"Северные регионы не являются окраинами, а представляют собой основную территорию нашей, действительно, северной страны. Будущее России во многом связано с экономическим развитием именно этой территории. Но в то же время государство не должно лишать любой народ, каким бы малочисленным он ни был, возможности на реализацию его прав", - сказал председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера ималочисленных народов Геннадий Олейник, открывая 27 ноября заседание "круглого стола" на тему "Проблемы законодательного обеспечения развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, говоря о предмете обсуждения, он уточнил, что проблемы эти не просто существуют, они серьезны, иот их решения зависит будущее северных народов и дальнейшее развитие Севера.
Концепцию Министерства экономического развития и торговли по этому вопросу изложил собравшимся начальник отдела устойчивого развития Департамента окружающейсреды и природных ресурсов Евгений Солдаткин. Министерство подготовило проект Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Дальнейшая дискуссия показала, что абсолютное большинство участников заседания - а среди них были юристы, ученые, представители северных регионов и различных организаций малочисленных народов, - не только не одобряет данный законопроект, но оценивает его весьма критически.
По мнению вице-президента Ассоциации коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Михаила Тодышева, заместителя руководителя Департамента Республики Саха (Якутия) по делам народов и федеративных отношений Анатолия Слепцова, заместителя председателя Комитета по делам Севера и малочисленных территорий Николая Анисимова и других выступавших, предложенный документ противоречит Конституции страны и ущемляет права населения территорий традиционного природопользования. Он закрепляет исключительное право Правительства Российской Федерации на осуществление всех регулятивных функций, касающихся образования, упразднения, правового режима, использования природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности на этих территориях. Положения же о праве безвозмездного пользования земельными участками и другими природными объектами (то есть оленьими пастбищами, местами традиционного ведения охотничьего и рыболовного промыслов и т. д.), о компенсациях при их изъятии, о том, кто будет нести расходы по обеспечению природоохранных мероприятий, контроль за использованием ресурсов и другие вовсе законопроектом не предусмотрены. Закон перегружен ссылками на статьи и нормы других правовых актов, Земельный, Лесной и Водный кодексы, причем наблюдается путаница понятий и несоответствие положений законопроекта пунктам тех законов, к которым он отсылает. Как сказала одна из участниц, он заранее "пишется для Конституционного Суда, и его уже можно туда отправлять". Многие высказали мнение, что нужно принимать не новый закон, а поправки к действующему.
Логично и справедливо отдать решение многих вопросов регионам и жителям территорий, о которых идет речь в законе. "Мы и так много потеряли, - заметил Г.Олейник. Раньше была плохая организация, теперь не стало никакой. Разогнали колхозы, а что взамен? Кто у нас теперь занимается оленеводством комплексно - и оленей разводит, и природу охраняет, и с эпидемиями борется? Чтобы это делать эффективно, надо быть оленеводом, а не членом совета директоров или акционерного общества. Откуда страх доверить традиционные отрасли и промыслы тем, кто это умеет лучше всего - коренным жителям Севера?".
Принявший участие в работе "круглого стола" заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев обратил внимание на необходимость повышения исполнительской дисциплины МЭРТ РФ, который затянул работу над данным законопроектом, и предложил создать согласительную комиссию. Он также высказал мнение о том, что конечный документ нужно пропустить через Госсовет, поскольку обсуждаемый вопрос имеет важное государственное значение.
По итогам "круглого стола" выработаны рекомендации, адресованные федеральным органам государственной власти, и органам власти северных субъектов Российской Федерации.
27.11.2003
http://www.regions.ru/news/1316970/