Эксклюзив
Газеев Евгений Иванович
18 мая 2018
2243

В своем зеленом сюртуке и парусиновых ботинках…(«Браво»-«Король Оранжевое Лето»)

Или несколько строк по поводу смыслового формата, заложенного в публикацию: «Мао Цзэдун хотел обеспечить стабильность через раздувание нестабильности».

Прочитав которую вспомнилось, что как-то вдруг, по случаю, мне крупно однажды повезло, т.к., и к тому же довольно за дешево, удалось приобрести Избранные произведения Мао Цзэдуна, опубликованные Издательством иностранной литературы, в 1954 году.

Изучить их, как говорится, и «от первой корки, до корки последней» все было как-то недосуг, но, тем не менее, бегло «пробежаться» по их страницам все же удалось.

И этого, к стати, вполне хватило для того, что бы в целом почувствовать довольно-таки мощный политический потенциал, заложенный в мышлении этого государственного деятеля, но, вместе с тем и оно, и выстраивание его логики мышления, на мой взгляд, были пронизаны таким же и нисколько не менее мощным, и даже не сказать, что бы «восточным», в абстрактном понимании этого слова, а точнее, наверное, все же именно чисто «китайским», весьма специфическим и предельно замысловатым, для наших стереотипов, связанных с их философским восприятием, колоритом.

А уже исходя даже и из этого, и даже уже вовсе не говоря о других порядках, и может быть таких, которые даже и ничуть не меньшего свойства, чем вышеупомянутые, я бы, например, все же, на всякий случай, очень поостерегся бы упрощенно подходить к исторической, философской, политической и иной оценке деятельности Мао Цзэдуна, к чему, и надо сказать довольно «смело» и «решительно», «прибегают» очень многие наши исследователи и ученые, начиная с советского периода и до настоящего времени, в том числе и относительно, так называемой, «культурной революции»…

Да, действительно автор публикации: «Мао Цзэдун хотел обеспечить стабильность через раздувание нестабильности» был абсолютно прав в том, что «16 мая в Китае 1966 года началась «культурная революция», а если быть чуть-чуть поточнее, но это принципиально важно, то: «Великой Пролетарской Культурной Революции»…

И там еще, насчет всего этого – самого, «бабушка надвое сказала», кто «раздувал нестабильность»: Мао Цзэдун, на которого многие коллеги, с нескрываемым «удовольствием», «вешают всех собак», потому, что это будет самый легкий и самый примитивный путь в исследовании данной и диалектически архисложной темы, на которой, в том числе, и в таком вот - самом формате, можно, и к тому же без особого труда, «настричь» для себя лично целую большую «кучу» научно-политических, да и каких угодно, «купонов»…

Или же «нестабильность раздувало» либеральное крыло, сформировавшееся в политическом и государственном руководстве Китая, и состоявшее, в том числе, как, из упомянутого господином Ломановым, Лю Шаоци, а так же Пен Дэхуайя, Ло Жуйцина, Лу Динъиа, Ли Лисаньа и еще очень многих других.

В принципе, по большому счету, этот политический кризис (об экономике мы, пока, не говорим) возник не изнутри самого Китая, а его, в значительной степени спровоцировала политика Никиты Хрущева, во первых - через осуждение культа личности Сталина, во - вторых, через выстраивание им государственного политического вектора, связанного с либелеризацией экономического развития в СССР, и в третьих, через провозглашение «доктрины» (если ее конечно же можно так назвать) «мирного сосуществования двух антагонистических мировых систем, т.е. капитализма и социализма).

К тому же, все эти категории подпадали под формат соответствия, или не соответствия, фундаментальным выводам, заложенным в марксистской теории построения коммунизма.

Мао, хотя и у него самого были свои кое – какие собственные «заморочки» на счет марксизма, характеризует поворот в политике советского руководства как «ревизионизм»…

Никита Хрущев не остается в «долгу» и сам, в свою очередь, обзывает Мао Цзэдуна «ревизионистом» и собственно на основе этого провоцируется первый раскол в мировом коммунистическом движении и зарождается новое политико – философское течение, под названием «Маоизм», которое, собственно, довольно быстро и широко нашло своих сторонников во многих государствах Дальнего Востока и Латинской Америки.

И что бы как – то, более или менее «культурно», что ли, подытожить свои размышления, на заданную, и довольно непростую следует отметить тему, наверное, нужно все же попытаться прибегнуть к помощи слов старика Ницше, однажды сказавшего, что «Истина познается в сравнении!»…

Тогда, собственно, тот период Китайской истории можно вполне сравнивать и с Советским, второй половины «восьмидесятых», начала «девяностых»…

Ну, а лучше, пожалуй что, как в том – самом, понимаешь, «сухом остатке» - Великий Китай есть, а Великого Союза – нет, или, на каком уровне своего экономического развития находится сейчас КНР, а на каком РФ, и еще там многое чего можно «обнаружить», если повнимательнее «посмотреть»…

Да-уж, как говорится, в подобного рода «случаях»: «Дистанция огромного размера» (полковник Скалозуб)…

 

Е. Газеев

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован