистов со своей стороны вы наиболее часто
предоставляете на проект в последний год?

Интересно, что буквально все говорят о возросшей востребованности бизнес-консалтинга. "За последний год значительно повысился спрос на консалтинговые услуги. Заказчики готовы за них платить, поскольку понимают их важность и полезность", - утверждает директор департамента по работе с заказчиками компании "Открытые технологии" Григорий Шевченко, выражая тем самым мнение большинства опрошенных. Общее движение в сторону бизнес-проблематики, наблюдавшееся за последний год, было отмечено и ранее. И тем не менее даже в прошлом году дефицит бизнес-косультантов из всех возможных специалистов по мнению ИТ-директоров был самым высоким. Сейчас, как видно из диаграммы, этой категории специалистов поставщики ИТ-услуг отдают не первый и даже не второй приоритет в проектах.

Обратим внимание и еще на две ведущие позиции - менеджера проекта и ИТ-архитектора. Пропорции в отношении спроса на них со стороны заказчика (год назад) и предложения со стороны поставщика примерно совпадают. В этом смысле примечательно мнение Олега Зименкова из "Оптима-Интеграции": "Сегодня наиболее востребованными являются ИТ-архитекторы и менеджеры проектов, и чаще всего эти специалисты работают в паре. Их основная задача - обеспечение эффективного управления проектом и использование в нем современных технологий и удовлетворяющих заказчика решений". В компании "Техносерв А/С" считают, что в последнее время все чаще требуется системный архитектурный подход на основе передовых международных стандартов, имея в данном случае в виду также относительно малоизвестную на российском рынке спецификацию ISO RM-ODP, посвященную организации распределенных вычислений. Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой массового принятия рынком тех или иных стандартов, что, в свою очередь, в будущем может изменить приоритеты по многим вопросам - от статуса ИТ-департамента до потребности в определённых системах и ИТ-специалистах.

Рис. 5. Как вы оцениваете структуру ИТ-бюджета ваших заказчиков
в настоящее время, исходя из комплексных проектов, которые вы выполняете?

И наконец, еще одним фактором, который, казалось бы, должен объективно и независимо восприниматься обеими сторонами проекта, является его бюджет. Мнения о возможности выделять и изменять его по ходу внедрения информационных технологий отражены на рис. 5 и 6. Надо сказать, что оценка как самого бюджета заказчика, так и возможностей его изменения довольно существенно отличается от той картины, которая формировалась год назад на основе мнений самих заказчиков. Большая группа специалистов (из компаний Novell, Symantec, SAS, "Ай-Теко", BCC, "Форс") в один голос утверждает, что ситуация в данной области за последние годы практически осталась прежней. Другие (эксперты из "Открытых технологий" и "Sterling Интеграции") так же дружно заявляют, что бюджеты заказчиков стали гибче. Однако исходя из представленных графиков явно видна даже более консервативная оценка, чем та, что была дана самими ИТ-директорами год назад. Это тем более странно, если учесть, что любое проявление гибкости в этом вопросе на руку поставщикам и о любых возможностях динамичного формирования бюджета клиента им должно становиться известно в первую очередь.

Рис. 6. Каковы возможности динамичного распределения ИТ-бюджета?

В отношении функциональных приоритетов сегодняшнего дня многие эксперты традиционно ориентируются на направления специализации своих компаний. На рост внедрения прикладных систем при этом рассчитывают очень многие, что понятно: ИТ-инфраструра часто развивается пропорционально интенсивности внедрения бизнес-систем. "Основными направлениями инвестирования останутся центры обработки вызовов, центры обработки данных и сети передачи данных. Крупные организации продолжат развивать телекоммуникационную инфраструктуру. В следующем году еще больше усилится интерес к решениям по управлению ИТ-инфраструктурой, поддержанию жизнеспособности ИТ-систем и обеспечению информационной безопасности", - уверен заместитель генерального директора компании "Крок" Александр Буйдов.

27 декабря, 2006 г., Intelligent Enterprise, N24(156)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован